КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 21 Методы сбора социологической информации
Наблюдение Наблюдение — метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. По степени формализованности выделяют неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В первом случае исследователь пользуется общим принципиальным планом; во втором события регистрируются по детально разработанной схеме: есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино- и фотодокументы (примером может служить наблюдение за участниками деловой игры, совещания, митинга и т. п.). Наблюдение бывает включенным и невключенным. Преимущество включенных наблюдений заключается в том, что они обеспечивают исследователю наиболее яркие и непосредственные впечатления от наблюдаемой ситуации, В этом же состоит и основной недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Важно, чтобы своим присутствием исследователь не вносил.флуктуации в деятельность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса к происходящему, больше слушал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду. Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими. Как самостоятельный способ исследования наблюдение может использоваться во время митингов, демонстраций. Работа с документальными источниками Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного. Целевые документы — документы, специально подготовленные для данного исследования. По степени персонификации документы делятся на личные и безличные: личные документы — карточки индивидуального учета, личные дела, дневники, мемуары; безличные документы — это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т. п. В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы: официальные документы - — правительственные материалы, постановления, заявления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, деловая корреспонденция, финансовая отчетность и т. п.; неофициальные документы — частные письма, материалы СМИ и т. п. По источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные: первичные документы составляются на базе прямого наблюдения или опроса; вторичные документы представляют собой обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов. Контент-анализ Контент-анализ — это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой. Например, частота цитирования того или иного ученого — официальный показатель его научного авторитета. Опросы Опросы — незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом. Самое важное — знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два опросных метода: интервью и анкетные опросы. Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем интервьюером или его ассистентом производится запись ответов, возможно на пленку. По технике проведения различаются свободные, фокусированные' и формализованные интервью. Свободные интервью — это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов. Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и построение вопросов, варианты возможных ответов. Фокусированное (клиническое) интервью — выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого (с помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу; причем информацию предварительно обрабатывают методом контент-анализа). Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. При этом список опрашиваемых лиц может использоваться многократно. В рамках избирательных кампаний активно используется техника фокус-группы: интервьюер выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме (обсуждаются личные качества потенциальных кандидатов, программы политических партий). Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов предусмотрены заранее. Анкетные опросы по почте отличаются от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение анкеты по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором социолог сам собирает заполненные анкеты. Почтовое анкетирование в 10—20 раз дешевле анкетирования на месте, однако процент возврата анкет весьма невысок. В процессе анализа собранной социологической информации проверяются выдвинутые гипотезы, выявляются новые проблемы. Элементарные процедуры упорядочения собранной информации — группировка и классификация. Простая группировка — это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Перекрестная группировка — это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Основная задача перекрестной группировки •— поиск устойчивых связей изучаемых объектов. Возможна эмпирическая типологизация — поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а по нескольким измерениям одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации решают с помощью математических процедур распознавания образов — таксономии. В эмпирическом материале для таксономического анализа выделяются группы — таксоны и затем анализируется их миграционное поведение. В многомерной эмпирической классификации используется прием кластерного анализа. Например, конфигурация депутатских групп в органах представительной власти, позволяющая прогнозировать их поведение. Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для выдачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и парных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т. п.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |