КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы и методы проектирования в САПР
Структурная схема и классификация САПР Структурная схема САПР. Укрупненно структурную схему САПР можно представить в виде функциональной и обеспечивающей частей (рис. 1.1). Функциональная часть САПР на схеме представлена в виде набора подсистем, удовлетворяющих поставленным целям проектирования: технологической подготовки производства, модели¬рования, информационного поиска, инженерных расчетов, управления САПР, испытаний, изготовления, машинной графики. Подсистемы являются основными структурными звеньями САПР и различаются по назначению и по отношению к объекту проектирования. Каждая из составляющих САПР подсистем может быть определена как комплекс программных средств, предназначенных для выполнения определенного этапа процесса проектирования. Необходимо отметить, что программные компоненты неразрывно взаимосвязаны с техническими средствами данной САПР. Существующий отечественный и зарубежный опыт в области автоматизации проектирования свидетельствует о том, что разработка, внедрение и эффективное использование программных комплексов, предназначенных для автоматизации процесса проектирования и реализуемых на базе современных ЭВМ, требуют ком¬плексного решения широкого спектра проблем: организационных, технических, математических, программных, лингвистических, информационных и др. Решение этих проблем базируется на соответствующих видах обеспечения, которые будут рассмотрены ниже. Сложность разработок больших комплексов взаимосвязанных программ заключается в том, что эффективность решения каждой конкретной проблемы, как правило, определяется на завершающем этапе работы, когда вся или большая часть системы начинает функционировать; это предопределяет сложность создания высокоэффективных программных комплексов при первоначальной разработке. Система становится действенной в ходе сравнительно длительного процесса создания, испытаний, совершенствования и доводки. Подсистема информационного поиска — это комплекс языково-алгоритмических средств, предназначенный для хранения, поиска в каком-либо множестве элементов (документов, стандартов, нормалей, чертежей выполненных конструкций, патентов, характеристик материалов и т. п.) и представления информации, отвечающей на запрос, предъявленный этой подсистеме. Подсистема инженерных расчетов наряду с подсистемой машинной графики обычно встречается уже на начальном этапе создания САПР и представляет собой совокупность программных средств, предназначенных для выполнения различных расчетов (геометрических, прочностных и т.п.) в режиме диалога «человек—машина». Работа развитой подсистемы инженерных расчетов тесно связана с использованием различного рода математических моделей проектируемых объектов или процессов, для автоматизированного получения которых предназначена подсистема моделирования. Большинство современных САПР, помимо вычислительных, обладает широким спектром возможностей для ввода, обработки, хранения и вывода графической информации, реализуемых программными средствами подсистемы машинной графики. Подсистема испытаний представляет собой комплекс программных средств, предназначенных для создания программ управления испытательным оборудованием, обработки результатов испытаний, проведения «численного эксперимента» с использованием математических моделей объекта проектирования и процесса его нагружения. Численный эксперимент очень важен в процессе проектирования, поскольку позволяет определить свойства проектируемого объекта без изготовления опытных образцов и вовремя отказаться от бесперспективных вариантов, что позволяет значительно уменьшить затраты времени и материальных средств на создание объекта. Подсистема изготовления может быть предназначена, например, для подготовки программ для станков и автоматических линий с числовым программным управлением. Подсистема технологической подготовки производства, как правило, выходит за рамки САПР и представляет собой самостоятельную систему (АСТПП — автоматизированная система технологической подготовки производства). Тем не менее ее наличие в САПР весьма желательно, хотя бы в упрощенном виде. Подсистема управления предназначена для увязывания работ других подсистем на различных этапах процесса проектирования и выполнения функций координатора в коллективном процессе принятия решений. Не обязательно в каждой САПР должен быть представлен весь набор функциональных подсистем — они могут сочетаться произвольно в зависимости от задач, стоящих перед системой. Необходимо отметить, что все функциональные подсистемы тесно взаимосвязаны, поэтому зачастую невозможно провести между ними четкие границы. Так, например, подсистема машинной графики может выдавать результаты в виде программы для оборудования с числовым программным управлением, что непосредственно связывает ее с подсистемами технологической подготовки производства и изготовления. Та же подсистема машинной графики может позволить получать на выходе вместо чертежей раскрой листового материала, что роднит ее с подсистемой изготовления. Некоторые подсистемы в зависимости от степени их развития или назначения, как было отмечено в примере с АСТПП, могут существовать как самостоятельные системы (например, информационно-поисковые системы, графические и др.). Обеспечивающая часть представляет собой технические средства и документацию на машинных и других информационных носителях, необходимые в процессе проектирования. В отличие от функциональной обеспечивающая часть должна входить в систему всеми своими компонентами даже в случае различной степени совершенства каждой из них. При отсутствии любой составляющей обеспечивающей части нельзя говорить о существовании САПР в целом, поскольку все компоненты тесно взаимосвязаны. Техническое обеспечение САПР представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих технических средств, включающих ЭВМ и работающие под ее управлением внешние устройства, предназначенных для выполнения автоматизированного проектирования. Техническое обеспечение делится на группы средств программной обработки данных (процессоры и запоминающие устройства, в которых реализуются преобразования данных и программное управление вычислениями), подготовки, ввода и отображения данных (служащие для общения человека с ЭВМ), вывода, хранения и передачи данных (различные запоминающие, печатающие и другие графические устройства и средства связи с удаленными терминалами). Математическое обеспечение САПР объединяет описание математических моделей проектируемых объектов и математических методов, реализованных в данной САПР. Элементы математического обеспечения чрезвычайно разнообразны. Среди них имеются инвариантные элементы, широко применяемые в САПР; к ним относятся принципы построения функциональных моделей, методы численного решения алгебраических и дифференциальных уравнений, постановки и решения задач на определение экстремума. Специфика предметных областей проявляется прежде всего в математических моделях проектируемых объектов. Программное обеспечение САПР представляет собой описание алгоритмов проектирования, использованных в данной САПР, а также документы с исходными текстами программ, программы на машинных носителях и эксплуатационные документы. Информационное обеспечение САПР объединяет различные данные, необходимые для выполнения автоматизированного проектирования, которые могут быть представлены в виде документов на различных носителях, содержащих сведения справочного характера о материалах, комплектующих изделиях, типовых проектных решениях, параметрах элементов, сведения о состоянии текущих разработок в виде проектных решений, параметров проектируемых объектов и т. п. Лингвистическое обеспечение САПР представлено совокупностью языков, применяемых для описания процедур автоматизированного проектирования и проектных решений, а также языками программирования. Методическое обеспечение САПР составляют документы, содержащие правила проектирования в данной системе. Организационное обеспечение САПР включает в себя положения, инструкции, приказы, штатные расписания, квалификационные требования и другие документы, регламентирующие организационную структуру подразделений проектной организации и взаимодействие подразделений с комплексом средств автоматизированного проектирования. 1 П
Классификация САПР. Классифицировать САПР можно по следующим признакам: • степень формализации решаемых задач; • функциональное назначение; • специализация; • техническая организация. По степени формализации решаемых задач САПР могут быть построены на решении: полностью формализуемых задач; частично формализуемых задач; неформализуемых задач. Системы, построенные на решении полностью формализуемых задач, для проектирования машиностроительных конструкций обычно не пригодны, поскольку математические модели объектов проектирования и процессов их функционирования настолько сложны, что полное и точное их математическое описание на сегодняшний день невозможно. Такие системы могут применяться только для решения простейших задач проектирования. Системы, построенные на решении неформализуемых задач, в настоящее время находятся в стадии исследований и разработки («искусственный интеллект») и в целях проектирования также не применяются. Необходимо отметить, что в обоих случаях процесс проектирования происходит без вмешательства человека. Таким образом, речь здесь идет о системах не автоматизированного, а автоматического проектирования. Для решения задач в области автомобиле- и тракторостроения в настоящее время пригодны только системы, построенные на решении частично формализуемых задач. Безусловно, часть задач, связанных с проектированием некоторых простейших элементов конструкции автомобиля и трактора, может быть решена с использованием автоматического проектирования, но для проектирования сложных агрегатов и систем этих машин сегодня полная автоматизация невозможна. Кроме того, если речь идет о таких понятиях, как форма кабины и кузова, детали интерьера, то на их конструкцию помимо функциональных требований (аэродинамические свойства, эргономика, безопасность) влияют и субъективные факторы, например мода, что также невозможно описать языком математических зависимостей. По функциональному назначению САПР могут быть подразде¬лены в зависимости от решаемых задач, определяемых составом функциональной части системы. Так, можно выделить следующие системы: • расчетно-оптимизационные; • графические;
• графоаналитические; • информационные и т. п. По специализации САПР можно подразделить на специализированные и инвариантные. Поскольку задачи автоматизированного проектирования очень сложны, то, как правило, САПР представляют собой специализированные системы, создаваемые для решения достаточно узких задач в одной области техники. По технической организации САПР бывают одноуровневые, построенные на базе одной достаточно производительной ЭВМ с набором необходимых периферийных устройств, и многоуровневые, включающие в себя помимо базовой ЭВМ ряд подчиненных автоматизированных рабочих мест (АРМ), построенных на основе ЭВМ более низкого уровня. В современных САПР используют различные подходы и методы проектирования. На практике, особенно при проектировании объектов машиностроения, редко встречаются случаи, когда существует возможность полного описания объекта в рамках одной программы. Обычно задачи проектирования настолько сложны, что это невозможно. Описания технических объектов должны быть по сложности согласованы с возможностями восприятия человеком и возможностями оперирования описаниями в процессе их преобразования с помощью имеющихся средств проектирования. Однако выполнить это требование в рамках некоторого единого описания, не расчленяя его на составные части, удается лишь для простых изделий. Как правило, требуется структурирование описаний и соответствующее расчленение представлений о проектируемых объектах на иерархические уровни и аспекты; это позволяет распределять работы по проектированию сложных объектов между подразделениями проектной организации, что способствует повышению эффективности и производительности труда проектировщиков. Блочно-иерархический подход. Разделение описаний по степени детализации отображаемых свойств и характеристик объекта лежит в основе блочно-иерархического подхода к проектированию и приводит к появлению иерархических уровней {уровней абстрагирования) в представлениях об объекте. На каждом иерархическом уровне используются свои понятия системы и элементов. На верхнем уровне подлежащий проектированию сложный объект рассматривается как система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Каждый из этих элементов представляет собой также довольно сложный объект, который, в свою очередь, рассматривается как система на следующем, нижележащем уровне. Как правило, выделение элементов происходит по функциональному признаку. Подобное разделение продолжается вплоть до получения на некотором уровне элементов, описания которых дальнейшему делению не подлежат; эти элементы по отношению к объекту называют базовыми элементами. Таким образом, принцип иерархичности означает структурирование представлений об объектах проектирования по степени детальности описания, а принцип декомпозиции (блочности) — разбиение представлений каждого уровня на ряд составных частей (блоков) с возможностями раздельного (поблочного) проектирования объектов на каждом из уровней. Конструкция машины как объекта проектирования представляет собой сложную систему. Вследствие этого, математическое описание конструктивных элементов должно базироваться на блочно-иерархическом подходе к процессу конструирования. Для объектов машиностроения (в том числе автомобилей и тракторов) характерны следующие иерархические уровни: машина-агрегат—узел—деталь. Уровень IV (низший уровень) составляют детали машин, уровень III — совокупность деталей (узел—сборочная единица), уровень II — агрегат (совокупность узлов), уровень I — машина (совокупность агрегатов). Для более точного представления иерархии системы машин могут быть предусмотрены дополнительные подуровни, например узлы машины могут быть разбиты на подузлы и т.д. Рассмотрим иерархическое представление транспортной машины (рис. 1.2).
Уровень I представлен самой транспортной машиной, уровень II — ее агрегатами и системами (рулевое управление, тормозное управление, сцепление, коробка передач и т.д.). Элементами уровня III являются узлы агрегатов и систем (рулевой и тормозные механизмы, синхронизаторы и пр.). На уровне IV располагаются детали узлов. Возможно введение подуровней, например между уровнями I и II можно расположить трансмиссию, в которую входят ее агрегаты (сцепление, коробка передач, карданные передачи и т.д.). Соответственно иерархии объектов проектирования можно построить иерархию их математических моделей. Итак, блочно-иерархический подход к проектированию — подход, основанный на разделении описаний проектируемых объектов на иерархические уровни по степени подробности отражения свойств объектов, а также на соответствующем разделении процесса проектирования на группы проектных процедур, связанных с получением и преобразованием описаний выделенных иерархических уровней. Иерархическая структура описаний имеет место в каждом из аспектов описаний сложных систем. Например, описания функционального аспекта делятся на мета-, макро- и микроуровни. В описаниях конструкций выделяют уровни комплектов оборудования, агрегатов, сборочных единиц, деталей; в описаниях технологических процессов — уровни принципиальных схем, маршрутной и операционной технологии. При переходе с более высокого иерархического уровня на более низкий степень подробности описания объекта возрастает. Для сохранения приемлемой сложности описаний (приемлемой размерности решаемых задач) при таком переходе приходится производить декомпозицию описаний на блоки с последующим поблочным рассмотрением и преобразованием описаний. В результате появляется возможность свести решение малого числа чрезмерно сложных задач к решению большого числа задач, но приемлемой сложности. Если решение задач высоких иерархических уровней предшествует решению задач более низких иерархических уровней, проектирование называют нисходящим. Если раньше выполняются этапы, связанные с низшими иерархическими уровнями, проектирование называют восходящим. У каждого из этих двух видов проектирования имеются преимущества и недостатки. Нисходящее проектирование. При таком проектировании сначала создаются описания на более высоких иерархических уровнях, а затем на более низких (проектирование сверху вниз). Например, последовательность проектирования может быть такой: структурная схема транспортного средства — модели агрегатов и систем — расчетные схемы узлов и деталей. Функциональное проектирование сложных систем чаще всего бывает нисходящим вплоть до уровня, на котором элементы — унифицированные объекты. При нисходящем проектировании система разрабатывается в условиях, когда ее элементы еще не определены и, следовательно, сведения об их возможностях и свойствах носят предположительный характер. Восходящее проектирование. Проектирование, при котором выполнение процедур по получению описаний низких иерархических уровней предшествует выполнению процедур по получению описаний высоких иерархических уровней, называется восходящим (проектирование снизу вверх). Например, объекты могут проектироваться в такой последовательности: детали — сборочные единицы — агрегаты. Восходящее проектирование характерно для объектов, содержащих унифицированные элементы. При восходящем проектировании элементы проектируются раньше системы, и, следовательно, предположительный характер имеют требования к элементам. В обоих случаях из-за отсутствия исчерпывающей исходной информации имеют место отклонения от потенциально возможных оптимальных технических результатов. Однако нужно помнить, что подобные отклонения неизбежны при блочно-иерархическом подходе к проектированию и что какой-либо приемлемой альтернативы блочно-иерархическому подходу при проектировании сложных объектов не существует. Поэтому оптимальность результатов блочно-иерархического проектирования следует рассматривать с позиций технико-экономических показателей, включающих в себя, в частности, материальные и временные затраты на проектирование. Поскольку принимаемые предположения могут не оправдаться, часто требуется повторное выполнение проектных процедур предыдущих этапов после выполнения проектных процедур последующих этапов. Такие повторения обеспечивают последовательное приближение к оптимальным результатам и обусловливают итерационный характер проектирования. Следовательно, итерационность нужно относить к важным принципам проектирования сложных объектов. На практике обычно сочетают и восходящее и нисходящее проектирование. Например, восходящее проектирование имеет место на всех тех иерархических уровнях, на которых используются унифицированные элементы. Очевидно, что такие элементы, ориентированные на применение в различных системах определенного класса, разрабатываются раньше, чем та или иная конкретная система из этого класса. Весьма полезным в практике разработки новых конструкций может быть использование эвристических приемов синтеза. Эвристический прием синтеза. Неформализованный прием, используемый при синтезе технических объектов и указывающий, в каком направлении искать нужное техническое решение, называется эвристическим. Имеются фонды эвристических приемов, помещаемые в базы данных, для использования инженерами в интерактивных процедурах синтеза. Эвристические приемы делятся на группы преобразований вида движения, материала, геометрической формы в пространстве, во времени, добавлением, исключением, заменой, по аналогии и т. п. Примерами эвристических приемов могут служить «изменить направление вращения», «перейти от однородных материалов к композиционным», «вывернуть форму наизнанку», «поменять местами противоположно размещенные элементы», «превратить асинхронный процесс в синхронный», «расходуемые элементы восстановить непосредственно в процессе работы», «исключить наиболее напряженный элемент», «заменить механическую обработку обработкой без снятия стружки», «обратить внимание на способ решения задачи, обратной данной» и др.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |