Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций. Классификация конфликтных стратегий

Классификация конфликтных стратегий

В основе классификации конфликтных стратегий лежат следующие основания:
1) характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные);
2) степень активности в их осуществлении (активные — пассивные, инициирующие — ответные);
3) направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).
Избранная стратегия (генеральная линия) реализуется через конкретные тактики. Тактика поведения — совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Выделяются следующие виды тактик воздействия на оппонента (по А. Я. Анцупову, А. И. Шипилову):
1) жесткие:
а) тактика захвата и удержания объекта конфликта (применяется в конфликтах, где объект материален);
б) тактика физического насилия (уничтожение материальных ценностей);
в) нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.;
г) тактика психологического насилия (оскорбления, грубость, негативная личностная оценка, клевета, обман, дезинформация, унижение и т. п.);
д) тактика давления (предъявление требований, приказов, угрозы, шантаж, предъявление компромата);
2) нейтральные:
а) тактика демонстративных действий (привлечение внимания к своей персоне путем публичного высказывания жалоб на состояние здоровья, невыход на работу, демонстрация суицидальных действий и т. п.);
б) санкционирование (воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения нагрузки, отказ от выполнения требований и т. д.);
в) тактика коалиций (образование союзов, увеличение групп с целью повышения своего ранга в конфликте);
3) мягкие:
а) тактика фиксации своей позиции (использование логики, фактов для подтверждения своей позиции в форме высказываемых суждений, предложений, критики и т.п.);
б) тактика дружелюбия (подчеркивание общего, выражение готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи и т. п.);
в) тактика сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями).
Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением — с другой, выступают образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы:
1) представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.);
2) представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. д.);
3) представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент;
4) представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Почему необходим анализ образов конфликтной ситуации? Это определяется двумя обстоятельствами:
1) именно субъективная картина конфликта, а не реальность противоречия, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение;
2) существует реальное и эффективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздействия на участников конфликта. Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот.
Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем:
1) искажается вся ситуация в целом — ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходят фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т. д.;
2) искажение восприятия мотивов поведения в конфликте — например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту — мотивов низменных, подлых;
3) искажение восприятия действий, высказываний, поступков — фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: «я вынужден так делать», «все так делают»; и по отношению к оппоненту: «он делает все мне во вред», и т. д.
4) искажение восприятия личностных качеств: здесь срабатывает эффект поиска соринки в глазу другого, преуменьшение негативных качеств у себя и преувеличение у соперника. В 1972 г. К. Томас и Р. Килменн выделили пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
1) сотрудничество — попытку совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Сотрудничество эффективно в том случае, когда:
а) есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций;
б) можно найти в разногласиях компенсирующие элементы;
в) нужно разрабатывать различные варианты решений;
г) конструктивно удается решать возникающие противоречия;
д) стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликта;
2) конкуренцию, соперничество — бескомпромиссную борьбу за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Ее использование оправдано в том случае, когда:
а) есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции, и есть средства ее защиты;
б) конфликт затрагивает область принципов и убеждений;
в) оппонентом является подчиненный, предпочитающий авторитарный стиль управления;
г) отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями;
д) в случае поражения произойдет потеря авторитета и товарищей.
Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии и адекватной оценки позиций оппонентов, а также наличия ресурсов для отстаивания своих позиций;
3) уклонение, игнорирование — попытку выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать ее можно, если:
а) источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;
б) конфликтующие стороны могут разобраться без вашего вмешательства;
в) есть уверенность, что время ослабит напряженность ситуации и все разрешится само собой;
г) конфликт никак не влияет на производственные проблемы;
д) вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи.
Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту;
4) приспособление — стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:
а) есть желание разрешить конфликт любой ценой;
б) конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы;
в) налицо готовность пойти на односторонние уступки;
г) отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда «игра не стоит свеч»).
5) компромисс — решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда:
а) аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны;
б) необходимо разрешить конфликт путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;
в) стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;
г) путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты.
Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода:
1) полное или частичное подчинение другого;
2) компромисс;
3) прерывание конфликтных действий;
4) интеграцию.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Составляющие конфликтной ситуации | По дисциплине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.