Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная мысль и особенности общественно-политического движения в России во второй половине ХIХ в




Освободительное движение в России в первые годы после отмены крепостного права проходило в обстановке общественно-политического подъема, начавшегося в конце 50-х годов XIX в. Недовольство крестьян невыгодными для них условиями освобождения выразилось в массовых волнениях весной-летом 1861 г. и произвело сильное впечатление и на правительство и на все общественные круги. Революционные демократы верили в возможность и близость народной революции, готовили себя к ней и надеялись ее возглавить.

Значительным фактором общественного движения начала 60-х годов явились студенческие волнения осенью 1861 г. Поводом к ним послужили изданные правительством в июле 1861 г. "Временные правила", которые усиливали надзор за студентами и ограничивали доступ в университеты разночинцам. Начавшиеся в сентябре 1861 г. в Петербурге, волнения в октябре перекинулись в Москву и Казань. Студенческие волнения осенью 1861 г. получили широкую огласку за рубежом. Под их влиянием правительство приступило к разработке университетской реформы.

Характерным явлением в России в начале 60-х годов было распространение нигилизма. Нигилизм как направление общественной мысли возникает в кризисные моменты общественно-политической жизни страны, ломки ее общественных устоев. Ему присущи гипертрофированное сомнение и отрицание общепринятых ценностей (идеалов, формы общественной жизни, ее моральных норм и эстетических принципов), абсолютизация индивидуального начала. Наиболее видным представителем нигилизма в России тех лет считается талантливый публицист и литературный критик Д.И. Писарев.

В конце 1861 г. в Петербурге сложилась общерусская революционная организация "Земля и воля". Она представляла собой своеобразную "федерацию" объединившихся различных конспиративных кружков и групп, возглавляемых Комитетом, но продолжавших действовать самостоятельно. О ее создании еще в мае-июне 1861 г. договорились ближайшие друзья Герцена и Огарева - братья Александр и Николай Серно-Соловьевичи, Николай Обручев. Программным документом "Земли и воли" стала опубликованная в "Колоколе" 1 июля 1861 г. статья Н.П. Огарева "Что нужно народу?" (затем перепечатанная в виде прокламации). На поставленный в заглавии вопрос Огарев отвечал: "Очень просто, народу нужна земля и воля". Так возникло название тайной организации. Изложенная в статье программа, рассчитанная на сплочение всех оппозиционных сил, носила умеренный характер. В ней выдвигались требования передачи крестьянам земли, которой они владели до реформы, (и даже прирезки к недостаточным наделам), замены правительственных чиновников выборными волостными, уездными и губернскими органами самоуправления, избрания центрального народного представительства. Основным средством воздействия на крестьян считалась пропаганда. Деятельность "Земли и воли" была подчинена подготовке к предстоящему крестьянскому восстанию, которое, как уже говорилось, ожидали к весне 1863 г. Герцен и Огарев разработал план действий революционеров. Но к 1863 г. в "Земле и воле" возникли острые разногласия по программным и организационно-тактическим вопросам. К весне 1864 г. она самоликвидировалась, не будучи раскрытой правительством.

В обстановке широкого демократического подъема в России в конце 50-х-начале 60-х годов XIX в. оживилось польское национально освободительное движение, вылившееся в восстание 1863 - 1864 гг. Особое значение в этом крае имел национальный вопрос. Он выражался в давнем стремлении шляхетства, интеллигенции и духовенства к восстановлению утраченной в конце XVIII в. независимости Польши.

В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, "самобытном" пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого "русского социализма" были сформулированы на рубеже 40 - 50-х годов А.И. Герценом - "предтечей" русского народничества. Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н.Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль "товарищеской формы производства" параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного. В 70-е годы преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, "действенное") народничество. Сам термин "народник" появился в литературе в середине 60-х годов, но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь крестьянства. Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60-х-начале 70-х годов, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть решено революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

На рубеже 60-70-х годов сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились Михаил Бакунин (1814 - 1876), Петр Лавров (1823 - 1900) и Петр Ткачев (1844 - 1885). Образовалось три течения в народничестве: бунтарско-анархическое (М.А. Бакунин); просветительско-пропагандистское (П.Л. Лавров); заговорщически-террористическое (С.Г. Нечаев, П.Н. Ткачев).

М.А. Бакунина считают видным теоретиком анархизма, принципы которого им были изложены в книге "Государственность и анархия" (1873). Источником всех "зол" он считал "государственность". Любая государственная власть, будь то монархия или республика, даже самая демократическая, рассматривалась им как "источник эксплуатации и деспотизма". Бакунин был против идеи завоевания политических свобод как буржуазных и выгодных одной буржуазии. По его мнению, необходимо вести борьбу не за политические, а социальные свободы. Отсюда его "аполитизм" - отказ от политической борьбы. Любой форме государства он противоставлял принцип "федерализма", т.е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. Они затем объединяются в более крупные федеративные единицы. Революционеры должны сыграть роль искры, которая должна зажечь пламя народного восстания, объединить разрозненные крестьянские бунты "во всеобщий бунт".

Лавров разделял тезис Бакунина о "социальной революции", которая "выйдет из деревни, а не из города", рассматривал крестьянскую общину как "ячейку социализма", но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать планомерную пропагандистскую работу среди народа. Отсюда различие между "бунтарской" и "пропагандистской" тактикой Бакунина и Лаврова.

Ткачев полагал, что переворот в России должен быть осуществлен не посредством крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при "диком невежестве" крестьянства, его "рабских и консервативных инстинктах" ни пропаганда, ни агитация не могут вызвать народного восстания. В России, доказывал Ткачев, легче захватить власть путем заговора, ибо самодержавие в данный момент не имеет опоры.

Основные программные положения народников сводились в следующему: 1) ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России революционным путем, 2) главной движущей силой революции должно явиться крестьянство, 3) крестьянская революция не только сметет самодержавие и остатки крепостничества, но откроет путь к социализму и предотвратит утверждение в России капитализма, 4) базисом социализма станет крестьянская поземельная община, 5) организующей силой крестьянской революции явится "революционная партия" (имелась в виду революционная организация народников).

Первой крупной акцией революционного народничества 70-х годов стало массовое "хождение в народ" летом 1874 г. Это было стихийное движение, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. "Хождение в народ" в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицарстские идеи. Не привлекала крестьян и идея "социальной революции". Участники "хождения в народ" признавали, что результат их пропаганды оказался "почти неуловим". "Второе хождение в народ", осуществлялось в виде постоянных поселений в деревне. Часть народников решила вести пропаганду среди рабочих, в которых видели тех же крестьян, лишь временно пришедших на фабрики и заводы, но более грамотных и, следовательно, более восприимчивых к революционным идеям. Их они рассматривали как посредников между интеллигенцией и крестьянами. Успех "второго хождения в народ" также был невелик. Только небольшая прослойка выходцев из народа, как например, крестьянин Андрей Желябов, рабочие Степан Халтурин и Петр Алексеева, нашли общий язык с народниками, став впоследствии активными участниками народнических и рабочих организаций. Неудачи "хождений в народ" выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой цели и действий. Такая организация была создана к концу 1876 г. Первоначально она именовалась "Севернореволюционной народнической группой", а в 1878 г. получила название " Земли и воли" - в честь "Земли и воли" 60-х годов. Членами-учредителями "Земли и воли" были Георгий Плеханов, Марк и Ольга Натансоны. Позднее в нее вступили Вера Фигнер, Софья Перовская, Николай Морозов. В отличие от прежних народнических кружков это была уже более широкая и хорошо законспирированная организация. Вместе со своими филиалами она насчитывала до 200 членов. При создании "Земли и воли" была принята программа. Ее основные требования заключались в следующем: передача всей земли крестьянам с правом общинного ею пользования, введение мирского самоуправления, свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций. Главным тактическим средством борьбы авторы программы избрали пропаганду среди крестьян, рабочих, ремесленников, студентов, военных, а также воздействия на либерально-оппозиционных круги русского общества, чтобы привлечь их на свою сторону и таким образом объединить всех недовольных. Проблема террора как средства революционной борьбы тогда еще не ставилась - она выдвинулась только в 1879 г. В 1879 г. в "Земле и воле" выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Приверженцы этого направления в марте 1879 г. создали свой Исполнительный комитет "Земли и воли". В "Земле и воле" возникли острые разногласия о приемлемости тактики террора, а также и о целесообразности политической борьбы. На петербургском съезде общества 15 августа 1879 г. спорящие стороны поняли несовместимость своих принципов и договорились разделить "Землю и волю" на две организации - "Народную волю" (в нее вошло большинство членов "Земли и воли") и "Черный передел", стоявший на прежних землевольческих позициях.

Основателями и руководителями "Народной воли" стали Александр Михайлов, Андрей Желябов, Николай Морозов, Софья Перовская. "Народная воля" закрепила и развила организационные принципы "Земли и воли". Это была строго централизованная организация. Деятельность "Народной воли" знаменовала собой переход к прямому наступлению на самодержавие. "Народная воля" не отказывалась от надежд на народную революцию, но полагала, что сначала необходимо захватить власть путем заговора меньшинства, а затем его поддержит народное восстание. На первый план выдвинулась идея цареубийства, которое, по убеждению народовольцев, "дезорганизует" правительство и послужит сигналом к народному восстанию. Основными программными требованиями "Народной воли" был созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избирательного права и народного представительства, свобода слова, вероисповедания, печати, сходок, широкое общинное самоуправление, замена постоянной армии "народным ополчением", переход земли, фабрик и заводов в "собственность народа" - с передачей их в пользование крестьянским и рабочим "общинам", предоставление "угнетенным народам" России права "отделиться или остаться в общерусском союзе".

Народническая организация "Черный передел", возглавляемая Г.В. Плехановым, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью "пропаганду в народе" для подготовки "аграрного переворота". Они вели пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. Программа "Черного передела" во многом повторяла программные положения "Земли и воли". "Черный передел", как и "Земля и воля", в организационном отношении строился по принципу "федерации кружков".

С разгромом "Народной воли" и распадом "Черного передела" в 80-х годах завершился период "действенного" народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло со исторической сцены. В 80 - 90-х годах значительное распространение получили идеи либерального (или, как его называли, "легального") народничества. Его представители выступали за социально политические реформы, проповедовали теорию "малых дел" - кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс.

Рабочее движение - новое явление в социальной жизни пореформенной России. Но о его возникновении может идти речь применительно к 70-м годам XIX в. Во второй половине 70-х годов появились и рабочие организации. Первая такая организация "Южнороссийский союз русских рабочих" была создана в Одессе в 1875 г. В конце 1878 г. путем объединения разрозненных рабочих кружков в Петербурге образовался "Северный союз русских рабочих". В рабочие кружки и "союзы" в то время был вовлечен еще узкий круг рабочих. Стачечное движение еще не выходило за рамки требований экономического характера. Однако и предприниматели, и правительство уже были вынуждены считаться с этим новым социальным явлением.

В 80-90-х годах ХIХ в. в России возник ряд марксистских групп и объединений, на основе которых стали складываться социал-демократические партии. Первые кружки по изучению и распространению произведений Маркса и Энгельса появились в начале 80-х годов. В 1883 г. в Женеве начала работу марксистская группа «Освобождение труда» (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод), положившая начало распространению марксизма и становлению социал-демократии в России. Первые российские марксисты, Плеханов и его группа пришли к выводу, что социализм неизбежен, но переход к нему в России осуществится не через крестьянскую общину, как предполагали народники, а через завоевание пролетариатом политической власти. Однако социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции. Время буржуазных революций в Европе прошло. России же только предстоит. Сторонники такой позиции и стали называть себя социал-демократами.

Первые марксистские кружки в России подготовили почву для возникновения более широких социал-демократических объединений. Наиболее значительным из них был образованный в 1895 г. в Петербурге В.И. Лениным при содействии Л. Мартова (Ю.О. Цедербаум) "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Он объединил 20 марксистских кружков и установил связь с рабочими петербургских предприятий.

80 - 90-е годы XIX в. были временем увлечения марксизмом в России. Марксистами были не обязательно революционеры, но и лица, не разделявшие крайних выводов Маркса - ликвидации эксплуататорского строя революционным путем. Это так называемые " легальные марксисты ". К ним принадлежали видные философы П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, которые впоследствии отошли от марксизма (в 1909 г. они выступили как авторы знаменитого сборника "Вехи").. Они подчеркивали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного мирного развития страны по пути ее демократизации.

Марксизм стал важным течением русской общественной мысли 80–90-х гг. XIX в. Чем можно объяснить быстрое распространение марксизма в среде российской интеллигенции? Н.А. Бердяев точно заметил, что марксизм 90-х гг. отражал процесс европеизации русской интеллигенции, приобщал ее к западным течениям, выводил на мировой простор. В конце концов, теория марксизма была весьма и весьма «модной».

Однако не сдавало своих позиций и народничество, несмотря на понесенные в результате репрессий потери. 90-е годы - время возрождения различных неонароднических объединений и групп.

Оппозиционное движение в стране представляли либерально-настроенные писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, земские деятели. Либеральная оппозиция выступала против административного произвола, требовала "усовершенствования" государственного строя (введения гласности, представительного правления, даже конституции), но она боялась социальных потрясений, считала, что разрешить насущные социальные и политические проблемы необходимо сверху, мирным путем. В либерально-оппозиционном движении 60-70-х гг. существенное место занимали славянофилы. Позднейшие исследования опровергают сложившееся ранее представление о том, что после реформы 1861 г. наступил период заката и распада славянофильства, превращение его в исключительно реакционное направление. В действительности именно в пореформенное время активизировалась либерально-оппозиционная деятельность славянофилов, направленная на решение задач, поставленных процессами социально-экономического развития России. На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как В.А. Черкасский, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, которые принимали активное участие в подготовке и проведении крестьянской и других реформ 60-70-х годов.

На рубеже 70-80-х годов оживилось земское либерально-оппозиционное движение. Оно проявилось преимущественно в нелегальных собраниях земцев с целью выработки своих требований, которые в верноподданнической форме излагались в виде "адресов", "записок" и прочих ходатайств и петиций царю. Таким образом, центр либеральной мысли сместился в земства. Одним из общепризнанных лидеров земского движения стал И.И. Петрункевич. В конце 70-х гг. возник нелегальный «Земский союз». В его программе к главным вопросам политической жизни России были отнесены: свобода слова и печати, гарантия неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания. Впервые в истории России по либеральным убеждениям в знак протеста против политики Александра III (К.П. Победоносцева) ушли в отставку министры М.Т. Лорис-Меликов, А.А. Абаза и Д.А. Милютин (1881).

В 80–90-е гг. в русском либерализме начался новый этап: либеральная общественность перешла в оппозицию к правительству, от попыток личного влияния на монарха к организации общественного давления на власть, от программ для самодержавия к программам политической оппозиции.

В России не было недостатка идей, в той или иной мере генерируемых и отстаиваемых различными общественно-политическими движениями в интересах развития общества. Вынашивались идеи и конкретные планы переустройства общества. Но вся эта борьба, отстаивание тех или иных взглядов на страницах газет и журналов, в науке, происходила в очень тонком слое просвещенного российского общества и для большинства населения страны оставалась незаметной. До конца века борьба идей не затрагивала народные массы. Крестьян, промышленных рабочих, мелких предпринимателей в основном интересовали проблемы экономического характера. За массы начиналась борьба, о народе «заботились» представители самых различных направлений общественно-политической мысли, предлагая различные способы разрешения проблем.

Самодержавие и высший слой чиновников страны также хорошо знали этот опыт, в том числе и в решении социальных проблем. Постоянное сравнение правящей элитой показателей развития России и западных стран было не в пользу последней. Необходимо было наращивать мощь страны, сохраняя социальный мир на базе традиционных устоев российской жизни.

Этот курс разделялся консервативно-охранительным направлением общественно-политической мысли и был сопряжен с мерами социального умиротворения сословий, развития системы образования в интересах промышленности и торговли. Достижения науки и техники оценивались, прежде всего, с точки зрения их полезности государству. Однако консервативно-охранительное направление постепенно теряло своих сторонников, в то время как либеральное и социалистическое самим ходом развития общества привлекали в свои ряды все новые и новые силы. Направлением "культурного консерватизма" в общественно-литературной жизни России начала 60-х годов являлось так называемое "почвенничество". Основные принципы его были сформулированы в журналах "Время" (1861 - 1863) и "Эпоха" (1864 - 1865), издаваемых Н.Н. Страховым и братьями М.М. и Ф.М. Достоевскими. Почвенники проповедовали идею самоценности русского народа ("почвы") и рассматривали его как "воплощение добродетели". Говоря о "разрыве" между "образованным обществом" и народом, почвенники призывали к восстановлению связей между ними на религиозно-этической основе. Для почвенников было характерно неприятие ни демократии, ни либерализма, ни аристократии. Противопоставление как чуждых друг другу русской и европейской культур, проповедь идеи особой миссии русского православного народа, призванного "спасти человечество и дать новые формы жизни и искусства", сближали почвенников со славянофилами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.