Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы процесса адаптации




Процесс адаптации начинается сразу после заключения с молодым специалистом трудового договора и может состоять первоначально из следующих этапов.

Первый этап. Работники кадровой службы информируют молодого специалиста о коллективе в целом, а также о будущей работе. Более подробные сведения по интересующим его вопросам он получает от непосредственного руководителя структурного подразделения.

Второй этап. Расширяется круг знакомых, выбранных по общности интересов, с которыми устанавливаются нормальные отношения.

Третий этап. Молодой специалист показывает себя подходящим для коллектива, и в конфликтных ситуациях он быстро улавливает общее настроение, сам настраивается доброжелательно по отношению к коллективу.

Четвертый этап. Молодой специалист принимает участие в общественной жизни коллектива, изобретательской и рационализаторской деятельности. У него появляется определенный творческий успех в работе, способствующий дальнейшему продвижению

8. Стажировка как важнейший этап адаптации

Процесс адаптации молодого специалиста на производстве можно ускорить, для чего рекомендуется при приеме его на работу выяснить степень информированности обо всех сторонах работы, дальнейшие жизненные планы; провести обязательное знакомство с историей предприятия, его традициями, назначением выпускаемой продукции, производственными показателями цеха, отдела, участка

9. Целесообразно также ввести в практику официальную стажировку. Основная задача стажировки - приобретение необходимых практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по выполняемой должности (инженера, мастера), изучение специфики своей работы и углубление знаний по экономике производства, научной организации труда и управления, ознакомление с новейшими научными, научно-техническими и производственными достижениями. Стажировка способствует выявлению деловых качеств молодого специалиста в целях наиболее правильного их использования в работе.

Стажировка, на наш взгляд, является одним из важнейших этапов адаптации. В период стажировки есть возможность поднять молодого специалиста на более высокую ступень профессионального мастерства, помочь ему стать полноценным членом трудового коллектива. Перед молодым специалистом, влившимся в производственный коллектив, встают традиционные вопросы: с кого брать пример, у кого учиться. Приобретенное, воспринятое в начале трудового пути оказывает существенное влияние на характер человека, качество его жизни и поведение на производстве и в быту. Присутствие рядом нравственно зрелого, опытного коллеги делает поиск молодого специалиста целенаправленным, социально осмысленным процессом самоутверждения. Умело направляя взгляды и стремления стажера в русло общественных потребностей, руководитель стажировки тем самым ускоряет становление его личности. Своевременный товарищеский совет, предупреждение, дружеская поддержка помогают молодому специалисту приобрести нужную квалификацию, быстрее освоиться в сложной атмосфере производственного коллектива 1 0.

В активизации адаптации и познавательной деятельности на производстве в период стажировки молодых специалистов, в развитии их творческих способностей особая роль отводится деловым играм. За последние годы на многих передовых предприятиях Беларуси накоплен определенный опыт их проведения, результативность которого проявляется в том, что он позволяет создавать и анализировать управленческие ситуации, требующие от молодых специалистов навыков в умении пользоваться техническими, экономическими, правовыми и социальными знаниями. Найти правильную линию поведения, учесть реальные обстоятельства предприятия - задача деловых игр. В процессе деловой игры у молодого специалиста появляется возможность максимально мобилизовать свои знания, опыт, воображение. В результате программный материал стажировки усваивается интенсивно, вырабатывается умение мыслить системно, стремиться к поиску новых идей. Коллективное обсуждение результатов деловой игры помогает сформировать у молодых специалистов социальные установки, практические навыки и умения.

В ходе стажировки изучается специфика работы, углубляются специальные знания в области экономики производства, научной организации труда и управления. Стажировка дает возможность молодым специалистам непосредственно на практике ознакомиться с новейшими научно-техническими и производственными достижениями, лучше освоиться с конкретным участком производства, полнее проявить свои знания, а руководителям предприятий и организаций - определить место работы, наиболее соответствующее способностям и специальности выпускника высшего учебного заведения.

На основании локальных положений о стажировке молодых специалистов, окончивших высшие учебные заведения, разрабатываемых на предприятиях и в организациях, молодые специалисты в течение первого года работы по направлению могут проходить стажировку под руководством опытного специалиста или руководителя структурного подразделения. Время стажировки включается в двухлетний стаж обязательной работы молодого специалиста по месту распределения. В локальном положении о стажировке предусматривается, что если молодые специалисты не прошли стажировку по какой-либо уважительной причине после заключения трудового договора, например в связи с призывом на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь или болезнью, то она организуется после увольнения из Вооруженных Сил или выздоровления специалиста.

Лица, получившие право самостоятельного трудоустройства, при поступлении на работу по специальности, полученной в вузе, проходят стажировку на общих основаниях. Ответственность за стажировку молодых специалистов на предприятиях и в организациях, как установлено в локальных нормативных актах, возлагается на заместителя руководителя организации по кадрам, а при его отсутствии - на руководителя кадровой службы. Непосредственно подготовкой приказов (распоряжений) о проведении стажировки, подбором руководителей стажировки занимаются работники кадровых служб и руководители структурных подразделений, в которых работают молодые специалисты. Молодые специалисты, проходящие стажировку в течение первого года работы по распределению, совместно с руководителем разрабатывают план стажировки, который вносится специалистом в индивидуальный дневник прохождения стажировки молодого специалиста. Итоги стажировки оформляются приказом и обсуждаются в каждом структурном подразделении по месту работы молодых специалистов. По результатам стажировки формируется резерв кадров для выдвижения молодых специалистов на руководящие должности.

От прохождения стажировки освобождаются: выпускники медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, проходящие одногодичную специализацию (интернатуру) в лечебно-профилактических учреждениях; молодые специалисты, зачисленные на должность стажеров-исследователей в научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения и на должности стажеров-преподавателей в высшие учебные заведения; лица, получившие высшее образование в вечерних или заочных учебных заведениях, имеющие к моменту окончания вуза стаж работы по специальности не менее одного года.

Нередко результаты стажировки могут послужить поводом для проведения ротации молодых специалистов на другие должности, в том числе и в другие структурные подразделения.

 


Несколько советов молодым специалистам

1. Станьте профессионалом. Неуверенные в себе люди создают плохое впечатление. А уверенность на рабочем месте на 90 % состоит из уверенности в собственных знаниях и опыте работы. Поэтому досконально изучайте то, чем занимаетесь. Приложите все силы, чтобы освоить новое, как можно скорее.

2. Работайте в команде. Имейте в виду, инициативные и креативные люди далеко не всегда воспринимаются коллегами положительно. Одни видят в них карьериста, другие считают, что из-за таких активных им придется работать в два раза больше. Если выходите с какой-то инициативой, будьте готовы взять большую часть работы на себя. Обязательно посещайте все мероприятия, которые проходят в организации.

3. Избегайте конфликтов. Постарайтесь обойтись без конфликтов и вести себя так, чтобы чаще вызывать у окружающих положительные эмоции. Будьте гибкими, учитесь подстраиваться под обстоятельства. Руководству нравятся люди, которые правильно реагируют на нововведения, стараются быстро адаптироваться к ним.

4. Формируйте имидж надежного человека. Для этого необходимо придерживаться принципов:

— приходите вовремя на работу;

— выполняйте в срок все задания;

— при необходимости задерживайтесь на рабочем месте, чтобы решить проблему.

5. Не берите на себя слишком много. Безотказность — не лучшее качество. Не следует демонстрировать, что вы можете выполнить любое поручение. Попробуйте делегировать часть своих обязанностей менее загруженным коллегам. Возможно, руководство поймет, что вы не только хороший исполнитель, но и неплохой организатор. Организаторские способности ценятся всегда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.