В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания: 1) характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные); 2) степень активности в их осуществлении (активные — пассивные, инициирующие — ответные); 3) направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя). Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется через конкретные тактики. Тактика поведения — совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Выделяются следующие виды тактик воздействия на оппонента (по А. Я. Анцупову, А. И. Шипилову): 1) жесткие: а) тактика захвата и удержания объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален); б) тактика физического насилия (уничтожение материальных ценностей); в) нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.; г) тактика психологического насилия (оскорбления, грубость, негативная личностная оценка, клевета, обман, дезинформация, унижение и т. п.); д) тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата); 2) нейтральные: а) тактика демонстративных действий (привлечение внимания к своей персоне путем публичного высказывания жалоб на состояние здоровья, невыход на работу, демонстрация суицидальных действий и т. п.); б) санкционирование (воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т. д.); в) тактика коалиций (образование союзов, увеличение групп с целью повышения своего ранга в конфликте); 3) мягкие: а) тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для подтверждения своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т.п.); б) тактика дружелюбия (подчеркивание общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи и т. п.); в) тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями). Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением — с другой, выступают образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы: 1) представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.); 2) представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. д.); 3) представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент; 4) представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт. Почему необходим анализ образов конфликтной ситуации? Это определяется двумя обстоятельствами: 1) именно субъективная картина конфликта, а не реальность противоречия, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение; 2) существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта. Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот. Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем: 1) искажается вся ситуация в целом — ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходят фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т. д.; 2) искажение восприятия мотивов поведения в конфликте — например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту — мотивов низменных, подлых; 3) искажение восприятия действий, высказываний, поступков — фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: «я вынужден так делать», «все так делают»; и по отношению к оппоненту: «он делает все мне во вред», и т. д. 4) искажение восприятия личностных качеств: здесь срабатывает эффект поиска соринки в глазу другого, преуменьшение негативных качеств у себя и преувеличение у соперника. В 1972 г. К. Томас и Р. Килменн выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: 1) сотрудничество — попытку совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Сотрудничество эффективно в том случае, когда: а) есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций; б) можно найти в разногласиях компенсирующие элементы; в) нужно разрабатывать различные варианты решений; г) конструктивно удается решать возникающие противоречия; д) стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликта; 2) конкуренцию, соперничество — бескомпромиссную борьбу за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправдано в том случае, когда: а) есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции, и есть средства ее защиты; б) конфликт затрагивает область принципов и убеждений; в) оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления; г) отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями; д) в случае поражения произойдет потеря авторитета и товарищей. Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии и адекватной оценки позиций оппонентов, а также наличия ресурсов для отстаивания своих позиций; 3) уклонение, игнорирование — попытку выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать ее можно, если: а) источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь; б) конфликтующие стороны могут разобраться без вашего вмешательства; в) есть уверенность, что время ослабит напряженность ситуации и все разрешится само собой; г) конфликт никак не влияет на производственные проблемы; д) вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи. Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту; 4) приспособление — стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если: а) есть желание разрешить конфликт любой ценой; б) конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы; в) налицо готовность пойти на односторонние уступки; г) отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда «игра не стоит свеч»). 5) компромисс — решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда: а) аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны; б) необходимо разрешить конфликт путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени; в) стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы; г) путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты. Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода: 1) полное или частичное подчинение другого; 2) компромисс; 3) прерывание конфликтных действий; 4) интеграцию.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление