Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 21 Методы сбора социологической информации




Наблюдение

Наблюдение — метод научного исследования, заключающийся в ак­тивном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднаме­ренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о вне­шних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.

По степени формализованности выделяют неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В первом случае ис­следователь пользуется общим принципиальным планом; во втором со­бытия регистрируются по детально разработанной схеме: есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино- и фотодокументы (примером может служить наблюдение за участ­никами деловой игры, совещания, митинга и т. п.).

Наблюдение бывает включенным и невключенным. Преимущест­во включенных наблюдений заключается в том, что они обеспечивают исследователю наиболее яркие и непосредственные впечатления от на­блюдаемой ситуации, В этом же состоит и основной недостаток: иссле­дователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Важно, чтобы своим присутствием исследователь не вносил.флуктуации в деятельность кол­лектива, не проявлял внешне повышенного интереса к происходящему, больше слушал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не запи­сывал свои наблюдения на виду.

Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно назы­вается полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномо­ментными и систематическими.

Как самостоятельный способ исследования наблюдение может ис­пользоваться во время митингов, демонстраций.

Работа с документальными источниками

Документальной в социологии называют любую информацию, зафик­сированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного.

Целевые документы — документы, специально подготовленные для данного исследования.

По степени персонификации документы делятся на личные и безлич­ные: личные документы — карточки индивидуального учета, личные дела, дневники, мемуары; безличные документы — это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т. п.

В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы: официальные докумен­ты - — правительственные материалы, постановления, заявления, сте­нограммы официальных заседаний, данные государственной и ведом­ственной статистики, деловая корреспонденция, финансовая отчетность и т. п.; неофициальные документы — частные письма, материалы СМИ и т. п.

По источнику информации документы разделяют на первичные и вто­ричные: первичные документы составляются на базе прямого наблюде­ния или опроса; вторичные документы представляют собой обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов.

Контент-анализ

Контент-анализ — это перевод в количественные показатели тексто­вой информации с последующей ее статистической обработкой. Напри­мер, частота цитирования того или иного ученого — официальный пока­затель его научного авторитета.

Опросы

Опросы — незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом. Самое важное — знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, убе­диться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два опросных метода: интервью и анкетные опросы.

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предпо­лагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем интер­вьюером или его ассистентом производится запись ответов, возможно на пленку.

По технике проведения различаются свободные, фокусированные' и формализованные интервью. Свободные интервью — это продол­жительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов. Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и построение вопросов, варианты возможных ответов. Фокусированное (клиническое) интервью — выяв­ление относительно узкого круга реакций опрашиваемого (с помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу; причем информацию предварительно обрабатывают методом контент-анализа).

Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. При этом список опрашиваемых лиц может использо­ваться многократно. В рамках избирательных кампаний активно исполь­зуется техника фокус-группы: интервьюер выступает инициатором и ве­дущим дискуссии по заданной проблеме (обсуждаются личные качества потенциальных кандидатов, программы политических партий).

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции за­даваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опрос­ном листе (анкете) все варианты ответов предусмотрены заранее.

Анкетные опросы по почте отличаются от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение анкеты по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором социолог сам собирает заполненные анкеты. Почтовое анкетирование в 10—20 раз дешевле анкетирования на месте, однако процент возврата анкет весьма невысок.

В процессе анализа собранной социологической информации прове­ряются выдвинутые гипотезы, выявляются новые проблемы.

Элементарные процедуры упорядочения собранной информации — группировка и классификация. Простая группировка — это классифика­ция или упорядочение данных по одному признаку. Перекрестная груп­пировка — это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Основная задача перекрестной группиров­ки •— поиск устойчивых связей изучаемых объектов.

Возможна эмпирическая типологизация — поиск устойчивых со­четаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а по не­скольким измерениям одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации решают с помощью математических процедур распозна­вания образов — таксономии. В эмпирическом материале для таксономического анализа выделяются группы — таксоны и затем анализируется их миграционное поведение.

В многомерной эмпирической классификации используется прием кластерного анализа. Например, конфигурация депутатских групп в ор­ганах представительной власти, позволяющая прогнозировать их пове­дение. Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для вы­дачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и пар­ных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.