Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные сведения о технологии обучения

«Основы теории систем»

 

1.1. Параметры технологии обучения и иерархия ее целевых установок

Цель курса: сформировать у студентов знания основ теории систем, а также их использования при решении сложных задач.

Объект изучения: сложные системы.

Предмет изучения: теоретические основы построения и использования сложных систем.

Стратегия реализации учебного материала: разработка технологии обучения в рамках образовательной стандартизованной технологии подготовки специалистов по специальности «Геоинформационные системы и технологии».

Способы реализации технологии обучения: Вариант 1. Традиционное изложение учебного материала. Вариант 2. Изложение учебного материала и отработка практических занятий с использованием компьютеров и оргтехники. Вариант 3. Самостоятельная отработка учебного материала с использованием модели профессиональных знаний преподавателя.

Параметры технологии обучения:

- начало реализации технологии обучения: 1 курс;

- продолжительность реализации технологии обучения: 2-семестр;

- объем теоретического материала: 32 часа;

- объем лабораторных исследований 32 часа;

- объем самостоятельной работы: 80 часов;

- расчетно-графических задания: 2;

-диагностика знаний и умений: аттестация 2-й семестр, экзамен;

- правовое обеспечение: Государственные стандарты высшего образования вуза по специальности «Геоинформационные системы и технологии»;

- техническое обеспечение: средства информатики и оргтехники;

- программное обеспечение: тестовые и другие программы;

- информационно-технологическое обеспечение: учебник «Введение в системный анализ», конспект лекций, Интернет;

- лингвистическое обеспечение: комбинированное (в письменной и устной формах) с использованием естественного русского языка и языка интерфейсов;

- технологию обучения спроектировал профессор Метешкин К.А. и доцент Поморцева Е.Е.

 

1.2. Тестирование студентов на способности системного мышления.

 

Суть теста: описание объектов природы и человеческой деятельности «Солнце, книга, дерево». Время тестирования 15 мин. По 5 минут на каждое описание.

 

1.3. Разбор понятия «Основы теории систем» и системный анализ

 

Теория (содержательная) – учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать – следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и экспериментально проверяются в соответствии с научным методом.

Любая научная теория строится на основе исследования идеализированного объекта, который в современном науковедении называют просто «объект исследования», который может быть декомпозирован и предметно исследован с различных точек зрения (предметов исследования).

Объект исследования представляет собой предметную область науки или некоторую ее части, если не находится на стыке нескольких наук.

Предмет исследования – некоторая сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании.

 

Система (от др.-греч. целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

 

В повседневной практике термин «система» может употребляться во множестве различных смысловых значений, в частности:

  • теория, например, философская система Платона;
  • классификация, например, Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
  • завершенный метод практической деятельности, например, система Станиславского;
  • способ организации мыслительной деятельности, например, система счисления;
  • совокупность объектов природы, например, Солнечная система;
  • некоторое свойство общества, например, политическая система, экономическая система и т. п.;
  • совокупность установившихся норм жизни и правил поведения, например, законодательная система или система моральных ценностей.

Изучением систем занимаются системология, кибернетика, системный анализ, системно-синергетический анализ, теория систем, термодинамика, и другие научные дисциплины.

1.4. Язык как системообразующий компонент знаний

 

Многие великие и знаменитые ученые различных специальностей определяли понятие «что есть язык». Вот некоторые высказывания о сущности языка.

Д.Гартли (1705 – 1757 г.г.) – английский философ-материалист, врач и психолог: «Поскольку слова могут быть сравнены с буквами, употребляемыми в алгебре, сам язык можно назвать одним из видов алгебры, и наоборот, алгебра есть не что иное, как язык, который особым образом приспособлен к объяснению величин всех родов …».

А.А.Потебня (1835 – 1891 г.г.) – крупнейший русский лингвист: «Язык… есть форма мысли, но такая, которая ни в чем, кроме языка, не встречается. Поэтому формальность языкознания вещественна сравнительно с формальностью логики».

Ф. Де Соссюр (1857 – 1913 г.г.) – крупнейший швейцарский языковед, основатель структурализма в языкознании: «… язык … – это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причем оба эти элемента знака в равной мере психичны».

Э.Сепир (1884 – 1939 г.г.) – американский лингвист и антрополог: «… Язык есть вполне оформленная функциональная система в психической, или «духовной», конструкции человека. Язык есть некая структура, по своей внутренней природе – форма мысли».

А. Г.Спиркин (1918 – 2004 г. г.) – советский философ: «Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективизируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением».

Важным понятием с точки зрения дидактики, и педагогики в целом, является понятия «семантический треугольник», под которым в общем языкознании понимают отношения (связь) между термином, образом и развернутым объяснением этого образа, т.е. определением. Образ называют денотатом, а развернутое объяснение сигнификатом. Приведем несколько примеров семантических треугольников, взяв за основу атомарные элементы структуры системы «высшая школа», а именно термины «научно-педагогический работник» и «студент». Заметим, что образ первого термина является собирательным, так как он определяет педагогических работников, которые могут занимать различные должности (см. п.п.3.4, рис. 3.13), а образ, принадлежащий термину «студент», конкретный, т.к. его определение содержит сведения о том, что студенты могут иметь различную форму обучения, а также о цели обучения. Примеры семантических треугольников иллюстрируются на рис.4.8, рис.4.9. Такое представление семантики в общем языкознании не противоречит и даже полностью согласуется с принципом наглядности, который сформулировал в «Великой дидактике» Я.А.Коменский (см. п.п. 1.1, рис.1.4). Однако не во всех случаях удается построить семантический треугольник, который адекватно отражал семантику того или иного термина. Существует множество терминов, которым соответствуют некоторые абстрактные образы (денотаты) и нечетко сформулированные определения (сигнификаты). В большинстве случаях это научные термины, например «методология», «теория», «метод», «эмпирические основы» и т.д.

 

СИГНИФИКАТ
ДЕНОТАТ
Собирательный образ
ТЕРМИН
Определение
Научно-педагогический работник
Лицо, которое работает в высшем учебном заведении третьего и четвертого уровня аккредитации, профессионально занимается педагогической деятельностью и совмещает ее с научной и научно-технической деятельностью.

 

Рис. 4.8. Иллюстрация семантического треугольника на примере термина «научно-педагогический работник»

 

СИГНИФИКАТ
ДЕНОТАТ
ТЕРМИН
Образ
Определение
Студент
Лицо, которое установленным порядком зачислено в высшее учебное заведение и обучается на дневной, вечерней или заочной, дистанционной формах обучения с целью приобретения определенного образовательного и образовательно - квалификационного уровней.

 

Рис. 4.9. Иллюстрация семантического треугольника на примере

термина «студент»

 

По своей сути семантический треугольник передает смысл языкового знака.

1.5. Формирование системы знаний по специальности

 

Смысловое поле специальности
    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Терминологическое поле специальности  
Философия
Информатика
  ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК
Терминологические системы языков наук
Физика
Высшая геодезия
Смысловое поле учебной дисциплины
Терминологическое поле учебной дисциплины

Рис. Иллюстрация формирования профессионального языка

на основе терминологического поля специальности

Всеобщие законы
Общие законы
Законы естественных наук
Законы общественных наук
Законы технических наук
ЗАКОН БОЖИЙ
- История - Педагогика - Экономика - Социология - Культурология и др.
- Астрономия - Медицина - Физика - Математика - Химия и др.
- Механика - Кибернетика - Энергетика - Геофизика - Агрономия и др.
ФИЛОСОФИЯ
З А К О Н О М Е Р Н О С Т И

Рис. Иерархия законов в методологии науки

 

 

1.6. Мир систем, их свойства и классификация

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Свойства систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.