Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Акты Президента Российской Федерации

Полномочия Президента Российской Федерации

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, его функции

Основные направления сотрудничества Российской Федерации с Содружеством Независимых Государств

Прежде чем говорить о статусе России в Содружестве Независимых Государств, необходимо уяснить вопрос о роспуске СССР.

По мнению ряда ученых, «Беловежские соглашения», подписанные лидерами России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г., формально оформившие прекращение существования СССР, не были легитимными. В самом Договоре об образовании СССР 1922 г. ничего не говорилось о возможности его денонсации. Можно только предполагать, что прекратить существование Договора был вправе Съезд Советов СССР как орган, утвердивший этот документ. Однако каждая союзная республика в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. могла свободно выйти из Союза. Таким образом, в декабре 1991 г. РСФСР и другие республики должны были вначале выйти из СССР, и лишь затем можно было бы говорить о юридическом оформлении прекращения существования СССР как суверенного государства. Кроме того, надо учитывать, что 3 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которому решение о выходе республики из СССР должно было приниматься референдумом, причем оно считалось принятым, если за него проголосовало не менее двух третей граждан, постоянно проживающих на территории республики. Закон устанавливал пятилетний переходный период, в течение которого должны были быть решены спорные вопросы.

Аргументом противников «Беловежских соглашений» также являются результаты всесоюзного референдума 17 марта 1991 г., при котором 76 % принявших участие в голосовании высказались за сохранение Союза как обновленной Федерации равноправных суверенных республик.

В то же время «Беловежские соглашения» нельзя оценивать однозначно, поскольку они стали политико-юридическим оформлением центробежных тенденций среди республик, составлявших ранее единое государство. В силу этого и встал вопрос об образовании Союза Независимых Государств как формы сотрудничества бывших союзных республик в качестве новых суверенных государств. Заинтересованность России в создании СНГ во многом объясняется тем, что на территории бывших советских республик сосредоточены глобальные интересы России в области обороны, безопасности, экономики, защиты прав и свобод россиян, которых проживает на территории государств – членов СНГ около 25 млн.



Право России участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами обусловливается двумя требованиями:

• во-первых, это не должно влечь за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина;

• во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.

Подобным условиям соответствует участие Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств.

В настоящее время СНГ квалифицируется как межгосударственное образование с координационными полномочиями. Оно объединяет 11 государств – ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ только 4 государства: Литва, Латвия, Эстония, Грузия).

Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами:

• создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства;

• имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;

• характеризуется четкой организационной структурой, разветвленной системой органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов.

Цель СНГ – сотрудничество государств-членов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалансированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, содействие гражданам государств в свободном общении и контактах.

Устав Содружества Независимых Государств предусматривает восемь сфер совместной деятельности государств-членов:

1) обеспечение прав и свобод человека;

2) координация внешнеполитической деятельности;

3) сотрудничество в формировании общего экономического пространства;

4) содействие в развитии систем транспорта и связи;

5) охрана здоровья населения и окружающей среды;

6) вопросы социальной и иммиграционной политики;

7) борьба с организованной преступностью;

8) сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

При угрозе безопасности членов СНГ возможно совместное использование вооруженных сил.

В структуре СНГ существуют специальные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующий орган СНГ – Координационно-консультативный комитет находится в Минске, ряд органов расположен в Москве. Рабочим языком Содружества является русский язык. Сейчас действует более 60 различных комитетов, советов, комиссий – органов СНГ. Однако общее количество сотрудников, работающих в таких органах СНГ не должно превышать тысячи человек.

Выход из СНГ свободный: необходимо лишь письменное заявление о таком намерении государства за 12 месяцев до выхода.

Тема 11. Конституционно-правовой статус
Президента Российской Федерации

План

1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации, его функции.

2. Полномочия Президента Российской Федерации.

3. Акты Президента Российской Федерации

4. Основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Термин «президент» в переводе с латинского буквально означает «сидящий впереди».

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент занимает особое место в системе органов государства, не входя непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Функции президента как главы государства:

1. Является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Если президент считает акты Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов власти субъектов неконституционными, он не может их отменить или приостановить их действие, а вправе обратиться в Конституционный Суд с соответствующим ходатайством. Акты органов исполнительной власти президент может отменить по мотивам их несоответствия Конституции или нарушения прав и свобод человека и гражданина либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом.

2. Принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

Президент имеет полномочия по использованию согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти федерации и ее субъектов, между органами власти субъектов федерации.

3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4. Определяет основные направления внутренней и внешней политики (например, ежегодные доклады президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики).

Компетенция президента представляет собой совокупность полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни.

1. Полномочия по формированию исполнительной власти и руководству ею

Назначает председателя правительства. Так как назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, президент должен учитывать расстановку сил в парламенте.

По предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров.

Имеет право председательствовать на заседаниях правительства.

Вправе принять решение об отставке правительства. Решение о недоверии правительству может вынести Госдума. Но оно не является для президента обязательным. Таким образом, именно президент во всех случаях решает судьбу правительства. Конституция не устанавливает причины, по которым президент может принять данное решение. Поэтому необходимо четко прописать основания принятия такого решения в конституции либо законе.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации, если эти акты противоречат Конституции, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека и гражданина, до решения данного вопроса соответствующим судом.

Президент предлагает законодательному органу власти субъекта кандидатуру на пост главы субъекта и может отстранять главу субъекта РФ от должности в случае утраты доверия президента.

2. Полномочия при взаимодействии с законодательной властью

Президент назначает выборы Госдумы. Имеет право распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренном конституцией.

Основания роспуска Думы:

1) трехкратное отклонение представленных президентом кандидатур председателя правительства;

2) повторное в течение трех месяцев выражение недоверия правительству;

3) отказ в доверии правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его председателя.

Государственная Дума не может быть распущена президентом:

1) в течение года после ее избрания, кроме случая отклонения кандидатур на пост председателя правительства;

2) с момента выдвижения ею обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента.

Президент обладает правом законодательной инициативы. Он может ставить вопрос как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в действующие (включая конституцию).

Имеет право влиять на содержание законопроектов путем использования права вето, то есть отклонения закона, принятого Федеральным Собранием.

Президент не только подписывает законы, но и обнародует их путем опубликования.

Направляет послания парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

3. Полномочия при взаимодействии с судебной властью

Полномочия президента здесь ограничены участием в формировании органов судебной власти совместно с Советом Федерации. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Назначение этих судей осуществляет Совет Федерации.

Президент имеет право назначить судей других федеральных судов.

4. Полномочия в сфере безопасности и обороны

Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности. Этот орган рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России, касающиеся государственной, экономической, оборонной, экологической и иных видов безопасности, вырабатывает единую концепцию национальной безопасности России, координирует деятельность иных государственных структур, занимающихся обеспечением безопасности страны.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. Он назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания. К компетенции президента относится утверждение военной доктрины.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной ее угрозы президент вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение и незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В случае экологической катастрофы, стихийного бедствия, массовых беспорядков имеет право вводить на территории России чрезвычайное положение с незамедлительным сообщение об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

5. Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений

Осуществляет руководство внешней политикой:

1) определяет основные направления внешней политики;

2) назначает на должность министра иностранных дел;

3) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

4) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации.

Президент подписывает ратификационные грамоты.

Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота свидетельствует о том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его миссии и вручается перед его отбытием из России.

6. Иные полномочия президента

Назначает референдум. Референдум может быть способом законотворчества, в этом смысле он может рассматриваться как форма участия президента в законодательной деятельности.

Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора России, а также выносить предложение об освобождении его от должности.

Решает вопросы гражданства и политического убежища.

Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания.

Президент осуществляет помилование. Актом помилования является решение президента о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством. Чаще всего помилование связано с заменой смертной казни на лишение свободы.

Согласно статье 90 Конституции он издает указы и распоряжения. Конституция устанавливает, что указы и распоряжения президента обязательны для исполнения на всей территории России. При несогласии органов законодательной власти субъектов федерации с актом президента, их убежденности в том, что данным актом нарушено установленное Конституцией распределение компетенции между федерацией и ее субъектами, они могут обратиться с ходатайством о проверке конституционности акта в Конституционный Суд России.

Указы и распоряжения президента не должны противоречить не только конституции, но и федеральным законам. Это означает, что акты президента носят подзаконный характер.

Действующее законодательство не содержит перечня критериев, позволяющих разграничивать указы и распоряжения. Однако сложившаяся практика свидетельствует о том, что между ними существуют некоторые различия.

Решения президента, носящие нормативный характер, т. е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются указами. Например, указами определены принципы взаимодействия Президента и Правительства, решаются ключевые вопросы государственной политики.

Указы президента могут носить и индивидуальный характер, ими оформляются решения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей подотчетных президенту федеральных органов. Они принимаются по вопросам гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий. В форме указа принимаются решения и по вопросам помилования.

Указы являются основным видом правовых актов президента.

Распоряжения президента – организационно-оперативные акты, имеющие вспомогательное значение. Как правило, они не носят нормативного характера, регламентируют организационно-технические стороны взаимоотношений президента с органами власти России и ее субъектов, деятельность его администрации, посвящаются решению кадровых вопросов.

Важным для нормотворческой деятельности Федерального Собрания и президента является вопрос о разграничении предметов закона и нормативного указа президента. В силу особых условий проведения конституционной реформы в России сложилась практика, когда отдельные указы президента выполняли функции закона. Так, согласно указу президента РФ от 7 октября 1993 г. «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», до начала работы Федерального Собрания законодательное регулирование вопросов бюджета, федеральных налогов и сборов, банковской, инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной защиты населения передавалось президенту и осуществлялось через принятие им указов. Названный указ, а также ряд других нормативных актов президента, принятых в тот период, предусматривали их утверждение Федеральным Собранием.

Решение президентом вопросов, составляющих предмет законодательной деятельности Федерального Собрания, практиковалось и после начала работы нового парламента России. Конституционный Суд России признал соответствующей конституции практику, когда указами президента до принятия федеральных законов регулируются вопросы, составляющие предмет законодательной деятельности Федерального Собрания.

Осуществление президентом ряда законодательных функций, будучи вынужденной мерой в период поэтапной конституционной реформы, конституцией не предусматривается. В ней не закреплена и процедура рассмотрения Федеральным Собранием нормативных указов президента, поскольку компетенции всех органов федеральной власти четко разграничены. Очевидно, что по мере активизации законодательной деятельности Федерального Собрания практика регулирования нормативными указами вопросов, составляющих предмет законодательной деятельности парламента, будет прекращена. Окончательно же решить этот вопрос сможет четкое определение предмета законодательной деятельности Федерального Собрания в самой Конституции России.

Обычным порядком полномочия главы государства прекращаются с истечением срока, на который он был избран.

Основания досрочного прекращения его полномочий:

1) отставка президента;

2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешение президента от должности.

Под отставкой президента понимается его добровольный уход со своего поста. Конституция России не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли по этому поводу приниматься какое-либо решение и кем, не регулирует иные аспекты данной процедуры.

Уход в отставку Президента Б. Ельцина 31 декабря 1999 г. подтвердил наличие существенных пробелов в законодательстве. Порядок передачи атрибутов президентской власти был определен самим уходящим президентом и проходил без участия представителей иных ветвей власти (Федерального Собрания, Конституционного Суда).

Стойкая неспособность президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. В нормах федерального закона необходимо зафиксировать, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т. д. Должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.

Порядок отрешения президента от должности прописан весьма детально. Отрешение президента от должности выступает формой государственно-правовой ответственности главы государства. Основанием является совершение президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, для президента наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

Содержащиеся в статье 93 Конституции понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление» конкретизируются в Уголовном кодексе РФ. Согласно ст. 275 УК РФ, под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. Очевидно, что под конституционное понятие «тяжкое преступление» подпадают и предусмотренные ст. 15 УК РФ особо тяжкие преступления, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание.

Конституция РФ регулирует процедуру отрешения Президента от должности.

Обвинение президента выдвигается Государственной Думой. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента может быть группа депутатов Государственной Думы, в которую входит не менее одной трети ее состава. Материалы, представленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. При вынесении решения о продолжении указанной процедуры Дума большинством голосов должна образовать специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу.

Основная задача комиссии – детальное изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой, привлечение новых материалов и документов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые против президента обвинения. Комиссия должна иметь право требовать от государственных органов документы, запрашивать объяснения, получать другую нужную ей информацию.

Подготовленное комиссией заключение передается в Думу и подлежит обсуждению на ее заседании.

По итогам обсуждения заключения Государственная Дума может принять решение о выдвижении обвинения против президента. Это решение принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Выдвинутое Государственной Думой обвинение направляется в Верховный Суд и Конституционный Суд России.

Верховный Суд должен дать заключение о наличии или отсутствии в действиях Президента признаков соответствующего тяжкого преступления. Заключение Верховного Суда не имеет юридической силы приговора, его можно использовать только в рамках процедуры отрешения президента от должности. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения.

При выводе Верховного Суда об отсутствии в действиях президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления, а также при установлении Конституционным Судом нарушений процедуры выдвижения обвинения, процедура отрешения должна быть прекращена.

Решение об отрешении президента от должности при наличии соответствующих документов принимает Совет Федерации большинством в две трети голосов от общего числа членов Совета.

Решение Совета Федерации об отрешении президента от должности должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным.

Попытка группы депутатов Государственной Думы на практике реализовать норму Конституции об отрешении Президента РФ от должности, предпринятая в 1999 г., выявила ряд вопросов, требующих законодательного решения. В частности, в законе должна быть прописана процедура рассмотрения соответствующего вопроса как Верховным, так и Конституционным Судом РФ.

Тема 12. Федеральное Собрание Российской Федерации. Внутренняя структура и компетенция палат
Федерального Собрания Российской Федерации

План

1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.

2. Формирование Совета Федерации.

3. Внутреннее устройство и органы Государственной Думы.

4. Внутреннее устройство и органы Совета Федерации.

5. Полномочия Федерального Собрания РФ.

6. Правовое регулирование роспуска Государственной Думы.

1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации

Согласно Конституции Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Это представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Как представительному органу Федеральному Собранию присущи следующие признаки:

– выборность и представительство интересов народа;

– коллегиальность по составу и порядку выработки и принятия решений;

– особый характер связи народных представителей с избирателями.

Выборность достигается путем проведения всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Демократическое избрание депутатов позволяет гражданам выразить свою сопричастность с представительными учреждениями, способствует установлению непосредственной связи между народными представителями и избирателями. Выборность предопределяет особое место представительных органов власти среди других учреждений, их тесную связь с обществом. В результате орган народного представительства чувствует действительные нужды народа, от имени которого он имеет нравственное основание говорить с гораздо большим авторитетом, чем какой бы то ни было другой орган государства.

Коллегиальность по составу означает, что представительные учреждения являются собраниями депутатов, значительная численность которых способствует отражению в составе представительных органов власти социальной и демографической структуры общества. Идеальный парламент должен быть «микромоделью общества». Коллегиальность по порядку выработки и принятия решений способствует выявлению, согласованию и учету мнений различных депутатов, которые представляют разнообразные интересы избравших их граждан.

Для правильного понимания признака «особый характер связи народных представителей с избирателями» следует отличать представительство в частном и публичном праве. Институт представительства (в том числе исторически) больше известен частному праву, где связь между субъектами основана на доверенности и этой доверенностью ограничена (например, представительство в суде). В частном праве отношения представительства конкретны: однозначно определены стороны (доверитель и представитель) и их права и обязанности.

В публичном праве отношения представительства возникают не из доверенности, а из факта избрания депутата избирателями соответствующего избирательного округа. При этом представитель действует от имени всего народа и в интересах всего народа, а не в отношении каких-то конкретных избирателей. Отношения представительства не носят при этом личного, доверительного характера.

Существуют разные модели построения отношений между избирателями и депутатами, именуемые моделями депутатского мандата: императивный депутатский мандат и свободный депутатский мандат (о них более подробно см. тему 14).

Только в совокупности три вышеназванные признака позволяют характеризовать соответствующий орган как представительный. Отсутствие любого из них не позволяет считать орган представительным. Так, например, Президент РФ избирается народом, представляет интересы народа, обладает особой правовой связью с избирателями, но является единоличным органом, а значит, именоваться представительным органом не может.

Как законодательному органу, Федеральному Собранию присущи следующие признаки:

– обладает законодательной властью;

– обладает контрольными полномочиями (прежде всего, контроль за работой исполнительной ветви власти);

– обладает исключительным правом принимать бюджет – главный финансовый закон страны.

Наличие законодательной власти у Федерального Собрания означает, что оно обладает исключительным правом принимать (изменять, отменять) законы, т. е. нормативные акты, обладающие высшей юридической силой после конституции. Никакой другой орган таким правом не обладает. Это право носит универсальный характер, так как закон может быть принят по любому вопросу. Но это должен быть действительно закон, а не акт, который подменяет управленческое решение, поскольку закон должен содержать наиболее общие правила, регулирующие ту или иную сферу отношений.

Парламентский контроль необходим, прежде всего, для того, чтобы не позволить исполнительной власти фактически «узурпировать» власть в государстве, нивелировать деятельность демократических институтов. Это, естественно, возможно лишь при условии, что контроль является действенным. Вместе с тем он не должен быть неоправданно жестким, излишне обременительным для правительства. Иначе последнее просто не сможет эффективно функционировать (что и наблюдалось в годы перестройки в России).

Парламентский контроль можно определить как систему норм, определяющую участие парламента в формировании высших органов власти, формы проверки деятельности последних и возможность применения санкций. Объектом парламентского контроля в первую очередь выступает деятельность исполнительной ветви власти и ее должностных лиц. К формам парламентского контроля можно отнести: запросы и вопросы парламента, работу комитетов и комиссий, парламентские слушания, дачу согласия на назначение Председателя Правительства РФ, участие в формировании иных государственных органов, выражение недоверия Правительству РФ, отрешение Президента РФ от должности и т. д.

Право на принятие бюджета одновременно рассматривается и как законодательное, и как контрольное полномочие Федерального Собрания РФ. С одной стороны, принятие бюджета можно рассматривать как принятие закона, а значит, речь будет идти о законодательной деятельности. С другой стороны, само по себе принятие и проверка исполнения бюджета – это один из способов парламентского контроля.

Федеральное Собрание является двухпалатным парламентом и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации представляет все субъекты Российской Федерации.

Палаты работают по отдельности и могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований.
  2. II. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований.
  3. Административные взыскания и порядок их наложения
  4. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщика.
  5. Административный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.
  6. Азотистые т основания- производные пиримидина
  7. Аукционный порядок распределения земельных участков.
  8. Без полномочий считаются представляющими свое государство
  9. Бизнес-план, его назначение, структура и порядок разработки
  10. Взаимоотношения полномочий
  11. Види страхових компаній та порядок їх створення
  12. Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и контроле

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.