КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Специальные налоговые режимы
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения (УСН) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной налоговым законодательством РФ. Порядок применения специального налогового режима установлен гл. 26.2 НК РФ. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно в установленном порядке. При применении УСН уплата единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, заменяет уплату: • для организаций: - налога на прибыль организаций; - налога на имущество организаций; - единого социального налога; • для индивидуальных предпринимателей: - налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); - налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); - единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц. Налогоплательщики, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Для налогоплательщиков, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, кроме того, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов в установленных случаях.
Налогоплательщики, порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Объекты налогообложения. Порядок определения доходов и расходов, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, минимальный налог, налоговый учет, порядок и сроки уплаты налога, порядок зачисления налога. Распределение сумм единого налога. Льготы по оплате налога для отдельных категорий налогоплательщиков. Документальное оформление права перехода (патент) Налогоплательщики Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в установленном порядке. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации, определяемый в установленном для УСН порядке, не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС). Для индивидуальных предпринимателей каких-либо ограничений по получаемому доходу не предусмотрено. Не вправе применять УСН: • организации, имеющие филиалы либо представительства; • финансовые организации (банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг); • ломбарды; • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых); • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; • нотариусы, занимающиеся частной практикой; • организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; • организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); • организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%); • организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомитетом РФ по статистике, превышает 100 человек; • организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают заявление установленной формы в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН. Организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года. До начала налогового периода, в котором впервые применена УСН, налогоплательщиком осуществляется выбор объекта налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, кроме следующих случаев: • если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб.; • если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб. Если в течение года налогоплательщиком будет превышено любое из указанных ограничений, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил установленные ограничения. Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН. Объект налогообложения Объектом налогообложения признаются: • доходы; • доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН. Порядок определения доходов и расходов При определении объекта налогообложения организациями действует тот же порядок, что и при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций: • учитываются в составе доходов: - доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ; • не учитываются в составе доходов доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Если в качестве объекта налогообложения выбрана разница между доходами и расходами, налогоплательщики имеют право уменьшить полученные доходы на следующие расходы: • расходы на приобретение основных средств (с учетом установленных особенностей); • расходы на приобретение нематериальных активов; • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных); • арендные (в том числе лизинговые) платежи; • материальные расходы; • расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ; • расходы на установленные виды обязательного страхования работников и имущества; • суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам); • проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; • установленные расходы на обеспечение пожарной безопасности; • суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ; • расходы на содержание служебного транспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (в пределах установленных норм); • установленные виды командировочных расходов; • плату за нотариальное оформление документов (расходы принимаются в пределах утвержденных тарифов); • расходы на аудиторские услуги; • расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иные аналогичные виды расходов — в установленных случаях; • расходы на канцелярские товары; • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги; • расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), включая расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных; • расходы на рекламу; • расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов; • суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с налоговым законодательством РФ; • расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на соответствующую сумму НДС). Все перечисленные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, установленным для налога на прибыль организаций. Расходы на приобретение основных средств учитываются при определении налоговой базы в следующем порядке: • в отношении основных средств, приобретенных в период применения УСН, — в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию; • в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на УСН, стоимость основных средств включается в расходы на их приобретение в следующем порядке:
Стоимость основных средств, приобретенных до перехода на УСН, для целей налогообложения принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН. Определение сроков полезного использования основных средств производится налогоплательщиком аналогично порядку, установленному для целей исчисления налога на прибыль организаций. В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на УСН, до истечения 3 лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, и уплатить дополнительную сумму налога и пени. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Расходы на приобретение основных средств, учитываемые в установленном порядке, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. Налоговая база Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение таких доходов. Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях, при этом они пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых он применял УСН и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами, определенными по установленным правилам. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, при переходе на УСН не принимается. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, также не принимается при переходе на общий режим налогообложения. Налоговый период Налоговым периодом является календарный год. Отчетные периоды установлены как первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налоговые ставки Налоговые ставки зависят от объекта налогообложения и установлены в следующих размерах: • 6% — если объектом налогообложения являются доходы; • 15% — если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок исчисления налога Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Исчисленная сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), уменьшается: • на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ; • на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей. Минимальный налог Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками, исчисляющими налоговую базу как разность доходов и расходов, в том случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в порядке, установленном для УСН. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с установленным порядком.
Налоговый учет Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются МНС России по согласованию с Минфином России. Порядок и сроки уплаты налога Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций (не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Порядок зачисления налога Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ доходы от уплаты налога при применении УСН распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ по установленным нормативам отчислений. При этом для Москвы и Санкт-Петербурга нормативы установлены следующим образом: • в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 90%; • в бюджет ФФОМС - 0,5%; • в бюджеты ТФОМС - 4,5%; • в бюджет ФСС РФ - 5%. Для остальных субъектов Федерации налог зачисляется: • в бюджеты субъектов РФ - 45%; • в местные бюджеты - 45%, нормативы отчислений во внебюджетные фонды установлены так же, как и для Москвы и Санкт-Петербурга. Доходы от уплаты минимального налога при применении УСН распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам отчислений: • в бюджет ПФР - 60%; • в бюджет ФФОМС - 2%; • в бюджеты ТФОМС-18%; • в бюджет ФСС РФ - 20%. Льготы по оплате налога для отдельных категорий налогоплательщиков До вступления в силу с 1 января 2003 г. гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» порядок взимания единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности регулировался Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ утратил силу с 1 января 2003 г). Федеральным законом № 222-ФЗ предусматривался следующий порядок установления льгот по единому налогу. Органы государственной власти субъектов РФ вместо объектов и ставок налогообложения, установленных Федеральным законом, могли устанавливать для организаций в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности: • расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям (при этом суммы единого налога, подлежавшие уплате организациями за отчетный период, не могли быть ниже определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех уровней должен был соответствовать нормам, установленным Федеральным законом); • льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежавших зачислению в бюджет субъекта РФ и местный бюджет. В соответствии с Законом г. Москвы от 16.10.96 № 29 «О порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» (утратил силу в соответствии с Законом г. Москвы от 19.02.2003) была установлена пониженная ставка единого налога, подлежащего зачислению в бюджет Москвы (3,67% вместо 6,67% от валовой выручки для юридических лиц, осуществлявших приоритетные для Москвы виды деятельности и у которых доля совокупного в валовой выручке составляла до 40%). Приоритетными для Москвы считались следующие виды деятельности: • переработка сельскохозяйственной продукции; • производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления; • производство лекарственных и других медицинских препаратов, медикаментов, медицинских изделий и техники; • оказание бытовых услуг населению; • производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания собственного производства; • природоохранная деятельность; • туристическая и экскурсионная деятельность на территории города; • строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов жилищного фонда и культурно-бытового назначения; • благоустройство города, сбор и переработка бытовых и производственных отходов; • транспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов на территории города; • наука и научное обслуживание; • здравоохранение; • информационно-вычислительное обслуживание; • народное образование. При этом субъекты малого предпринимательства - юридические лица считались осуществляющими приоритетные виды деятельности, если суммарная доля выручки от указанных видов деятельности за отчетный период составляла в валовой выручке не менее 70%. В действующем налоговом законодательстве налоговых льгот при применении УСН не предусмотрено. Документальное оформление права перехода (патент) В соответствии с Федеральным законом № 222-ФЗ до 1 января 2003 г. официальным документом, удостоверявшим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, являлся патент, выдававшийся сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Форма патента была установлена Государственной налоговой службой РФ и являлась единой на всей территории РФ. Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, устанавливалась с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности. Выплата годовой стоимости патента осуществлялась организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, устанавливавшимся органом государственной власти субъекта РФ. Оплата стоимости патента засчитывалась в счет обязательства по уплате единого налога организации. Для организаций, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивавшаяся годовая стоимость патента зачислялась в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в соотношении один к двум. Для индивидуальных предпринимателей уплачивавшаяся годовая стоимость патента являлась фиксированным платежом, заменявшим уплату единого налога на доход за отчетный период. Организациям и индивидуальным предпринимателям патент выдавался налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подававшегося не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий: • если общее число работников, занятых в организации, не превышало установленной предельной численности; • если организация не имела просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период; • если организацией были своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период. Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представляли в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала. Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносился налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления. При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляли для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указывалось наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксировал регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполнялся также и его дубликат, который хранился в налоговом органе. По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган выдавал патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. На патент и книгу учета доходов и расходов распространялись правила обращения с отчетностью, установленные действовавшими в тот период нормативными актами РФ. При утрате патента он подлежал возобновлению налоговым органом с соблюдением установленных условий и наложением на организацию или индивидуального предпринимателя штрафа, размер которого устанавливался органом государственной власти субъекта РФ. В настоящее время этот порядок документального подтверждения права применения УСН полностью отменен. Согласно гл. 26.2 НК РФ переход на упрощенную систему производится в порядке, рассмотренном в вопросе «Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения». Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, а также формы различных вариантов решения налогового органа, принимаемого на основании заявления налогоплательщика, установлены приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) представляет собой специальный налоговый режим, вводимый в действие законодательными актами субъектов РФ. Порядок применения этого специального налогового режима установлен гл. 26.3 НК РФ. Отличительной особенностью этого налогового режима, наряду с его факультативностью, является принудительный перевод на эту систему налогообложения налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды деятельности. Уплата ЕНВД заменяет уплату: • для организаций: - налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД); - налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД); - единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД); • для индивидуальных предпринимателей: - налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД); - налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД); - единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД). Лица, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения. Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги и сборы по деятельности, не облагающейся ЕНВД, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Порядок введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и виды деятельности, на которые он распространяется. Налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база, базовая доходность и корректирующие коэффициенты, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, порядок зачисления налога Порядок введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и виды деятельности, на которые он распространяется Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения. По решению субъекта РФ специальный налоговый режим может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: • оказания бытовых услуг; • оказания ветеринарных услуг; • оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; • розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 , палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; • оказания услуг общественного питания, осуществляемого при использовании зала площадью не более 150 ; • оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемого организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств. Законами субъектов РФ определяются: • порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта РФ; • виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах установленного перечня; • значения коэффициента К2. Налогоплательщики Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД на территории субъекта РФ, в котором введен этот специальный налоговый режим. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют подпадающие под обложение ЕНВД виды предпринимательской деятельности, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления такой деятельности в срок не позднее пяти дней с начала ее осуществления и производить уплату ЕНВД, введенного в этом субъекте РФ. Объект налогообложения Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговая база Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность и корректирующие коэффициенты Базовой доходностью называется условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. Корректирующие коэффициенты базовой доходности — это коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Применяются следующие корректирующие коэффициенты:
Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предпринимательской деятельности установлены следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:
Налоговый период Налоговым периодом по единому налогу является квартал. Налоговая ставка Ставка ЕНВД установлена в размере 15% величины вмененного дохода. Порядок исчисления налога Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3. Изменение суммы ЕНВД, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода. В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы ЕНВД учитывает такое изменение с начала того месяца, в котором оно произошло. Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации. Порядок и сроки уплаты налога Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумм) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Порядок зачисления налога Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ доходы от уплаты ЕНВД распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ по установленным нормативам отчислений. При этом для Москвы и Санкт-Петербурга нормативы установлены следующим образом: • в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 90%; • в бюджет ФФОМС - 0,5%; • в бюджеты ТФОМС - 4,5%; • в бюджет ФСС РФ - 5%. Для остальных субъектов Федерации ЕНВД зачисляется: • в бюджеты субъектов РФ - 45%; • в местные бюджеты - 45%, нормативы отчислений во внебюджетные фонды установлены так же, как и для Москвы и Санкт-Петербурга.
Тема 14. Таможенные пошлины (А) Товары, облагаемые таможенными пошлинами. Таможенная стоимость вывозимых и ввозимых товаров. Виды таможенных пошлин Составной частью внутренней и внешней политики РФ является таможенная политика. Ее цели: • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ; • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведения структурной перестройки и других задач экономической политики РФ; • иные цели, определяемые Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ. Одним из важнейших инструментов реализации таможенной политики является таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. Основными целями таможенного тарифа являются: • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ; • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ; • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; • обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенные пошлины являются специфической формой косвенного налогообложения, порядок их установления и взимания регламентирован Законом РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (действующая редакция от 08.12.2003 с изменениями от 23.12.2003). Товары, облагаемые таможенными пошлинами Обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Таможенная стоимость вывозимых и ввозимых товаров Таможенной стоимостью товара называется стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» и используемая для целей: • обложения товара пошлиной; • внешнеэкономической и таможенной статистики; • применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем применения следующих методов: • по цене сделки с ввозимыми товарами; • по цене сделки с идентичными товарами; • по цене сделки с однородными товарами; • вычитания стоимости; • сложения стоимости; • резервного метода. Порядок определения таможенной стоимости вышеперечисленными методами установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных выше методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, установлен Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1461 в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». В соответствии с этим документом таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в следующем порядке:
Перечисленные способы применяются последовательно, т.е. каждый следующий способ применяется в случае, если таможенную стоимость невозможно определить ни одним из предыдущих способов. Таможенная стоимость, определенная любым из указанных способов, увеличивается на установленные расходы, которые понесены покупателем, но не включены в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки. Виды таможенных пошлин Таможенные пошлины делятся на две категории: 1) ввозные пошлины: • таможенный тариф; • сезонные пошлины; • особые виды пошлин; 2) вывозные пошлины: • обычные пошлины; • сезонные пошлины. Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых в обычных случаях. «Таможенный тариф Российской Федерации» утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 № 830 (в настоящее время тариф действует в редакции от 21.02.2004). Ставки вывозных таможенных пошлин (обычных) и перечень товаров в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ, при этом особый порядок установления предусмотрен в отношении товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по Товарной номенклатуре (нефть сырая). Сезонные пошлины могут устанавливаться Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шесть месяцев в году. Ставки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе сырой нефти и товаров, выработанных из нефти, не могут превышать установленные размеры. Особые виды пошлин могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Особыми являются следующие виды пошлин: • специальные пошлины; • антидемпинговые пошлины; • компенсационные пошлины. Специальные пошлины применяются: • в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; • как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ. Применению специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решения в ходе такого расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки особых пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
Плательщики таможенных пошлин. Льготы по таможенным пошлинам. Виды применяемых ставок и принципы их построения Плательщики таможенных пошлин В соответствии с Таможенным кодексом РФ (С 1.01.2004 в силу вступил Таможенный Кодекс от 28.05.2003 № 61-ФЗ (действует с изменениями от 23.12.2003), однако вместе с ним продолжают действовать отдельные положения Таможенного Кодекса от 18.06.1993 №5221-1 (действующая редакция от 06.06.2003 с изменениями от 23.12.2003)) (ТК РФ) таможенные платежи, включая таможенные пошлины, уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом, при этом право уплатить таможенные платежи имеет любое заинтересованное лицо (если иное не предусмотрено ТК РФ). Льготы по таможенным пошлинам Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде: • возврата ранее уплаченной пошлины; • освобождения от уплаты пошлины; • снижения ставки пошлины; • установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Тарифные льготы устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и не могут носить индивидуального характера (за исключением предусмотренных случаев). Льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ, порядок предоставления установленных льгот определяется Правительством РФ.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |