Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия законодательной инициативы (внесение законопроекта в Государственную Думу)




Правом внесения законопроектов в Государственную Думу обладают только субъекты, наделенные правом законодательной инициативы. Такими субъектами являются:

1) президент;

2) Совет Федерации;

3) члены Совета Федерации;

4) депутаты Государственной Думы;

5) законодательные органы субъектов РФ;

6) Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд РФ – по вопросам их ведения.

Вопрос о перечне субъектов законодательной инициативы в науке конституционного права остается дискуссионным. Внесение законопроектов депутатами палаты является традиционным правомочием депутатов в большинстве парламентов мира, причем индивидуальным правом каждого депутата в отдельности. На практике это приводит к излишней активности депутатов, внесению очень большого числа законопроектов. Часть из них не является актуальными, а к некоторым депутаты-инициаторы теряют интерес сразу после внесения.

Особой спецификой обладает внесение законопроектов Советом Федерации и его членами. Порядок внесения законопроекта определен гл. 17 Регламента. Совет Федерации, являясь внутрипарламентской структурой, может сам непосредственно вносить проекты. Постановление о внесении законодательной инициативы принимается большинством голосов от общего числа членов палаты. Член Совета Федерации, как и депутат Государственной Думы, вносит законопроект самостоятельно, при этом не требуется согласие других членов Совета или чьего-либо одобрения. Формально член Совета Федерации выступает в личном качестве, а не от имени субъекта. Делегировавшие его органы не вправе давать ему поручения и определять его действия (хотя и пытаются это сделать на основе своих решений). Регламент 1996 года содержал, как нам кажется, обоснованное требование о внесении законопроекта от двух членов, представляющих один субъект РФ, либо
от 10 членов Совета Федерации. Несоблюдение этого правила, в частности, может повлечь внесение двух взаимоисключающих законопроектов от представителей одного субъекта РФ.

Особого внимания заслуживает право законодательной инициативы законодательных (представительных) органов субъекта федерации. Представительные (законодательные) органы федерального и регионального уровня не состоят в отношениях власти-подчинения, однако орган субъекта федерации может воздействовать на федеральное законотворчество. Важным моментом является то, что в соответствии с Конституцией законотворческая активность субъекта РФ не ограничена сферой совместных полномочий федерации и субъектов. Вместе с тем, результативность законодательных инициатив субъектов РФ крайне низка.

Последними в числе субъектов законодательной инициативы Конституция РФ называет суды. Практика внесение законопроектов судами также невелика (около 1 % от всех законопроектов). Во многом это объясняется тем, что законодательная инициатива ограничена вопросами их ведения. Однако вопросы ведения, например, Конституционного Суда РФ довольно широки. Вместе с тем, этот судебный орган предпочитает поправлять федеральное законодательство своими постановлениями, а не участвовать в его формировании на стадии принятия. Используемый термин «по вопросам своего ведения», видимо, предполагает разделение законодательных инициатив внутри самой судебной власти, поскольку суды – единственный орган правосудия в РФ, соответственно, любой вопрос жизни страны может стать вопросом рассмотрения соответствующего суда.

При внесении законопроекта субъект законодательной инициативы обязан представить:

1) текст законопроекта;

2) обоснование необходимости его принятия, включая развернутую характеристику проекта, последствия его принятия;

3) справку о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

4) перечень нормативных актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона;

5) финансово-экономическое обоснование вносимого законопроекта.

В законопроекте должны содержаться:

1) сроки и порядок вступления в силу;

2) изменение, дополнение или отмена ранее принятых законов и нормативных актов по данному вопросу;

3) предложение Президенту и Правительству привести в соответствие с законом их правовые акты.

В Государственную Думу вносятся только готовые законопроекты, предложения о разработках законов не считаются законодательной инициативой и палатой не принимаются.

Конституция РФ предусматривает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, должны иметь заключение Правительства. Если его нет, то Государственная Дума может принять законопроекты, а затем обязана направить их на заключение Правительству.

Законопроекты, подписанные субъектом законодательной инициативы, подаются на имя Председателя Государственной Думы РФ. Поступившие законопроекты регистрируются, им присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе. Одновременно в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления законопроекта в Государственную Думу, сведения о нем, о его прохождении.

Председатель направляет законопроект в профильный комитет, который в течение 14 дней готовит заключение о соответствии законопроекта предъявляемым требованиям.

Если, по мнению профильного комитета, законопроект соответствует предъявляемым требованиям статьи, то Совет Государственной Думы: назначает комитет, ответственный за подготовку законопроекта к первому чтению, включает его в программу законопроектной работы на текущую или следующую сессию, направляет всем заинтересованным субъектам для подготовки отзывов, замечаний и предложений. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным ст. 72 Конституции, Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании палаты направляет в субъекты РФ.

Если, по мнению профильного комитета, законопроект не соответствует требованиям ст. 104 Конституции Российской Федерации, Совет Государственной Думы возвращает законопроект субъекту (субъектам) права законодательной инициативы. Такой законопроект не считается внесенным в Государственную Думу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.