КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные грамматические темы и приёмы работы над ними
Типы предложений. Предложение - основная единица речи, посредством которой человек общается с другими людьми. Отдельные слова лишь дают материал для предложений, но не являются выразителями мыслей. Это положение справедливо не только в отношении слышащих, но и глухих детей. И глухие дети должны выражать свои мысли посредством предложений. Глухой учится не столько произносить отдельные слова, сколько строить предложения. Сурдопедагог учит детей выражать мысли посредством предложений. Первыми предложениями являются предложения типа Это книга, Это карандаш, Это перо. В подготовительном и I классах ведётся работа над предложениями, сказуемое которых выражено глаголом настоящего и прошедшего времени; постепенно сказуемые-глаголы принимают формы будущего времени простой и сложной формы, повелительной формы. Работая над соединением предметов в более общие группы, над классификацией предметов, учитель вводит новый тип предложения, где сказуемое выражается именем существительным (именное сказуемое с опущенной связкой): Ворона— птица, Ворона и галка — птицы, Сосна — дерево, Сосна и берёза — деревья (II класс). С введением прилагательных (главным образом II класс) строятся предложения типа Яблоко вкусное, Деревья зелёные, Миша болен. В III классе уже встречаются предложения типа Моя мама — портниха, или: Моя мама работает портнихой. Уже в I классе составляются простые предложения с одним второстепенным членом предложения типа: Книга лежит на столе. В дальнейшем, в пределах I—II классов, этот тип предложения является господствующим, хотя во II классе может быть иногда введён и ещё один член предложения, например: Миша пишет письмо карандашом, или: Миша пишет письмо бабушке. В III и IV классах предложения подобного рода не являются уже исключениями: ученики этих классов должны уметь составлять предложения из 4—5 слов, например: Мы вчера ходили в музей. Распространение предложений должно быть осторожным. Не следует строить предложений, в которых более 5 слов. Построение предложения должно быть связано с выражением мысли, а потому следует избегать искусственных приёмов составления предложений, когда ученик не выражает свою мысль, а формально выполняет задание учителя - добавить лишнее слово. Недостаточно строить предложения только утвердительной формы, следует приучать детей строить предложения и отрицательные. Уже в I классе дети вполне могут строить отрицательные предложения (Петя не читает, Маня не чистит картошки). Во II классе дети строят такие предложения: У Пети нет книги, У Пети не болит голова. Выясняется их настроение либо инсценировкой, либо подбором соответствующих картинок, например, картинок с подписями: Коля читает, -Петя не читает, или: В дальнейшем, на протяжении всех годов обучения, отрицательные предложения используются параллельно с утвердительными предложениями. Составляя такие предложения, ученики выражают своё отношение к связи между подлежащим и сказуемым: то утверждают, то отрицают эту связь. Отношение говорящего к высказываемому выражается в языке и другими средствами. Повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения выражают известное отношение говорящего — то он сообщает что-либо, то он побуждает собеседника высказать свою мысль или сделать что-либо, то выражает свои чувства по поводу какого-либо факта. Всё это очень важно для живого процесса речи. Вот почему в школах глухонемых очень рано (с 1-го года обучения) на протяжении всего школьного обучения следует работать не только над повествовательными предложениями, но и над предложениями других видов, особенно над вопросительными предложениями. Надо приучать учеников, чтобы они не только отвечали на вопросы, но и сами ставили их. Если глухонемой ставит вопрос, то это признак того, что он видит в словесной речи средство общения, а это служит стимулом для развития его речи. То же следует сказать и об остальных типах предложений. Чем разнообразнее они, тем больше оснований предполагать, что речь глухонемого развивается нормально. Можно установить такой порядок работы. При изучении той или иной грамматической формы составляются не только повествовательные предложения -утвердительные и отрицательные, но и вопросительные; в разговорной речи дети употребляют и побудительные предложения, строение которых осознаётся в старших классах, когда изучается особая форма глагола — повелительное наклонение. Простое предложение может быть усложнено употреблением однородных членов предложения. В I и II классах—это предложения с 2—3 подлежащими или сказуемыми (Петя и Валя бегут, или: Валя бежит и плачет). Берутся сначала предложения с одним подлежащим или с одним сказуемым так, чтобы дети поняли, как можно образовать эти предложения (Петя бежит и Валя бежит = Петя и Валя бегут). Что касается сложного предложения, то изучение его в младших классах, включая IV класс, имеет весьма ограниченный характер. Путём практических упражнений дети усваивают наиболее употребительные элементарные типы сложных предложений. В III классе сюда относятся сложно-сочинённые предложения с союзами и, а, но (например: Небо покрылось тучами, и пошёл дождь; Коля читает, а Гриша пишет), а также сложноподчинённые с союзом что (например: Мальчик увидел, что собака убежала). В IV классе …… Я пошел на почту, чтобы отправить заказное письмо; Ученица грамотно пишет, потому что она много читает). Необходимой предпосылкой для успешной работы над сложным предложением является прочное усвоение детьми различных типов простого предложения, приёмов составления простых распространённых предложений. Выражение подлежащего. Основной формой, посредством которой обозначается подлежащее, является именительный падеж имени существительного. И эта форма обычно даётся глухонемым детям довольно легко, потому что именительный падеж одновременно выполняет назывную роль и является начальной формой всякого имени существительного. Глухонемые быстро осваиваются с ролью именительного падежа в качестве подлежащего, ставят его в начале предложения и присоединяют к нему сказуемое. И это на первых порах вполне естественно. Но уже во II классе, а может быть, и раньше, надо выяснить, что роль подлежащего не зависит от его места в предложении (предложения типа Мать любит дочь представляют явление редкое, и поэтому не могут приниматься в расчёт на данной стадии речевого развития). Для этого надо в связном тексте дать предложения, в которых подлежащее занимает какое-либо другое место, например: Вчера дети нашли в лесу ёжика, Мой карандаш лежит в пенале, У мальчика болят зубы. Следует при этом обратить внимание на место подлежащего и путём постановки вопросов приучить детей к построению предложений с несколько необычным для них порядком слов. Например, к одному и тому же предложению ставятся разные вопросы и на них дают ответы с разным порядком слов: Книга лежит на столе. Вопрос: Где лежит книга? Ответ: Книга лежит на столе. Вопрос: Что лежит на столе? Ответ: На столе лежит книга. Петя катается па санках. Вопрос: Что делает Петя? На чём он катается? Кто катается на санках? Ответы: Петя катается па санках. Он катается на санках. На санках катается Петя. Употребление в качестве подлежащего личного местоимения не представляет больших затруднений, если упражнения сделать систематическими. Раньше других местоимений вводится местоимение 1-го лица — я. Его применение очень широко. Хотя известно, что глухонемые, так же как и начинающие говорить слышащие дети, обходятся и без я, заменяя его именем существительным, говоря о себе Вова читает и т. п., однако вряд ли можно считать естественным, когда такой этап речевого развития затягивается. Как только глухонемой школьник I класса научился употреблять в качестве подлежащего имя существительное, следует вводить в его речь местоимение я. Ставится диалог о каком-либо действительно происшедшем факте. Учитель спрашивает, обращаясь к какому-нибудь ученику, что он делал (что ты делал?). Ученик должен отвечать, употребляя слово я. Ученик должен правильно соотнести это местоимение с co6oйf как лицом говорящим. Постепенно он привыкает относить к своим собеседникам местоимение ты, сначала лишь понимая роль этого местоимения в чужой речи, затем употребляя его в собственной речи. Отдельно надо показать значение местоимений мы и вы, так как эти местоимения не представляют собой такого соотношения с я и ты, как, например, слово стол с словом столы: мы — это я и ещё другие люди, вы — это ты плюс другие люди. Целесообразнее всего выяснение значения этих местоимений провести на самих детях класса. Например, все дети пишут рассказ. Учитель останавливает их и спрашивает: Что вы делаете? —Мы пишем. После этого часть детей читает, другие рисуют. Что вы делаете? — спрашивает учитель. — Мы читаем, — отвечает часть учеников, — Мы рисуем, — отвечает другая часть учеников и т. д. Потом можно провести выяснение значения местоимений на чтении какого-либо рассказа, где встречаются местоимения мы и вы; в другом рассказе хорошо сопоставить эти формы с формами я и ты. Что касается местоимений он, она, оно, они, то их часто используют для того, чтобы заменить любое существительное в именительном падеже. Таким образом, здесь надо научить соотносить эти местоимения с именами существительными и даже определять по местоимениям род имён существительных. Однако следует предупредить учителя, что определять род существительного по местоимению для глухонемого трудно, потому что формы он, она, оно —для него нечто искомое. Для него ничего не стоит о представителе мужского пола (напр., о папе, о дяде) сказать она, если он ещё не усвоил, что эти слова, относясь к лицу мужского пола, являются словами мужского рода; поэтому полагаться на этот приём для определения рода существительных не приходится. Кроме того, следует с самого же начала выяснить, что он, она, оно, они не могут быть употреблены, если до этого не употреблялись те существительные, вместо которых их желают поставить. Лучше всего это выяснить на маленьком связном тексте. Например, учитель записывает на доске такой текст: Утром мальчик пошёл в школу. Там мальчик учился читать и писать. После обеда мальчик учил уроки. Потом мальчик строил самолет и т. д. Дети хорошо прочитывают текст. Учитель обращает внимание на повторяющееся несколько раз слово мальчик. Предлагает заменить это слово, помогает детям в этом. Затем читается текст по книге, где встречаются местоимения он, она, они. Выясняется значение этих местоимений. После того как понята роль личных местоимений, можно перейти к следующему этапу.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |