Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные группы и общности, их функции. Квазигруппы

Тема 3.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ОБЩНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

  1. Социальные группы и общности, их функции. Квазигруппы.
  2. Классификация социальных групп, их функции.
  3. Социально-этнические общности.
  4. Социальная организация и ее структура.
  5. Типы организаций.
  6. Теория бюрократии Вебера.
  7. Понятие «социальный институт». Типы социальных институтов.
  8. Процесс институциализации. Условия формирования социальных институтов.
  9. Явные и латентные функции и дисфункции социальных институтов.
  10. Институт семьи.

 

Общество состоит из объединения людей, или социальных групп. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Как только несколько человек вступают между собой в общение, между ними возникают связи, которые и объединяют их в группы. Группы жизненно необходимы для людей.Социальные группы – это своего рода посредник между отдельным человеком и обществом в целом.

Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника в несколько групп. Так, он является членом семьи, студенческой группы, спортивного общества, дружеской группы и т.д.

Социальные группы – это совокупности людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль. В основе социальной группы лежат связи типа взаимодействия, солидарности, согласования совместных усилий. Социальные группы отличаются устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости. Социальные группы, как правило, входят в состав более широкой общности.

Иными словами, социальная группа – это любое собрание людей, которые:

включены в определенную деятельность;

объединены общими целями, интересами, потребностями, мотивами поведения, убеждениями;

подчинены системе определенных норм и правил.

К социальным группам относятся, например:

— производственная группа,

— воинское подразделение,

— спортивная команда,

— группы совместного проведения досуга,

— учебный класс,

— семья,

— политическая партия,

— социальные классы общества.

Почему люди объединяются в группы?

В основе социальной общности лежит стремление к тем преимуществам и выгодам которые дают солидарность и объединение усилий.

Какие же преимущества предоставляет людям объединение в группы? Устойчивость связей в группе обусловлена ожидаемым получением следующих выгод:

— объединяясь с другими ради общего дела индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить невозможно или рискованно;

— отстаивая авторитет группы индивид надеется, что это повысит и его собственный авторитет;

— объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопониманию индивид надеется в тяжелую минуту получить помощь, поддержку от многих других.

Отсюда можно определить основные функции, которые выполняют социальные группы (или та польза, которую они приносят людям):

функция социализации (люди усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат, тем самым приспосабливаясь к общественной жизни);

инструментальная функция, или функция объединения усилий (связана с организацией совместной деятельности, многие группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку); вместе с тем в случае, когда люди работают группами, они прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы, – этот феномен называется социальным манкированием.

экспрессивная функция, т. е. функция, которая удовлетворяет потребность в социальном одобрении, уважении, доверии (выполняется такими группами, например, как компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или устраивать вечеринки);

функция поддержки (как и экспрессивная функция связана с эмоциональными потребностями индивида, люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств).

Понятия социальной группы и социальной общности близки, но не тождественны.

Социальные общности – более широкие и менее устойчивые, чем социальные группы, объединения. Социальные общности включают в себя социальные группы(в состав общности может входить значительное количество групп).

Если социальными группами социологи называют двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия, то с оциальная общностьэто группа людей, объединенных по определенному общему признаку (по роду занятий, национальности, религиозным верованиям и др.). Социальные общности (широкиеэкологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т. д.) обычно бесструктурны, организационно аморфны, неустойчивы, не способны выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем.

Не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей, для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами (или агрегатами).

Квазигруппа - это совокупность случайных людей, находящихся в одном месте в одно и то же время. Покупатели в очереди, болельщики на футбольном матче, публика на концерте, попутчики в вагоне поезда, уличная толпа, аудитория радиослушателей или телезрителей – все это примеры квазигрупп.

Одна из наиболее известных квазигрупп (а иногда и наиболее зрелищная форма коллективного поведения) – это толпа. Толпа – это временное, относительно неорганизованное собрание людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом.

Четыре основных типа поведения толпы.

Случайная толпа – это собрание людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и то же явление, к примеру, разглядывают витрину универсального магазина.

Конвенциональная толпа представляет собой группу людей, собравшихся вместе с какой-нибудь конкретной целью и обычно соблюдающих установленные правила, например это болельщики на футбольном матче или зрители в концертном зале.

Экспрессивная толпа – это совокупность людей, которые собрались вместе для получения личного морального удовлетворения, как, например, на религиозном собрании или рок-фестивале.

Активная толпа – это возбужденное, восприимчивое собрание людей, занятых бунтом, грабежом или проявляющих иные формы агрессивного поведения, где признанные нормы не имеют никакой ценности.

 

2. Классификация социальных групп

Современное общество являет собою великое многообразие социальных групп и общностей. Это обусловлено разнообразием задач, для решения которых они образовались.

Типы социальных групп.

1. Различают реальные социальные группы и статистические (номинальные). Последние конструируются для целей статистического анализа (обычные это - статистические группировки людей определенного возраста, расы, пола, рода занятий и уровня образования).

2. В зависимости от частоты и плотности социального взаимодействия, от степени глубины межличностных отношений в групперазличают первичные и вторичные группы (термины «первичная группа» в значении «знакомые люди» и «вторичная группа» как «незнакомые люди, представители формальных институтов» ввел Ч. Кули).

Первичная (малая, неформальная или контактная) группа -элементарная частица общества, общественной структуры.

Примеры первичных (малых) групп: семья, соседская община, группа ровесников, круг друзей юности, кружки по интересам, аристократические и элитарные клубы, компании единомышленников в учреждениях и т.п.

Особенности малой группы.

— Это объединение людей, отличающееся наиболее высокой частотой, постоянством, регулярностью и плотностью непосредственных контактов между членами (главная особенность).

— Это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения, которые не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия.

Малые группы отличаются сплоченностью и спаянностью своих членов.

Формируются такие группы спонтанно (самопроизвольно), возникают на основе взаимных симпатий, интересов.

Характерно для малых групп наличие в них системы контроля (группа берет на себя санкции, которые дают ей возможность регулировать деятельность ее членов).

Главная функция малых групп – социализация членов.

Количественно малая группа насчитывает от двух членов (диада) до нескольких десятков (оптимальный размер малой группы – от 2 до 7 человек). Диады (группы, состоящие из двух человек) создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений, включая отношения между родителем и ребенком и между мужем и женой. Большинство социальных взаимодействий осуществляется на базе отношений “один-к-одному”. Чувства и эмоции, как правило, играют большую роль в диадах, чем в группах больших размеров. Добавление к группе третьего члена – образование триады – коренным образом меняет социальную ситуацию. Становятся возможны коалиции, когда два члена группы объединяются против ее третьего члена. При таком раскладе один из членов группы может оказаться в положении “самозванца” или “постороннего”. Однако в некоторых обстоятельствах этот третий человек может взять на себя роль посредника или миротворца. Исследования групп малого размера показывают, что наиболее предпочтительной представляется группа из пяти человек.

Вторичными (формальными) группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения, т. е. большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.

Вторичные группы группы формальные, они принципиально безличны, их создают целенаправленно для выполнения определенных функций. Деятельность вторичных групп обеспечивается специальными документами: инструкциями, коллективным договором, контрактом. Вторичные социальные группы – это сфера деловых отношений, то есть формальных контактов. Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения. Их взаимодействия обусловлены утилитарными целями, все их контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Члены вторичной группы обычно немного знают друг о друге, но их роли четко определены, что способствует устойчивости группы.

Примеры вторичных групп: студенческая группа, трудовой коллектив, армейский взвод, наряд милиции, школа, суд и др.

3. В зависимости от способа и характера социальной идентификации ( осознания индивидом своей принадлежности к определенной общности) различают:

группы в нутренние (ингруппы) и внешние (аутгруппы);

референтные группы.

Внутренние группы. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как "мы". Чувство ингруппы, поиск ее членов среди других людей остаются очень важными для каждого человека. Когда индивид попадает в среду незнакомых людей, он прежде всего пытается выяснить, нет ли среди них тех, кто составляет его социальный класс или слой, придерживающийся его политических взглядов и интересов.

Внешние группы. Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: "не мы", "другие".

Исключения из ингрупп (аутсайдерство)– очень болезненный, а иногда и очень жестокий процесс. Так, человек, неожиданно получивший высокий статус, стремится попасть в высшее общество, но не может этого сделать, так как его считают выскочкой; подросток отчаянно надеется на участие в молодежной команде, однако она его не принимает; новый человек в трудовом коллективе не может прижиться в нем и подчас служит предметом насмешек. Таким образом, исключение из ингрупп может быть очень жестоким процессом. Например, большинство примитивных обществ считают посторонних людей частью животного мира, многие из них не различают слов "враг" и "посторонний", считая эти понятия идентичными. Один из немецких фашистов, руководивший концлагерем в Аушвице, где было уничтожено 700 тыс. евреев, характеризовал эту бойню как "удаление чуждых расово-биологических тел".

Референтные группы (значимый для индивида круг общения). Термин "референтная группа" был впервые введен в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г. и означает: реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Человек всегда — вольно или невольно — соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении. Образы людей, составляющих референтную группу, образуют "внутреннюю аудиторию", на которую человек и ориентируется в своих помыслах и поступках.

Референтные группы выполняют две основные функции:

нормативную (референтная группа выступает ориентиром, нормой, она задает программуповедения индивида по культивированию им в себе определенных жизненных принципов, политических убеждений, вкусов и др.);

сравнительную, или оценочную ( стандарты своей референтной группы человек использует как эталонную отметку для оценки себя - своей внешней привлекательности, интеллекта, положения в обществе и др.).

Культура современного общества демонстрирует значительное противоречие между "современными притязаниями" человека (во многом внушенными этой же культурой ) и структурой реальных возможностей, что способно дестабилизировать общество:

— элитарные профессии стали предметом массовых притязаний, а на самые массовые профессии сознательно ориентируется ничтожно узкий круг лиц (это свидетельствует о массовом социальном утопизме современного общества);

— возникла утопическая система массовых ожиданий (наибольшие ожидания у тех, чья фактическая и референтная принадлежность далеко разошлись в стороны);

— современный человек все чаще выступает как маргинальная личность, живущая на рубеже культур: своей собственной группы и группы чужой, ставшей для нее референтной;

— городское население выступает в качестве референтной группы для сельского населения, заимствующего "городские" стандарты поведения и образ жизни, что в целом соответствует объективному процессу урбанизации;

— внутри городского населения в качестве референтных групп выступают представители наиболее творческих профессий, что соответствует повышению значимости и удельного веса этих профессий в профессиональной структуре общества.

Когда группа, членом которой индивид является, не соответствует его референтной группе, у него может возникнуть ощущение относительной депривации – неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что он имеет и тем, что, по его мнению, должен был бы иметь (положение, характерное для референтной группы).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.