Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Специальные налоговые режимы




Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообло­жения (УСН) применяется организациями и индивидуальными предпринима­телями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной нало­говым законодательством РФ. Порядок применения специального налогового режима установлен гл. 26.2 НК РФ. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиками доброволь­но в установленном порядке.

При применении УСН уплата единого налога, исчисляемого по результа­там хозяйственной деятельности за налоговый период, заменяет уплату:

• для организаций:

- налога на прибыль организаций;

- налога на имущество организаций;

- единого социального налога;

• для индивидуальных предпринимателей:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);

- налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

- единого социального налога с доходов, полученных от предпринима­тельской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, на­числяемых ими в пользу физических лиц.

Налогоплательщики, применяющие УСН, не признаются налогоплательщи­ками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на та­моженную территорию РФ. Уплата страховых взносов на обязательное пенсион­ное страхование производится в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для налогоплательщиков, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистичес­кой отчетности, кроме того, они не освобождаются от исполнения обязаннос­тей налоговых агентов в установленных случаях.

 

Налогоплательщики, порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Объекты налогообложения. Порядок определения доходов и расходов, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, минимальный налог, налоговый учет, порядок и сроки уплаты налога, порядок зачисления налога. Распределение сумм единого налога. Льготы по оплате налога для отдельных категорий налогоплательщиков. Документальное оформление права перехода (патент)

Налогоплательщики

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные пред­приниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в установленном порядке. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на УСН, доход от реали­зации, определяемый в установленном для УСН порядке, не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС). Для индивидуальных предпринимателей каких-либо ог­раничений по получаемому доходу не предусмотрено.

Не вправе применять УСН:

• организации, имеющие филиалы либо представительства;

• финансовые организации (банки, страховщики, негосударственные пен­сионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг);

• ломбарды;

• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производ­ством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных иско­паемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);

• организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игор­ным бизнесом;

• нотариусы, занимающиеся частной практикой;

• организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участни­ками соглашений о разделе продукции;

• организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на сис­тему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

• организации, в которых доля непосредственного участия других органи­заций составляет более 25% (ограничение не распространяется на орга­низации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов обще­ственных организаций инвалидов, если среднесписочная численность ин­валидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%);

• организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность ра­ботников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомитетом РФ по статистике, превышает 100 человек;

• организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.

Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают заявление установленной формы в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Заявление подается в пери­од с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН. Организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года.

До начала налогового периода, в котором впервые применена УСН, налого­плательщиком осуществляется выбор объекта налогообложения. В случае из­менения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о пере­ходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуаль­ные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постанов­ке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуаль­ные предприниматели вправе применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, кроме следующих случаев:

• если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщи­ка превысит 15 млн. руб.;

• если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб.

Если в течение года налогоплательщиком будет превышено любое из ука­занных ограничений, такой налогоплательщик считается перешедшим на об­щий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допу­щено это превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачива­ются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уп­лату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налого­плательщики перешли на общий режим налогообложения. Налогоплатель­щик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налого­обложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил установленные ограничения.

Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на об­щий режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение УСН.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются:

• доходы;

• доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплатель­щиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСН.

Порядок определения доходов и расходов

При определении объекта налогообложения организациями действует тот же порядок, что и при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций:

• учитываются в составе доходов:

- доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущества и имущест­венных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ;

• не учитываются в составе доходов доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообло­жения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

Если в качестве объекта налогообложения выбрана разница между дохо­дами и расходами, налогоплательщики имеют право уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

• расходы на приобретение основных средств (с учетом установленных особенностей);

• расходы на приобретение нематериальных активов;

• расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

• арендные (в том числе лизинговые) платежи;

• материальные расходы;

• расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособ­ности в соответствии с законодательством РФ;

• расходы на установленные виды обязательного страхования работников и имущества;

• суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);

• проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

• установленные расходы на обеспечение пожарной безопасности;

• суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на тамо­женную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ;

• расходы на содержание служебного транспорта, компенсации за исполь­зование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мото­циклов (в пределах установленных норм);

• установленные виды командировочных расходов;

• плату за нотариальное оформление документов (расходы принимаются в пределах утвержденных тарифов);

• расходы на аудиторские услуги;

• расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иные аналогичные виды расходов — в установленных случаях;

• расходы на канцелярские товары;

• расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;

• расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензион­ным соглашениям), включая расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

• расходы на рекламу;

• расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

• суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с налоговым зако­нодательством РФ;

• расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на соответствующую сумму НДС).

Все перечисленные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, установленным для налога на прибыль организаций.

Расходы на приобретение основных средств учитываются при определе­нии налоговой базы в следующем порядке:

• в отношении основных средств, приобретенных в период применения УСН, — в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;

• в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на УСН, стоимость основных средств включается в расходы на их приобретение в следующем порядке:

Срок полезного использования основных средств Порядок включения стоимости основных средств в расходы (В течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями)
До 3 лет включительно В течение первого года применения УСН
От 3 до 15 лет включительно В течение первого года применения УСН — 50% стоимости В течение второго года — 30% стоимости В течение третьего года — 20% стоимости
Свыше 15 лет В течение 10 лет применения УСН равными долями от стоимости основных средств

 

Стоимость основных средств, приобретенных до перехода на УСН, для целей налогообложения принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН.

Определение сроков полезного использования основных средств произво­дится налогоплательщиком аналогично порядку, установленному для целей исчисления налога на прибыль организаций.

В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на УСН, до истечения 3 лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до ис­течения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчи­тать налоговую базу за весь период пользования такими основными средства­ми с момента их приобретения до даты реализации (передачи) в порядке, уста­новленном гл. 25 НК РФ, и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактичес­кой оплаты.

Расходы на приобретение основных средств, учитываемые в установлен­ном порядке, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода.

Налоговая база

Если объектом налогообложения являются доходы организации или ин­дивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение таких доходов.

Если объектом налогообложения являются доходы организации или ин­дивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, нало­говой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на ве­личину расходов.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях, при этом они пересчиты­ваются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответст­венно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарас­тающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложе­ния доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых перио­дов, в которых он применял УСН и использовал в качестве объекта налогооб­ложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами, определенными по установ­ленным правилам. Указанный убыток не может уменьшать налоговую базу бо­лее чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Убыток, полученный налого­плательщиком при применении общего режима налогообложения, при пере­ходе на УСН не принимается. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, также не принимается при переходе на общий режим на­логообложения.

Налоговый период

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетные периоды установлены как первый квартал, полугодие и 9 меся­цев календарного года.

Налоговые ставки

Налоговые ставки зависят от объекта налогообложения и установлены в следующих размерах:

• 6% — если объектом налогообложения являются доходы;

• 15% — если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок исчисления налога

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная до­ля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяет­ся налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения до­ходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полу­ченных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, 9 меся­цев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Исчисленная сумма налога (квартальных авансовых платежей по на­логу), уменьшается:

• на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодатель­ством РФ;

• на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспо­собности.

При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обяза­тельное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на вели­чину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового пе­риода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей.

Минимальный налог

Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками, исчисляю­щими налоговую базу как разность доходов и расходов, в том случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в порядке, установленном для УСН.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды вклю­чить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с установленным порядком.

 

 

Налоговый учет

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей де­ятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяй­ственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются МНС России по согласованию с Минфином России.

Порядок и сроки уплаты налога

Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производит­ся по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачива­ется не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций (не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Порядок зачисления налога

Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным зако­нодательством РФ.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ доходы от уплаты налога при применении УСН распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ по установленным нормативам отчислений. При этом для Москвы и Санкт-Петербурга нормативы установлены следую­щим образом:

• в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 90%;

• в бюджет ФФОМС - 0,5%;

• в бюджеты ТФОМС - 4,5%;

• в бюджет ФСС РФ - 5%.

Для остальных субъектов Федерации налог зачисляется:

• в бюджеты субъектов РФ - 45%;

• в местные бюджеты - 45%,

нормативы отчислений во внебюджетные фонды установлены так же, как и для Москвы и Санкт-Петербурга.

Доходы от уплаты минимального налога при применении УСН распреде­ляются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам отчислений:

• в бюджет ПФР - 60%;

• в бюджет ФФОМС - 2%;

• в бюджеты ТФОМС-18%;

• в бюджет ФСС РФ - 20%.

Льготы по оплате налога для отдельных категорий налогоплательщиков

До вступления в силу с 1 января 2003 г. гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная сис­тема налогообложения» порядок взимания единого налога в связи с примене­нием упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности регулиро­вался Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринима­тельства» (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ утратил силу с 1 января 2003 г).

Федеральным законом № 222-ФЗ предусматривался следующий порядок установления льгот по единому налогу. Органы государственной власти субъектов РФ вместо объектов и ставок налогообложения, установленных Федеральным законом, могли устанавливать для организаций в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности:

• расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям (при этом суммы единого нало­га, подлежавшие уплате организациями за отчетный период, не могли быть ниже определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех уровней должен был соответствовать нормам, ус­тановленным Федеральным законом);

• льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдель­ных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежавших зачислению в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.

В соответствии с Законом г. Москвы от 16.10.96 № 29 «О порядке налого­обложения субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощен­ную систему налогообложения, учета и отчетности» (утратил силу в соответствии с Законом г. Москвы от 19.02.2003) была установлена пониженная ставка единого налога, подлежащего зачислению в бюджет Москвы (3,67% вместо 6,67% от валовой выручки для юридических лиц, осуществлявших приоритетные для Москвы виды деятельности и у которых доля совокупного в валовой выручке составляла до 40%).

Приоритетными для Москвы считались следующие виды деятельности:

• переработка сельскохозяйственной продукции;

• производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления;

• производство лекарственных и других медицинских препаратов, медикаментов, медицинских изделий и техники;

• оказание бытовых услуг населению;

• производство, реализация и организация потребления продукции общественного питания собственного производства;

• природоохранная деятельность;

• туристическая и экскурсионная деятельность на территории города;

• строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов жилищного фонда и культурно-бытового назначения;

• благоустройство города, сбор и переработка бытовых и производственных отходов;

• транспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов на территории города;

• наука и научное обслуживание;

• здравоохранение;

• информационно-вычислительное обслуживание;

• народное образование.

При этом субъекты малого предпринимательства - юридические лица считались осуществляющими приоритетные виды деятельности, если суммарная доля выручки от указанных видов деятельности за отчетный период составляла в валовой выручке не менее 70%.

В действующем налоговом законодательстве налоговых льгот при применении УСН не предусмотрено.

Документальное оформление права перехода (патент)

В соответствии с Федеральным законом № 222-ФЗ до 1 января 2003 г. официальным документом, удостоверявшим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, являлся патент, выдававшийся сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуаль­ных предпринимателей на налоговый учет.

Форма патента была установлена Государственной налоговой службой РФ и являлась единой на всей территории РФ.

Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, устанавливалась с учетом ставок единого налога решением орга­на государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности. Выплата годовой стоимости патента осуществлялась организациями и ин­дивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением пла­тежей, устанавливавшимся органом государственной власти субъекта РФ. Оплата стоимости патента засчитывалась в счет обязательства по уплате единого налога организации.

Для организаций, применявших упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивавшаяся годовая стоимость патента зачислялась в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в соотношении один к двум.

Для индивидуальных предпринимателей уплачивавшаяся годовая стои­мость патента являлась фиксированным платежом, заменявшим уплату еди­ного налога на доход за отчетный период.

Организациям и индивидуальным предпринимателям патент выдавался налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подававшегося не позднее чем за один месяц до на­чала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:

• если общее число работников, занятых в организации, не превышало ус­тановленной предельной численности;

• если организация не имела просроченной задолженности по уплате нало­гов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

• если организацией были своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представ­ляли в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала.

Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотиви­рованный отказ от этого выносился налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления.

При получении патента в налоговом органе организация или индивидуаль­ный предприниматель предъявляли для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указывалось наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельно­сти (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номе­ра расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый ор­ган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксировал регистра­ционный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполнялся также и его дубликат, который хранился в налоговом органе.

По истечении срока действия патента по заявлению организации или инди­видуального предпринимателя налоговый орган выдавал патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. На патент и книгу учета доходов и расходов распространялись правила обращения с отчетностью, установленные действовавшими в тот период нормативными актами РФ.

При утрате патента он подлежал возобновлению налоговым органом с со­блюдением установленных условий и наложением на организацию или индивидуального предпринимателя штрафа, размер которого устанавливался органом государственной власти субъекта РФ.

В настоящее время этот порядок документального подтверждения права применения УСН полностью отменен. Согласно гл. 26.2 НК РФ переход на упрощенную систему производится в порядке, рассмотренном в вопросе «Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения». Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, а также формы различных вариантов решения налогового органа, принимаемого на основании заявления налогоплательщика, установлены приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) представляет собой специальный налоговый режим, вводимый в действие законодательными актами субъектов РФ. Порядок применения этого специального налогового режима установлен гл. 26.3 НК РФ. Отличительной особенностью этого налогового режима, на­ряду с его факультативностью, является принудительный перевод на эту сис­тему налогообложения налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды деятельности.

Уплата ЕНВД заменяет уплату:

• для организаций:

- налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

- налога на имущество организаций (в отношении имущества, исполь­зуемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

- единого социального налога (в отношении выплат, производимых фи­зическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельнос­ти, облагаемой ЕНВД);

• для индивидуальных предпринимателей:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

- единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринима­тельской деятельности, облагаемой ЕНВД).

Лица, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогопла­тельщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогооб­ложения в соответствии с гл. 21 НК РФ и осуществляемых в рамках предпри­нимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подле­жащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогопла­тельщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляется в соответствии с общим режимом нало­гообложения. Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения рас­четных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установлен­ный в соответствии с законодательством РФ.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятель­ности, подлежащих налогообложению ЕНВД, учет показателей, необхо­димых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду дея­тельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью, подле­жащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятель­ности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйст­венных операций в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налого­плательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налого­обложения. Такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги и сборы по деятельности, не облагающейся ЕНВД, в соответствии с общим режимом налогообложения.

 

 

Порядок введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и виды деятельности, на которые он распространяется. Налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база, базовая доходность и корректирующие коэффициенты, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, порядок зачисления налога

Порядок введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и виды деятельности, на которые он распространяется

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в дей­ствие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения. По решению субъекта РФ специальный налоговый режим может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

• оказания бытовых услуг;

• оказания ветеринарных услуг;

• оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке авто­транспортных средств;

• розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 , палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

• оказания услуг общественного питания, осуществляемого при использо­вании зала площадью не более 150 ;

• оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемого организациями и индивидуальными предпринимателя­ми, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Законами субъектов РФ определяются:

• порядок введения единого налога на территории соответствующего субъ­екта РФ;

• виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводит­ся единый налог, в пределах установленного перечня;

• значения коэффициента К2.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные пред­приниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облага­емую ЕНВД на территории субъекта РФ, в котором введен этот специальный налоговый режим. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта РФ, в котором они осуществляют подпадающие под обложение ЕНВД виды предпринимательской деятельности, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления такой деятельности в срок не позднее пяти дней с начала ее осуществления и производить уплату ЕНВД, введенного в этом субъекте РФ.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговая база

Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Базовая доходность и корректирующие коэффициенты

Базовой доходностью называется условная месячная доходность в стои­мостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, харак­теризующего определенный вид предпринимательской деятельности в раз­личных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности — это коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Применя­ются следующие корректирующие коэффициенты:

Коэффициент Какие особенности учитывает Порядок расчета
К1 Совокупность особенностей ведения предприниматель­ской деятельности в раз­личных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта Рассчитывается по формуле: К. = (1000 + Коф) / (1000 + Ком), где Коф — кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земель­ного кадастра) по месту осуществления пред­принимательской деятельности налогопла­тельщиком; Ком — максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственно­го земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности; 1 000 — стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади
К2 Совокупность особеннос­тей ведения предпринима­тельской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величина доходов, особен­ности места ведения пред­принимательской деятель­ности и иные особенности Значения определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами РФ на ка­лендарный год и могут быть установлены в пределах от 0,01 до 1
К3 Коэффициент- дефлятор, соответствующий индексу изменения потребитель­ских цен на товары (рабо­ты, услуги) в РФ Публикуется в порядке, установленном Пра­вительством РФ 3 2004 году Приказом Минэкономразвития РФ от 1 1.1 1.2003 № 337 значение этого коэф­фициента установлено как 1,133.

 

Для исчисления суммы ЕНВД в зависимости от вида предприниматель­ской деятельности установлены следующие физические показатели, характе­ризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

Вид предпринимательской деятельности Физический показатель Базовая доходность в месяц (в руб.)
Оказание бытовых услуг Количество работников, включая индивидуаль­ного предпринимателя  
Оказание ветеринарных услуг Количество работников, включая индивидуаль­ного предпринимателя  
Оказание услуг по ремонту, техническому об­служиванию и мойке автотранспортных средств Количество работников, включая индивидуаль­ного предпринимателя  
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы Площадь торгового зала (в )  
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети Торговое место  
Общественное питание Площадь зала обслужи­вания посетителей (в )  
Оказание автотранспортных услуг Количество автомоби­лей, используемых для перевозок пассажиров и грузов  
Разносная торговля, осуществляемая индивиду­альными предпринимателями (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарствен­ными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховы­ми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения) Количество работников, включая индивидуаль­ного предпринимателя  

 

Налоговый период

Налоговым периодом по единому налогу является квартал.

Налоговая ставка

Ставка ЕНВД установлена в размере 15% величины вмененного дохода.

Порядок исчисления налога

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.

Изменение суммы ЕНВД, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика про­изошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы ЕНВД учитывает такое изменение с начала того месяца, в котором оно произошло.

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчи­тывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за меся­цем государственной регистрации.

Порядок и сроки уплаты налога

Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового пе­риода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумм) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, уплаченных за этот же период вре­мени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачи­вается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются на­логоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого ме­сяца следующего налогового периода.

 

Порядок зачисления налога

Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального каз­начейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджет­ным законодательством РФ.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ доходы от уплаты ЕНВД распределяются органами федерального казначейства по уровням бюд­жетной системы РФ по установленным нормативам отчислений. При этом для Москвы и Санкт-Петербурга нормативы установлены следующим об­разом:

• в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 90%;

• в бюджет ФФОМС - 0,5%;

• в бюджеты ТФОМС - 4,5%;

• в бюджет ФСС РФ - 5%.

Для остальных субъектов Федерации ЕНВД зачисляется:

• в бюджеты субъектов РФ - 45%;

• в местные бюджеты - 45%,

нормативы отчислений во внебюджетные фонды установлены так же, как и для Москвы и Санкт-Петербурга.

 

 

Тема 14. Таможенные пошлины (А)

Товары, облагаемые таможенными пошлинами. Таможенная стоимость вывозимых и ввозимых товаров. Виды таможенных пошлин

Составной частью внутренней и внешней политики РФ является тамо­женная политика. Ее цели:

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов тамо­женного контроля и регулирования товарообмена на таможенной терри­тории РФ;

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведения структурной перестройки и других задач экономической по­литики РФ;

• иные цели, определяемые Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.

Одним из важнейших инструментов реализации таможенной политики является таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применя­емых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. Основными целями таможенного тарифа являются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, ва­лютных доходов и расходов на территории РФ;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производст­ва и потребления товаров в РФ;

• защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую эконо­мику.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взима­емый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную терри­торию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемле­мым условием такого ввоза или вывоза. Таможенные пошлины являются специфической формой косвенного налогообложения, порядок их установ­ления и взимания регламентирован Законом РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (действующая редакция от 08.12.2003 с изменени­ями от 23.12.2003).

Товары, облагаемые таможенными пошлинами

Обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О та­моженном тарифе» подлежат товары, перемещаемые через таможенную гра­ницу РФ.

Таможенная стоимость вывозимых и ввозимых товаров

Таможенной стоимостью товара называется стоимость товара, опреде­ляемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» и используемая для целей:

• обложения товара пошлиной;

• внешнеэкономической и таможенной статистики;

• применения иных мер государственного регулирования торгово-эконо­мических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуще­ствление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем применения следующих методов:

• по цене сделки с ввозимыми товарами;

• по цене сделки с идентичными товарами;

• по цене сделки с однородными товарами;

• вычитания стоимости;

• сложения стоимости;

• резервного метода.

Порядок определения таможенной стоимости вышеперечисленными ме­тодами установлен Законом РФ «О таможенном тарифе».

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечис­ленных выше методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут при­меняться в любой последовательности.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с та­моженной территории РФ, установлен Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 № 1461 в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». В соответствии с этим документом таможенная стоимость вывозимых това­ров определяется в следующем порядке:

 

Способ определения таможенной стоимости вывозимых товаров Условия применения способа
На основе цены сделки, т.е. цены, фактичес­ки уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров Является основным способом опреде­ления таможенной стоимости
Исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной террито­рии РФ Применяются при отсутствии сделки купли-продажи в отношении вывози­мых товаров или в случае невозможно­сти использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для опре­деления таможенной стоимости
На основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров
На основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров Применяется в случае невозможности использования представленных декларантом сведений

 

Перечисленные способы применяются последовательно, т.е. каждый сле­дующий способ применяется в случае, если таможенную стоимость невоз­можно определить ни одним из предыдущих способов. Таможенная стои­мость, определенная любым из указанных способов, увеличивается на уста­новленные расходы, которые понесены покупателем, но не включены в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки.

Виды таможенных пошлин

Таможенные пошлины делятся на две категории:

1) ввозные пошлины:

• таможенный тариф;

• сезонные пошлины;

• особые виды пошлин;

2) вывозные пошлины:

• обычные пошлины;

• сезонные пошлины.

Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых в обычных случаях. «Таможенный тариф Российской Федерации» утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 № 830 (в настоящее время тариф действует в редакции от 21.02.2004).

Ставки вывозных таможенных пошлин (обычных) и перечень товаров в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ, при этом особый порядок установления предусмотрен в отношении то­вара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по Товарной номенклатуре (нефть сырая).

Сезонные пошлины могут устанавливаться Правительством РФ для опе­ративного регулирования ввоза и вывоза товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шесть месяцев в году. Став­ки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе сырой нефти и товаров, выработанных из нефти, не могут превышать установленные размеры.

Особые виды пошлин могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Особыми являются следую­щие виды пошлин:

• специальные пошлины;

• антидемпинговые пошлины;

• компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются:

• в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную терри­торию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих на­нести ущерб отечественным производителям подобных или непосредст­венно конкурирующих товаров;

• как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных то­варов либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных то­варов либо препятствует организации или расширению производства подоб­ных товаров в РФ.

Применению специальных, антидемпинговых и компенсационных пош­лин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законода­тельством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Ре­шения в ходе такого расследования должны основываться на количественно определяемых данных.

Ставки особых пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием дем­пингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

 

Плательщики таможенных пошлин. Льготы по таможенным пошлинам. Виды применяемых ставок и принципы их построения

Плательщики таможенных пошлин

В соответствии с Таможенным кодексом РФ (С 1.01.2004 в силу вступил Таможенный Кодекс от 28.05.2003 № 61-ФЗ (действует с изменениями от 23.12.2003), однако вместе с ним продолжают действовать отдельные по­ложения Таможенного Кодекса от 18.06.1993 №5221-1 (действующая редакция от 06.06.2003 с изменениями от 23.12.2003)) (ТК РФ) таможенные платежи, включая таможенные пошлины, уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом, при этом право уплатить таможенные платежи имеет любое заинтересованное лицо (если иное не предусмотре­но ТК РФ).

Льготы по таможенным пошлинам

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предостав­ляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализа­ции торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде:

• возврата ранее уплаченной пошлины;

• освобождения от уплаты пошлины;

• снижения ставки пошлины;

• установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Тарифные льготы устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и не могут носить индивидуального характера (за исключением предусмот­ренных случаев). Льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ, порядок предоставления установленных льгот определяется Правительством РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.