Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Ненаучные картины мира: обыденная, мифологическая, религиозная

Сравнение категорий «представление мира», «образ мира», «картина мира», а также «мировоззрение», «мирощущение», «мировосприятие», «миропредставление», «мирочувствование», «миропонимание» и т.д.

Эволюция картины мира в филогенезе. Обыденная картина мира как результат стихийной, неосознаваемой социализации индивида. Социальная сущность обыденной картины мира.

Первобытная картина мира. Первобытный, дикарь, борясь за свое выживание с силами природы, отвоевывая свое место под солнцем в конкуренции с себе подобными, переносил межличностные отношения на безличные объекты природы, очеловечивал их, олицетворял природные стихии. За ветром у него прятался безжалостный Борей, за громом и молнией – грозный Зевс, за солнцем – любвеобильный Гелиос, за почвой пашен – щедрая Гея. Оценивая природные явления в терминах пользы и вреда, несения человеку жизни или смерти, он абстрагировал понятия добра и зла, олицетворив их образами бога и дьявола. Сравнивая фетиши и амулеты идолопоклонников (аборигенов Австралии, папуасов Миклухо-Маклая), богов Древнего Египта и Индии, с прекрасными богами Древней Греции, мы видим, как идет процесс постепенного наделения их человеческим обликом и характером, доведенным до совершенства, превосходной степени в своем роде.

Человек буквально мерил мир собой: все имена существительные (в том числе, для неодушевленных предметов) имеют род (что присуще только двуполым многоклеточным организмам), единицы измерения длины у него: фут (ступня ноги), локоть, дюйм (фаланга пальца), единица объема – чара (от "череп"). Запомните знаменитое изречение древнегреческого философа Протагора: "Человек – мера всех вещей, существующих, – что они существуют, несуществующих, – что они не существуют".

Итак, антропоморфизация – это процесс очеловечивания природы, приписывания человеческих свойств неорганическим и органическим вещам. Ведь по Ветхому завету только Человек – «образ и подобие Бога», поэтому он доводит свое естественное себялюбие до мнения о том, что "человек – пуп земли, царь природы и цель мироздания", то есть его мировоззрение становится антропоцентричным. Ясно, что оно неадекватно миру, содержит много иллюзий, фантазий и необоснованных надежд. Обманутые ожидания вызовут горькие разочарования, опасные поступки, бессмысленное существование, а может, и жестокие преступления.

Мифологическая и религиозная картина мира. Первые попытки описать и объяснить мир, мы видим в мифологии, где многие мировые события объясняются сверхъестественными антропоморфными причинами. Более рафинированное от внешности, телесного образа человека, но духовно (по психике и менталитету) социоцентричное и антропоцентричное в современной религии. Трансцендентный дух все больше идеализируется (дематериализуется), его уже нельзя представить и даже понять, он иррационализируется в различных мистических теологиях.

Деление поступательного развития общечеловеческого мировоззрения на три ступени (мифологическое, религиозное, научно-философское) довольно условно, они наезжают друг на друга, возможны повороты вспять. Когда такое случается у каждого типа мировоззрения возникает потребность самоопределиться. Как пример такого определения их взаимного статуса является высказывание средневекового католического теолога Фомы Аквинского: " Наука – служанка теологии ". На роль господина над наукой (в т.ч., философией) претендовали и другие формы общественного сознания, например, науку пыталась подчинить себе конъюнктурная политика, экономика это никогда не приводило ни к чему хорошему.

Необходимо рассмотреть некоторые религиозные картины мира, которые оказали значительное влияние на представление людей о человеке и обществе.

Неоплатонистическая картина мира. Последователь Платона Плотин (204, Ликополь в Египте-270, Рим), платоновское п резрение к телесному, сенсуальному довёл до предела. Враждовал с христианством, как религией невежд, считал Библию недостоверной и противоречивой. Главное в его учении: 1) потусторонность, сверхразумность, сверхбытийность первоначала ( тоталитарного Единого), 2)п риближение к единому через мистический экстаз.

Он противопоставлял низменное сенсуальное и эмоциональное в человеке, душа которого служит телу, возвышено созерцательному у человека, у которого хотя душа и в теле, но не зависит от него, ибо она первична.

Бог- это единое (- хэн), из него истекает эманацией мировой разум, ниже мировая душа, ещё ниже природа - jusiz (множественность). Единое вне многого. ( Единое - непознаваемо и неограниченно, любой атрибут, например, «существует», его ограничивает, оно беспредельно и его нельзя через многое определить, как у Платона, оно целостно и самодовлеющее, знает себя без познавательных усилий; ни в чём не нуждается. Оно вне времени, оно благо и свет, хотя и не сущее, оно эманирует (rein - реин - течь, вытекать ) всё без желания, т.е. не творит из ничего как Яхве.

Если, интерпретируя через психику и соматику человека, представить Единое как вегетативную деятельность нервной системы, Ум как деятельность коры головного мозга и т.д. Душу как эмоциональную и Природу как сенсуальную деятельность ЦНС, то Плотин отобразил всю структуру деятельности нашего сознания.

Каббалистичекая картина мира. Наиболее проработанной и многослойной является система мистических виртуальных миров в иудаизме, а именно в Каббале, как эзотерической основе Торы. Каб-ала представляет собой несколько томов, изложенных особым языком с категориальным аппаратом, где понятия поливалентны по принципу “корни и ветви”: Наш земной язык описывает наш материальный мир, единственный из всех миров, данный непосредственно нашим органам ощущений. Каббала считает, что все 125 духовных миров-ступеней приближения к Творцу охватывают друг друга, как оболочки луковицы, причём любой объект и действие в нашем мире берут начало из соответствующего, определённого объекта в соседнем охватывающем духовном мире, а последний из следующего и т.д. Поэтому возможен язык ветвей, где каждое слово связывает объект-корень из духовного мира, с соответствующим объектом-ветвью из материального мира и это дерево смысла пронизывает все духовные миры и наш мир, слово как бы шнур, на который нанизаны все 125 идентичных объектов-бусин и каждая бусина из своего мира. Вот почему нелепо или смешно звучащие на обычном языке суждения Святого писания изменять нельзя, ибо в них выражается соответствующая связь между соответствующими объектами сразу во всех мирах, или, по крайней мере, в двух, в которых одновременно пребывает каббалист

В религиозных картинах человеческого бытия обнаруживается:

1. Раздвоение человека на два противоположных начала (субстанции): телесное и душевное, а бытия на земное и небесное, собственно на бытие и инобытие,

2. Стремление земное бытие представить мимолётным, иллюзорным, “юдолью страданий” для тела и души, возникающим из небытия (телесного) и уходящим в небытие (телесное) или признать непосредственную реинкарнацию тела в тело.

3. Изменяемость, множественность, сложность, наличие стремлений и потребностей признаётся атрибутами небытия (иллюзорного, смертного, виртуального бытия). Подлинному Бытию предписывались атрибуты покоя, неизменности, единства, целостности, простоты, постоянства. Так парадоксально перемешались атрибуты жизни и смерти.

4. Небесное бытие есть инобытие земного, но оно есть реальное бытие бессмертной души, не отягощённой смертным телом. Все её земные трансформации внешние, и ничего в душевной сущности не меняют, она ничего не может потерять или приобрести из своих атрибутов, её изменчивость означала бы её смертность, и некому было бы наполнять рай и ад. Поэтому, по логике, у души не должно быть своей воли, и, предопределённое ей, воздаётся не душе собственно, а тому, кто лишил ее своеволия, а значит и смертности-изменчивости.

5. Если о земном бытие (телесном мире) мы судим на основе показаний наших органов ощущений (эмпирической познание) или размышлений (рациональное и интеллектуальное познание), то небесное инобытие (духовный мир) доступен только иррациональному и внеэмпирическому интуитивному воображению (мистическому умозрению). Оно сверхчувственно и сверхразумно и называется божественным откровением, экстатическим наитием, духовидением. Поэтому если истины науки (эмпиричные и логичные) придут в противоречие с истинами религии, то последние упраздняют первые, ибо только они о подлинной реальности.

Христианская картина мира. Христианское представление о замысле Бога-отца и структуре тварного мира, земного и небесного, базируется на ветхозаветной картине мира в её греко-латинской адаптации. В учении о структуре ангельского мира преподобный Исаак Сирин, Ниневийский епископ VII века, в основном, следует ПсевдоДионисию Ареопагиту. Согласно Дионисию, чины ангелов являются необходимыми посредниками в передаче Божественного Света и откровений, ибо без этого посредства сам человек не способен к созерцанию Божества: “Общение с потусторонними сущностями само по себе превышает природу ума”. Такого же мнения придерживается и преподобный Исаак: “Я полагаю, и это действительно так, что наши человеческие мысли без посредства существ небесных не могли бы приблизиться к откровениям..., ибо уму нашему не достает той силы, какая есть у горних сущностей, приемлющих откровения и созерцания непосредственно от Вечного”.

Псевдо-Дионисий под влиянием неоплатоника Прокла систематизировал наименования ангельских чинов из Священного Писания в строго последовательную девятичную иерархию (ср. 9 сфирот Каббалы), начинающуюся серафимами и заканчивающуюся ангелами, состоящую из трех триад (“три тройственные степени”) Эта ангельская иерархия, девятислойная система виртуальных миров, есть “учреждение, существующее между небесными чинами с их знаниями для совершения таинств просвещения и возможного уподобления своему Началу... Деятельность всякой иерархии разделяется на священное принятие и сообщение другим истинного очищения, Божественного света, и совершенствание знания”. Каково взаимодействие между этими мирами? Каждый чин ангельской иерархии, воспринимая Божественное знание от вышестоящих чинов, передает его нижестоящему чину, однако, не в полном объеме, а лишь настолько, насколько нижестоящий чин может их воспринять: “Каждый чин есть вестник и истолкователь высших себя”. “Истолкователь” — это очевидно и должно означать, что вышестоящий чин открывает тайну настолько, насколько сам смог ее воспринять и насколько ее сможет вместить чин нижестоящий. А вот как о том же говорит неоплатоник Прокл: “Отличительные свойства низшего предсуществуют в высшем, а отличительные свойства высшего, будучи более цельными, не находятся в низшем. Поэтому в высших богах есть нечто непостижимое и неописуемое для низшего” [Авт.1] “Причиной недостатка Божественного света является неспособность восприятия того, что ему причастно, затемняющего свет своею слабостью” [Авт.2]

Механика взаимодействий ангельских миров такова: “Каждый чин приемлет тайны от другого чина с соблюдением строгого порядка и степени, пока тайна не перейдет ко всем чинам. Но некоторые тайны останавливаются на первом чине и не передаются другим, ибо остальные уже не могут вместить величия тайны. Другие тайны открываются лишь второму чину, иные — нисходят до третьего, четвертого и ниже; и некоторые доходят до человеческой природы. Таким образом, через горние чины святые приемлют свет созерцания даже до славного Присносущия — сей непостижимой тайны”. Та же “тайная канцелярия” у преподобного Иоанна Дамаскина: “Ангелы вышестоящие передают нижестоящим и свет и знание”

Всякая сущность, говорит преподобный Исаак, является в движении, а соразмерность движений обусловливает возможность восприятия. “Характерные отличия всякой умной сущности определяются ее собственными движениями, от которых зависит, может ли она приступить к восприятию Первого света непосредственно или через посредство другого чина, отличающегося, конечно, не местом, но большей чистотой восприятия высших движений и сил, сообразно со своей, умственной мерой... Видение у существ бесплотных не вне их, как у существ телесных, но видеть им друг друга — значит и добродетелями, и мерою движений быть внутри движений существ, ими видимых”.

Очевидно, преподобный Исаак апеллирует к древней формуле: “Подобное познается подобным”. Поскольку сущность выражает себя в энергиях (действиях) или движениях, то сходство в движениях означает и сходство в сущностях, а сходство в сущностях делает возможным познание, у преподобного Иоанна Дамаскина: “Энергия есть природное движение всякой сущности, отсюда ясно, что если сущность одинакова, то одинакова и энергия, а где природы различны, там различны и энергии”. Учение преподобного Исаака связано также с разработанной Дионисием (под влиянием Прокла) концепцией тройственного движения небесных Умов (духов), согласно которой каждый ангельский чин движется трояко: “устремляется к высшему, непрестанно обращается к себе, сообщает свои силы низшим” или, говоря словами Прокла, каждому небесному чину свойственно “возвращение”, “пребывание”, “нисхождение”. При этом нисходящее движение (“исхождение”) высшего чина должно соответствовать или уподобляться восходящему движению (“возвращению”) низшего чина. Только при таком условии будет осуществляться взаимосвязь между чинами иерархии и передача познаний от высшего чина к низшему. По-видимому, именно это соответствие и подразумевает преподобный Исаак, говоря о соразмерности движений как условии познания.

Что касается первого чина иерархии — серафимов — то его восходящее движение обращено уже к самому посреднику между Богом и Тварью, Богочеловеку Иисусу: “Первый чин не сам собою учится, но имеет учителем Посредника, Иисуса, от Которого приемлет и передает низшим”. В связи с этим преподобный Исаак утверждает, что до Боговоплощения ангелы имели меньшую степень проникновения в Божественные тайны: “Умное созерцание и видение, в коих пребывают чины существ небесных, до пришествия Христова во плоти на небо не были для них столь доступны. Но когда воплотилось Слово, отверзлась им дверь во Иисусе” (Ср. у Апостола Павла: Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная Премудрость Божия (Еф. 3, 10)).

Еще одна своеобразная черта виртуальной ангеолологии преподобного Исаака состоит в утверждении, что в будущей жизни многослойный порядок передачи знаний упразднится, и каждый будет получать духовные дары непосредственно от Бога: “В будущем веке не один от другого будет принимать откровение славы Божией, но каждому непосредственно будет дано Владыкой по достоинству. Там прекратятся чины учащих и учащихся”. Впрочем, преподобный Исаак не одинок в таком мнении. Можно привести в пример блаженного Августина, который, толкуя слова апостола Павла: когда...(Сын) упразднит всякое начальство, и всякую власть и силу (1 Кор.:15, 2д), — понимает их в смысле упразднения в будущей жизни иерархии виртуальных миров ангелов.

Мусульманская картина мира. Позже возникший ислам имеет свою, арабскую, трансляцию иудо-христианской картины мира, т.к. и в основе Корана лежит Тора. Весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Он даёт урожай, множит скот и так далее.

На первом ярусе (самом верхнем) небесного виртуального мира пребывают созданные из света старшие духи:

Имя ДЖЕБРАИЛ МИКАИЛ ИСРАФИЛ АЗРАИЛ
Назначение вестник наблюдатель за пророками трубач на Страшном суде ангел смерти

 

На втором ярусеНиже них - ангелы из огня:

Имя Нанкир и Мункар Радван Малик Иблис или Шайтан
Назначение сторожа могилы рая ада дьявол или сатана

Еще ниже, на третьем небе многочисленные джины - демоны из пара и бездымного огня, они полиморфны, прикидываются и скидываются.

По другим арабским версиям: Мир сотворён из ничего и на срок, без цели и необходимости, а человек несовершенен. По первой модели: в центре мира Земля, вокруг непроходимая пропасть, окружённая кольцевой горой - Кифом. По второй модели: Земля держится ангелом, стоящим на скале, которая на быке, который на рыбе, плавающей в воде, под ней семь кругов Ада, над землёй восемь ярусов Рая на небесах. После сотворения земли, Аллах переселился на небо (дым), разделив его на семь этажей, в соответствии с их назначением и приказал земле и ангелам служить человеку. Иблис отказался, так как он старше и из лучшей субстанции, чем человек, за это Аллах уничтожит шайтана Иблиса на страшном Суде, а пока разрешил ему пакостить людям, или, если пожелает, исправиться. Дьяволу служат джинны.

Девиантные религиозные картины мира. Если рассматривать ещё видения и откровения святых-простецов из других крещёных народа, то их божьи миры ещё больше соответствуют их национальному менталитету, плохо удерживаясь в рамках канона. Тем самым, их психические виртуалы объективируются, накладываются и перемешиваются с прежде данными преданиями. Получается очень пестрая, логически противоречивая, эмпирически невероятная картина потусторонней реальности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2. Мир и его представление: познавательные способности человека и антропоморфизация мира | Лекция 4. Структура и типология научных картин мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.