Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса




Участие в невиданной по своим масштабам войне вызвало сильнейшее напряжение сил России, существенно отразилось на состоянии ее экономики, обострило социальные отношения в стране, а к концу 1916 г. привело к острому социальному и политическому кризису. Поражения России на фронтах Первой мировой войны нанесли значительный удар по общественному сознанию. Большие людские потери, резкое ухудшение условий повседневной жизни вызвали недовольство практически у всех групп населения. Население устало от затянувшейся войны. Росли забастовки рабочих и крестьянские волнения. Если в 1914 г. массовых протестов против войны практически не было, то к 1916 г. в стачках приняли участие более 1 млн. человек. Возобновились крестьянские выступления. В 1916 г. в Средней Азии восстало местное население. Причиной восстания было намерение правительства привлечь местное население к выполнению вспомогательных работ для действующей армии. Стоит отметить, что собственно в действующую армию представители большинства нерусских народов не призывались вообще. Но местные вожди родов решили воспользоваться ситуацией, пытаясь отделиться от России и создать независимые ханства. На фронте участились случаи братания с противником и дезертирства. Нарастание оппозиционных и революционных настроений в стране вылилось зимой 1916-1917 гг. в общенациональный кризис.

Либеральная общественность критиковала министров, но была готова помогать правительству. В 1916 г. Всероссийский союз земств и Всероссийский союз городов объединились в Земгор, который многое сделал для мобилизации мелкой и кустарной промышленности, для организации снабжения и санитарного обеспечения русской армии. При министерствах создавались Особые совещания, куда вошли представители буржуазии и общественности. Создавались военно-промышленные комитеты, в которых образовались рабочие группы для достижения согласия между рабочими и нанимателями. Во время войны совместными усилиями государства и акционерного общества был построен Великий северный путь — железная дорога до Мурманска.

В условиях войны коррупция, нажива на военных поставках, бюрократизм, нераспорядительность и неорганизованность приобрели колоссальный размах. На лицо был кризис управления. Царь менял министров и губернаторов, но положение не улучшалось. Виновником «министерской чехарды» многие считали фаворита царской семьи Г. Е. Распутина. В 1916 г. благодаря Распутину и царице председателем правительства стал обрусевший, но немец Б. В. Штюрмер, что в условиях войны с Германией было вызовом обществу.

Революционные агитаторы использовали все промахи правительства для дискредитации правящих верхов. Опираясь на антивоенные настроения в обществе, меньшевики (Л. Мартов) и эсеры (В. М. Чернов) выступали за немедленное прекращение войны и заключение демократического мира. Большевики (В. И. Ленин) желали поражения царскому правительству и призывали народы превратить войну из империалистической в гражданскую.

В ноябре 1916 г. возобновилась работа IV Государственной думы, с первых заседаний которой на правительство обрушилась резкая критика. Лидер кадетов П. Н. Милюков предъявил правительству целый перечень обвинений, сопровождая каждое вопросом: «Что это: глупость или измена?»

В стране были необходимы перемены, содержание которых было очевидно всем мыслящим людям, озабоченным судьбами страны. Усилилось противостояние Государственной думы и правительства. Рушилась основа третьеиюньской политической системы сотрудничество буржуазных партий с самодержавием. «Прогрессивный блок» (1915 г.) — созданная по инициативе прогрессистов межпартийная коалиция большинства думских фракций — потребовал создания правительства «народного доверия», ответственного перед Думой. Однако Николай II демонстративно отверг предложение либералов.

Политическая нестабильность проявлялась в раздорах министров, их частой смене («министерская чехарда») (1915-1916 гг.). Даже часть аристократических кругов и высшего генералитета, некоторые члены императорской фамилии высказывали недовольство деятельностью правительства. В придворной камарилье усилились прогерманские настроения. Многие высокопоставленные чиновники были заподозрены (и не без оснований) в шпионаже и государственной измене. Среди ближайшего окружения царя вызревала идея сепаратного мира с Германией, чтобы использовать армию для подавления народных выступлений. Николай II катастрофически терял авторитет в обществе из-за «распутинщины», бесцеремонного вмешательства царицы Александры Федоровны в государственные дела и своих неумелых действий в качестве Верховного главнокомандующего.

Страна находилась на пороге революции, и правительство оказалось бессильным справиться с нараставшей революционной волной. К зиме 1916-1917 гг. все слои населения России осознавали неспособность царского правительства преодолеть политический и экономический кризис.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.