Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет истории социологии




ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ СОЦИОЛОГИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Купцов Владимир Александрович

 

 

Курс лекций для студентов заочной формы полного срока обучения

направления подготовки 030900.68 «Юриспруденция»

 

Работа издается в авторской редакции.

 

 

Подписано в печать «__» _________ 20___ г. Формат 60х84/16

Бумага офсетная. Печать оперативная. Усл. п.л. 7.

Тираж __ экз. Заказ № ___

 

 

ЦИТ и УО ЧКИ РУК

428025, Чебоксары, пр. М.Горького, 24

 


[1] О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997.

[2] ВВС СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.

[3] См. Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций: В 3 т. Т. 2. Особенная часть. – М., 2007. – С. 273.

[4] СЗ РФ. 1994. - № 11. - Ст. 1291; 1998. - № 49. - Ст. 6058.

[5] Ведомости РФ. 1992. - № 45. Ст. 2542; СЗ РФ. 1996. - № 1. - Ст. 1; № - 28. - Ст. 34 61; 1999. - № 21. - Ст. 2668; 2003. - № 1. - Ст. 2 и 7; № 9. – Ст. 804; № 28. – Ст. 2885.

[6] СП РФ. 1992. - № 6. - Ст. 29; САПП РФ. 1993. - № 9. - Ст. 745.

[7] ВСНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 17. - Ст. 888.

[8] Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 769 (с послед. изм.).

[9] См. примечание 1 к ст. 201 и примечание к ст. 285 УК РФ.

[10] См. примечание к ст. 2052 УК РФ.

[11] См.: СПП ВС СССР и РСФСР по уголовным делам. - М., 2000. - С. 324.

[12] См.: БВС СССР. - 1990. - № 3. - С. 5.

[13] См.: ФЗ «Об основах государственной службы РФ».

[14] См.: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ».

 

 

1. Предмет истории социологии

2. Цели, задачи и структура курса «История социологии»

 

 

История социологии является одной из важнейших учебных дисциплин в профессиональной подготовке социолога. Только изучив историю науки можно понять её сущность, предмет и методы, оценить современное состояние. Эмиль Дюркгейм говорил об изучении социологии в статье «Социология и социальные науки»: «лучший способ объяснить ее сущность, предмет и ме­тод — это дать краткий очерк ее происхождения».

Во-первых, социология как любая другая наука имеет свою историю. Она как любая наука – порождение своего времени, т.е. она возникает как реализация определенной общественной потребности в знаниях в той или иной области. Так и социология – дитя своего времени, а именно, периода перехода от традиционного, аграрного к современному, индустриальному обществу. К тому же, как и всякое дитя, она имеет дату (время) рождения и родителей в лице конкретных ученых, а также родственников в виде близких ей наук. Иными словами, социология, как и любая другая наука, имеет свои социальные и интеллектуальные истоки. Их необходимо изучать.

Во-вторых, любая социологическая проблема имеет историю своего исследования. Поэтому её следует изучать в историческом контексте, что дает возможность проследить, как она оказалась в поле зрения социологов, на каких её аспектах в то, или иное время это внимание акцентировалось, с каких теоретических и методологических позиций она рассматривалась, каковы результаты исследования на тех или иных этапах, и, наконец, каково современной состояние изученности этой проблемы. Например, проблема социального неравенства и стратификации. Её изучали Маркс, Дюркгейм, Вебер, Сорокин и другие авторы, включая современных. Каждый внес в исследование этой проблемы значимый вклад.

Отсюда - предмет истории социологии составляет её институциализация, т.е. процесс её становления и развития как науки. Прежде всего – это исследование становления и развития её предмета, метода и основных парадигм (базовых теорий), т.е. того, что её конституирует как науку.

Заметим, что история социологии – это в значительной степени история научных социологических идей, теорий. Карл Манхейм (1893-1947), один из основателей социологии знания, отмечал, что существуют два основных способа изложения истории идей.

Первый способ – «повествовательный», на основе которого показывается переход идей от одного мыслителя к другому и ведется эпический рассказ об истории их развития.

При втором способе ключом к пониманию творческого развития мысли служит «общественный фон», прежде всего судьба классов и общественных групп.

Обратим в этой связи внимание на то обстоятельство, что работа известного социолога Льюиса Козера (1913-2003) по истории социологии называется «Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте» (1971, 1977). Историю социологических идей Козер рассматривает не только как интеллектуальную биографию того или иного ученого, но и через призму формировавших его мировоззрение конкретных социально-исторических условий. Учитывая исторический и социальный контекст рассматриваемых идей, Козер связывает взгляды и убеждения каждого теоретика с историей его жизни, её социальными и психологическими аспектами, взлетами и падениями научной карьеры, социальным статусом, с социально-политической атмосферой, устанавливает его учителей и интеллектуальных предшественников.

Роберт Мертон (1910-2003) утверждал: «Истинная история социологической теории должна представлять собой нечто большее, чем хронологически упорядоченный набор критических обзоров определенных доктрин. Она должна за­ниматься взаимодействием теории и таких вопросов, как социальное происхождение и статусы ее представителей, меняющаяся социальная организация социологии, изменения идей в результате их распрост­ранения, и их связи с окружающей социальной и культурной струк­турой».

Создатель структурного функционализма Толкотт Парсонс (1902-1979) в своей автобиографии «О построении теории социальных систем: интеллектуальная автобиография», характеризуя непростой путь к вершинам научной карьеры, заявлял: «Совершенно ясно, что ни в смысле выбора занятий, ни в смысле интеллектуального содержания у меня не было тщательно спланированной карьеры». В то же время он отмечал, что: «Между счастливыми случайностями в этих поворотах профессиональной и интеллектуальной карьеры и её последовательностью существует связь» ….которую по его словам, - «поддерживает определенный способ реагирования на интеллектуальные стимулы…». О чем свидетельствуют эти высказывания? О том, что он всегда откликался на интеллектуальные запросы своего времени. Иными словами само время, социальные проблемы и состояние научного знания, интеллектуальная атмосфера, ставили перед Парсонсом вопросы, на которые он искал ответы.

Все это необходимо учитывать при изложении истории социологических идей и теорий, которые прямо связаны с политическими, экономическими и социальными условиями своего времени. При этом следует понимать, что эта связь обоюдная. Как социально-политические и экономические условия способствуют рождению новых идей и учений, так и новые идеи и учения способствуют изменению этих условий. Например, установлено, что именно гуманистические и либеральные идеи эпохи Просвещения породили Великую французскую революцию 1789 года, а она в свою очередь дала толчок к их дальнейшему развитию.

Кроме того, следует учитывать, что социология как социальный институт (наука) непосредственно включена в объект своего изучения - общество и представляет собой средство, с помо­щью которого оно познает само себя, т.е. она является средством самопознания.

Социальные (онтологические) истоки социологииконкретная историческая обстановка в которой возникла наука, с присущими ей социальными нормами и ценностями, институтами, общностями.

Интеллектуальные (гносеологические) истокиидейная и научная атмосфера конкретного периода развития социологических теорий. Например, эпоха господства позитивизма, бихевиоризма или структурного функционализма в социальных науках. Наконец это научные открытия, определенные научные достижения, детерминирующие научный поиск, задающие направление дальнейшим исследованиям.

Основополагающую роль в развитии науки, в том числе социологии, играет личность ученого. В истории социологии это отражается в персонифицированном подходе, когда определенные этапы развития социологической мысли связаны с конкретными именами ученых. При этом главным, конечно же, является изучение их теоретических и методологических взглядов. Но, поскольку они формируются под воздействием определенных жизненных, и, прежде всего, интеллектуальных обстоятельств, в которых находится ученый, то значительное место в истории социологии занимает изучение его биографии, характера, стиля и образа жизни, ценностных ориентаций (особенно политических и этических) и общественной, в особенности интеллектуальной, атмосферы, в которой происходило формирование и развитие его взглядов.

Важно выяснить, кто оказал наибольшее воздействие на становление его научных взглядов, т.е. где и у кого он учился, кто из ученых был для него авторитетом, к какой научной школе или направлению (течению) он принадлежал. Иными словами необходимо выявить интеллектуальные истоки его теоретических конструкций.

Пример – создатель социологии Огюст Конт (1798-1857). Он имел довольно тяжелый характер. Был неудачником в личной жизни, так как был несчастлив в браке. Фактически не имел друзей, только нескольких последователей. Не сложилась его академическая карьера, поскольку ему так и не удалось получить кафедру социологии. Жил он весьма скромно, даже бедно. В конце жизни он существовал благодаря материальной поддержке своих последователей. Страдал психическими расстройствами, был склонен к суициду. Вместе с тем он не был лишен амбиций, высокого самомнения, искренне верил в свою миссию проповедника «позитивизма как новой религии».

Таким образом, перед нами портрет типичного маргинала. Факты его биографии, черты психики, ценностные ориентации, сама социальная и интеллектуальная атмосфера его времени - безусловно, отразились на его творчестве далеко не лучшим образом.

В то же время невозможно рассматривать творчество Конта в отрыве от постреволюционного времени, в котором он жил. Ведь именно стремлением предотвратить в будущем революционные потрясения руководствовался Конт в создании новой науки об обществе. Кроме того важно учитывать то обстоятельство, что Конт вышел из знаменитой школы Анри де Сен-Симона, сотрудничество с которым наложило глубокий отпечаток на всё его творчество.

Следует учитывать, что сама социология в начальный период своего становления была маргинальной наукой, которой ещё предстояло отстоять свою идентичность, заняв достойное место в ряду уже сложившихся академических дисциплин.

На пути исторической реконструкции социологической науки немало проблем. Прежде всего, главным вопросом истории социологии является вопрос об идентификации самой социологии. Важно оп­ределить, что относится к социологии, а что нет, для чего необходимо иметь четкие представления об её предмете. Иными словами история социологии – это история чего? Что есть социология?

Социология – это наука об обществе. Роберт Мертон, один из классиков мировой социологии как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Действительно, это так.

Но, что такое общество – как не что иное, как продукт взаимодействия людей, результат их совместной творческой деятельности.

Вместе с тем люди в свою очередь сами являются продуктом общества, воспринимая принятые в нём нормы и ценности, следуя сложившимся стандартам поведения, подчиняясь различным формам социального контроля. Отсюда вытекает двойственность предмета социологии.

С одной стороны, это общество, его социальная структура, социальные институты. С другой стороны, это поведение людей как членов общества, социальных групп и общностей. Между этими двумя подходами к предмету социологии нет непреодолимой пропасти. Очевидно, что изучение общества, невозможно без анализа взаимодействия людей, из которого рождается само общество. Напротив, анализ поведения людей невозможен без учета влияния на них общества.

По авторитетному мнению известного социолога Питера Бергера предметом социологии является как «человек в обществе», так и «общество в человеке». Подтверждение данного утверждения можно найти у авторов популярных учебников по социологии.

Так Нейл Смелзер дает следующее определение предмета социологии: «Социология — это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа».

Энтони Гидденс утверждает, что «социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По его мнению «социологию можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам». Он считает, что социология является наукой в том смысле, что она использует систематические методы исследований и строит теории, опираясь на имеющиеся факты и логическую аргументацию.

Развернутое определение социологии дает Пётр Штомпка: «наука о людях, действующих в поле взаимоотношений друг с другом (в «межличностном пространстве») и придающих этому полю динамику постоянного функционирования и формирования (то есть поддерживающих «социальную жизнь»), о людях, которые превращают повторные, фиксируемые их сознанием, иногда непреднамеренные результаты и последствия своих действий в те структурные и культурные рамки, в которых происходят дальнейшие действия последующих поколений».

В целом данные определения дают представление о современном видении социологии как науки о социальной жизни людей, т.е. их жизни в обществе.

Однако человек и общество служат объектами изучения и других наук, в частности, экономики, политологии, истории. Чем социология отличается от них и как соотносится с ними?

Каждая социальная наука имеет свой специфический предмет исследования. Так, предметом экономической науки служат экономические отношения и процессы, такие как производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, в основе которых лежат отношения собственности. Предметом политологии является политическая сфера жизни общества, связан­ная с организацией и функционированием политической власти.

Специфическая сфера есть и у социологии - это сфера социальных отношений, т.е. взаимодействий между людьми как членами общества, представителями социальных групп и общностей (демографических, территориальных (поселенческих) и профессиональных, а также классов и этносов). Идентификация людей с теми или иными общностями во многом предопределяет их поведение и стиль жизни.

В этой связи социология выступает как наука о поведении людей как членов общества, тех или иных социальных групп. Вместе с тем, люди являются субъектами всей совокупности общественных отношений. Этим обусловлена тесная связь социологии с другими социальными науками. В результате на основе смежных областей исследования возникли такие специальные науки, как:

· политическая социология или социология политики, особое внимание уделяющая поведению электората во время выборов,

· экономическая социология, исследующая поведение людей в сфере экономики,

· историческая социология, изучающая основные тенденции исторического процесса, а также происхождение и развитие социальных институтов.

Социологическое знание существует в основном как фундаментальное и прикладное.

· Фундаментальный или общесоциологический уровень - это, прежде всего, теории, описывающие само общество, его институты, социальные процессы.

· Прикладной уровень – уровень эмпирических исследований, направленных на решение, как правило, практических задач.

Кроме этого согласно Роберту Мертону существуют «теории среднего уровня», или, что, точнее «теории среднего ранга» в рамках отдельных областей социологического знания, касающихся:

· общественных институтов: социология образования, социология религии, социология семьи,

· социальных процессов: социология конфликта, социология мобильности, социология социальных изменений,

· социальных общностей: социология групп, социология организаций и т.д.

Не ограничиваясь уровнем эмпирического обобщения, эти теории опираются на теоретические разработки более высокого уровня, обеспечивая вместе с тем связь между высокой теорией и конкретными исследованиями.

Между тем, предметом истории социологии является, преимущественно, область фундаментальной, т.е. теоретической социологии.

Каковы же признаки или критерии, благодаря которым мы определяем некое знание как социологическое, с тем, чтобы включить его в исто­рию социологии? Не всякое знание об обществе можно считать социологическим. Ведь представления об обществе существуют и в рели­гии, и в морали, и в обыденном сознании. А для того чтобы такие представления могли считаться социологическими, общество должно стать объектом особого рода познавательной деятельности, которую мы называем наукой.

Социология - не просто знание, а научное знание об обществе. Но что такое научное знание? Было бы ошибочно пола­гать, что научное знание отличается от других тем, что оно истинно, тогда как другие ложны. Есть все основания считать, что в науке было высказано немало ложных суждений, тогда как вне науки - немало истинных суждений об обществе. Например, безусловно, достоверно то, что мы в настоящий момент находимся в аудитории, в которой проходит лекция. Но сама по себе констатация этого факта отнюдь не является научной.

Научные факты - результат специальной обработки реальности. Они являются продуктом таких мыслительных процедур, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, классификация, т.е. конструируются на основе определенных критериев, фиксируя наиболее существенные или типичные свойства. Таким образом, будучи научным, социологическое знание об обществе отличается от обыденного, житейского, основанного исклю­чительно на здравом смысле. Хотя здравый смысл весьма важен.

Социальный статус, социальный институт, социальная мобильность, - примеры таких идеализированных объектов, которые конструируются на основе реальности. Так, для социолога феномен семьи предстает несколько иначе, чем для супругов, выясняющих отношения на кухне.

Как и всякая наука, социология основана на тео­ретическом осмыслении реальности. Это систематизированное знание, воплощенное в определенных системах понятий: теоретических системах, моделях, схе­мах. Оно находит своё выражение в закономерностях, принципах, зависимостях, обобщениях и т. п. Причем, научные факты могут быть подвержены процедуре дока­зательства, проверки и опровержения, т.е. верификации. Эти процедуры, могут быть как теоретическими, так и эмпирическими, основанными на наблюдении, эксперименте и т. п.

Следует иметь в виду, что социология - наука гуманитарная, изучающая социальную ре­альность, которая представляет область знаков (языка), символов, значений, смыслов, требующих истолкования, интерпретации.

Во-вторых, социальная реальность - это проявление человеческого существования. Как бы жестко ни было детерминировано поведение че­ловека социальными обстоятельствами, его поведение во многом результат собственного альтернативного выбора, конфликта, столкновения действий различных людей. Поэтому различные средства описания, объяснения и предска­зания в социологии заведомо не могут быть столь же точными, как в естественных науках. Социальным явлениям свойственна до­вольно высокая степень непредсказуемости, непредвиденности (эмерджентности) поэтому так называемые законы исторического развития всегда выступают не иначе чем наиболее вероятностные тенденции, а не как «железные законы истории» (Маркс).

Важно определить какие имена, школы, направления, понятия, теории, методы, при всем их многообразии, должны быть отражены в истории со­циологии? Здесь действует принцип, согласно которому историко-социологическим фактом определенные научные школы и направления и т.п. становятся в том случае, если они имеют или имели важное научное значение.

Но как в развитии научного знания отличить важное от неважного? Очевидно, что значительное влияние на отбор историко-социологических фактов оказывает субъективное отношение самого историка социологии, а именно то какими ценностями (политическими, ре­лигиозными, нравственными и т. д.) он руководствуется в своей деятельности, к какой социологической школе он сам принадлежит, какого социологического направления придерживается.

Чтобы преодолеть субъективную оценку исследователя, следует ориентироваться на общепризнанные научным сообществом теоретические представления - парадигмы. Только это позволяет дать достаточно полную и адекватную картину развития социо­логического знания.

«Парадигма» по Томасу Куну, это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают мо­дель постановки проблем и их решений научному сообществу». Парадигмы представляют своего рода каркас историко-социологического знания, дают возможность отбирать наиболее существенные, «парадигмальные» имена, понятия, принципы, теории, школы, направления, методы и т. п., оставившие глубокий след в развитии науки. Они же служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временные гра­ницы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания. Примеры:

· парадигмальных понятий в истории социологии: «прогресс», «эволюция», «структура», «функция», «институт», «статус».

· парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ: позитивизм, эволюционизм, структурный функционализм, символический интеракционизм, теория конфликта.

· парадигмальных имен в истории социологии: Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс, Роберт Мертон и др.

Чем парадигмы удаленней от нас во времени, тем более бесспорным и очевидным выглядит их «парадигмальный» характер. И наоборот, чем они ближе к современности, тем больше разногласий по поводу их значимости внутри научного сооб­щества.

В связи с этим такой интересный факт:

В 1997 членам Международной социологической ассоциации было предложено назвать по пять социологических трудов XX века, оказавших наибольшее влияние на них как социологов. В исследовании приняли участие 16 % членов (455 из 2785) МСА.

(После каждой книги указано количество её упоминаний в ответах респондентов).

  1. Вебер, Макс — «Экономика и общество» (Wirtschaft und Gesselschaft, 1922) 95
  2. Миллс, Чарлз Райт — «Социологическое воображение» (The Sociological Imagination, 1959) 59
  3. Мертон, Роберт Кинг — «Социальная теория и социальная структура» (Social Theory and Social Structure, 1968) 52
  4. Вебер, Макс — «Протестанская этика и дух капитализма» (Die protestantische Ethik und der 'Geist' des Kapitalismus, 1904—1906) 47
  5. Бергер, Питер, Лукман, Томас — «Социальное конструирование реальности» (The Social Construction of Reality, 1966) 45
  6. Бурдьё, Пьер — «Различие» (La Distinction. Critique sociale du jugement, 1979) 43
  7. Элиас, Норберт — «О процессе цивилизации» (Uber den Prozess der Zivilisation, 1939) 30
  8. Хабермас, Юрген — «Теория коммуникативного действия» (Theorie des kommunikativen Handelns, 1981) 29
  9. Парсонс, Толкотт «Структура социального действия» (The Structure of Social Action, 1937) 28
  10. Гофман, Ирвинг «Представление себя в обыденной жизни» (The Presentation of Self in Everyday Life, 1959) 25
  11. Мид, Джордж Герберт «Разум, самость и общество с точки зрения социального бихевиориста» (Mind, Self and Society from the Standpoint of Social Behaviorist, 1934) 23
  12. Парсонс, Толкотт «Социальная система» (The Social System, 1951) 23
  13. Дюркгейм, Эмиль «Элементарные формы религиозной жизни» (Le formes elementaires de la vie religieuse, 1912) 22
  14. Гидденс, Энтони «Конституция общества» (The Constitution of Society, 1984) 21
  15. Валлерстайн, Иммануил «Современная мир-система» (The Modern World-System, 1974) 21

Научное социологическое сообщество разделено на направ­ления, течения, школы, сторонники которых привержены различным парадигмам. Парадигмы не возникают в готовом виде, они постепенно формируют­ся, эволюционируют, складываются в систему представлений, с тем, чтобы со временем смениться другими парадигмами или быть дополненными ими. Поэтому необходимо изучать историю формирования и развития научных парадигм. Во многом это и есть исто­рии социологии.

Социология – мультипарадигмальная наука, т.е. она основывается не на одной, а на нескольких парадигмах (базовых теориях), которые используются для социологического анализа. Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на две основные группы:

· Макросоциологические парадигмы, которые рассматривают структуру, организацию, функционирование и развитие общества как единого целого. Эта традиция в истории социологии получила название социологического реализма. Социологический реализм рассматривает общество как особую реальность, не сводимую к составляющим его индивидам, а образующую надындивидуальное и внеиндивидуальное целое.

· Микросоциологические парадигмы, которые делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения. Эта традиция получила название социологического номинализма. Социологический номинализм (от лат. «номини» – наименование) рассматривает социальную реальность как фиктивную сущность, отрицая онтологический статус таких категорий, как об­щество, группа, государство, а действительной реальностью признает лишь индиви­да.

Любая наука включает в себя не только собственно познавательную деятельность, но и разнообразные формы её институционализации. К ним относятся исследовательские институты, университеты, факультеты, кафедры, научные издания, научные об­щества, конгрессы, симпозиумы и т. д. Поэтому история социологии предполагает изучение также этих форм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.