КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Последствия деятельности ТНК
Последствия деятельности ТНК в мировом хозяйстве, исходя из особенностей их деятельности, можно разделить на две группы – положительные и отрицательные. Положительные последствия деятельности ТНК включают: - ТНК способствуют распространению достижений НТР в периферийную зону; - ТНК предоставляют денежные и производственные средства для модернизации местных отраслей промышленности; - ТНК обеспечивают занятость для местного населения; - ТНК гарантируют более высокую заработную плату и лучшие социальные услуги, а также способствуют совершенствованию знаний рабочих; - ТНК способствуют втягиванию местных производителей в процессы международного разделения труда. Негативные последствия деятельности ТНК включают: - подавление своей мощью местных фирм; - установление монопольных цен (при этом для выхода на какой-либо рынок цены могут устанавливаться по себестоимости, или ниже себестоимости); - нарушение государственных законов, например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую; - загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия; - дестабилизация состояния на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных фирм; - возможность оказания влияния на политику правительства данной страны. В промышленно развитых странах ТНК определяют характер внешнеэкономических связей, обеспечивают около 20% всей занятости в стране, а также способствуют ускорению экономического прогресса стран, создавая конкурентную среду для местных компаний. Тем не менее, государствами, в том числе и промышленно развитыми, разрабатываются на национальном уровне различные методы и инструменты контроля за деятельностью ТНК. Их использование позволяет отчасти сглаживать негативное влияние ТНК на национальную экономику. Наиболее распространенные из этих инструментов, применяющихся на практике в мировом хозяйстве приведены в табл. 6. 2.
Инструменты национальной политики регулирования деятельности ТНК Таблица 6.2.
Объективная потребность в развитии регулирования транснационального предпринимательства на межгосударственной основе вытекает, с одной стороны, из необходимости создания адекватной институционально-правовой инфраструктуры для интеграции международного бизнеса в национальные социально-экономические системы тех стран, где он оперирует, а с другой – прямо связана с экономической мощью ТНК. На международном уровне деятельность ТНК регулируется соответствующей комиссией ООН на основе трех Кодексов поведения ТНК: - под эгидой Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) подготовлен Универсальный кодекс, охватывающий все аспекты деятельности ТНК. - под эгидой ЮНКТАД разработан Кодекс поведения в области передачи технологии (регламентирует деятельность продавцов научно-технических знаний) и Свод принципов и правил по ограничительной деловой практике, направленный против монополистических злоупотреблений в области злоупотреблений на мировых рынках. - под эгидой МОТ разработана трехсторонняя Декларация о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики.
Интернационализация на мезоуровне (региональные интеграционные процессы) Закономерным результатом бурного развития международной торговли и международного движения факторов производства во второй половине XX века стала экономическая интеграция, являющаяся особым этапом интернационализации хозяйственной жизни. Экономическая интеграция – этот процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками: - взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; - широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм; - необходимость в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработка скоординированной экономической стратегии и политики; - региональность пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первоначально складываются между странами с устоявшимися хозяйственными связями. По своему содержанию региональные интеграционные процессы представляют собой переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов стран региона. С 1947 по 1999 гг. в мире было создано более 60 интегральных группировок. Их объединение определялось рядом предпосылок: - близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран; - географическая близость интегрирующихся стран; - общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества; - демонстрационный эффект (обычно в странах, создавших интеграционные объединения происходят положительные структурные сдвиги, которые оказывают воздействие на стимулирование интеграционного процесса в других странах); - «эффект домино» (после того, как большинство стран региона становятся членами интеграционного объединения, другие страны в виду изменения устоявшейся внешнеторговой конъюнктуры, также вынуждены вступать в данное объединение).
Движущими факторами региональной интеграции являются: · географическая близость стран-участников интеграционного процесса; · схожесть уровней экономического развития и экономической системы; · схожесть политической и предпринимательской культуры; · схожесть экономического законодательства; · транспарентность финансовых потоков; · наличие общих интересов у стран-участниц интеграционного процесса.
Региональная интеграция имеет существенное значение в мировом хозяйстве, поскольку она позволяет отработать инструменты и подходы экономической интеграции, способствует интеграции стран в МРТ и ускоряет процесс глобализации. Сегодня сложилось около 10 различных центров интеграции в мире. Наиболее значимыми из них являются: 1. НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) и ФТАА (Общеамериканская зона свободной торговли); 2. ЕС (Европейский Союз); 3. АТР («Азиатские Тигры» - Япония и наиболее передовые азиатские НИС); 4. СНГ (Россия и бывшие союзные республики); 5. МЕРКОСУР и Андский Союз (южноамериканские торговые блоки). Три из этих интеграционных центров сегодня являются центрами мирового экономического развития (НАФТА, ЕС и АТР). Выделяют пять основных целей интеграции. Эти цели представлены на рис. 6.1.
Рис. 9.1. основные цели региональной интеграции
Региональная интеграция имеет ряд благоприятных условий, которые она предоставляет для стран-участниц и взаимодействующих сторон: 1. интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок; 2. экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран; 3. интеграционное взаимодействие помогает решать наиболее острые проблемы социального характера. Таким образом, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой благоприятные условия для торговли и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Выделяют пять ключевых этапов интеграционного процесса. В частности: 1. Этап I – преференциальное торговое соглашение; 2. Этап II – зона свободной торговли; 3. Этап III – таможенный союз; 4. Этап IV – общий рынок; 5. Этап V – полная интеграция (экономический, валютный и политический союз). Более подробно эти этапы отражены в табл. 6.3. Здесь же представлены и основные признаки, которыми характеризуются данные этапы.
Этапы интеграционного процесса и их характерные признаки [1] Таблица 6.3.
Наиболее крупные современные региональные группировки включают в себя десятки стран: так, Африканское экономическое сообщество включает более 30 стран, АТЭС – более 20 стран, ЕС – 15. Существующие интеграционные группировки возможно на основе уровня их интегрированности (т.е., на каком этапе интеграции они находятся). Такая классификация представлена в табл. 6.4. Уровень развития интеграционных объединений Таблица 6.4.
Наднациональное регулирование МЭО (макроуровень) Существование и бурное развитие международных экономических отношений обусловливает необходимость создания механизма согласования его субъектами совместных действий по решению глобальных проблем, по координации и взаимного обеспечения информацией. Система межгосударственного регулирования МЭО охватывает отдельные блоки – промышленно развитые страны, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, и регулирует взаимоотношения между ними. Объективная необходимость в наличии надгосударственных органов регулирования МЭО объясняется наличием ряда объективных процессов в мировой экономике: - рост обобществления производства и развитие коммуникаций в международном масштабе; - углубление МРТ, международной специализации и кооперирования производства; - интенсивное развитие всех форм МЭО; - интернационализация хозяйственной жизни, переплетение национальных экономик в системе мировой экономики; - обострение глобальных проблем современности; - решение проблемы диалога «Север – Юг» (противоречие развития промышленно развитых и развивающихся стран, стремящихся выйти на общие рынки). Главной задачей межгосударственного регулирования МЭО является разработка условий международного сотрудничества, правовых норм, на основании которых страны строят свои взаимоотношения и предоставляют друг другу определенные льготы в сфере экономического сотрудничества. Основными объектами межгосударственного регулирования выступают различные формы МЭО. Основными субъектами межгосударственного регулирования выступают национальные государственные органы, смешанные государственно-монополистические организации, которые оказывают государственное и правовое воздействие на указанные объекты, международные межправительственные организации. Международные межправительственные организации можно разделить на группы: 1. универсальные – ООН, ОЭСР и ГАТТ/ВТО; 2. региональные, создающиеся в рамках интеграционных объединений – КЕС, АТЭС. ООН – самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация современности, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими все человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.
Вопросы для самостоятельного изучения по теме «Процессы и тенденции интернационализации в мировой экономике»: 1. Современные особенности деятельности транснациональных корпораций. 2. Европейский Союз (ЕС) – этапы интеграционного процесса. 3. Организация Объединенных Наций (ООН): цели деятельности и структура. 4. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС): цели деятельности и структура. 5. Роль и функции региональных международных межправительственных организаций в регулировании МЭО. Дополнительная литература по теме «Процессы и тенденции интернационализации в мировой экономике»: 1. Буторина О. Мир готовится к ЕВРО. // Эксперт, 1997, №45 2. Валентинов К. «Клуб богатых» (ОЭСР). // Экономика и жизнь, 1998, №10 3. Валовая Т. Европейская валютная система. – М.: Финансы и статистика, 1986 4. Ковалевскй А.А. Транснациональный бизнес и развивающиеся страны: механизмы экономического взаимодействия. – М., 1990 5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992 6. Мальцева О.И., Семенов Е.К. Экономическая интеграция в АТР. // МэиМО, 1995, №9 7. Медовников Д., Хазбиев А. Проклятье жить в эпоху перемен. // Эксперт. 2001, №12 (272) 8. Миронов А.А. Концепции развития транснациональных корпораций. – М.: Мысль, 1991 9. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер, 1999 10. Носкова И., Максимова Л. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, 1995 11. Нухович Э. Современная мировая экономическая система. // РЭЖ, 1996, №№7-9 12. Портной М.А. Современные тенденции мировых интеграционных процессов. // США: ЭПИ. 1997, №8 13. Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки. Уч. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998
[1] Киреев А. Международная экономика. В 2-х частях. – М.: Международная экономика, 1999, Ч.1
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |