Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4.Социальная политика в области трудовой занятости населения

О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год (далее – Государственная программа), основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

 

обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

Одним из важнейших приоритетов Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах – 25,2 тыс., в сельской местности – 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест - с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд).

Более 3,0 тыс. безработных смогут получить финансовую поддержку в виде субсидии из средств Фонда для организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Для трудоустройства инвалидов нанимателям установлена броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов – по конкретным заказам предприятий.

 

Для обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.

Исходя из результатов мониторинга и анализа проблем региональных рынков труда, по предложениям облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе:

в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, городской поселок Телеханы Ивацевичского района, рабочий поселок Речица Столинского района;

в Витебской – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;

в Гомельской – Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;

в Гродненской – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, городской поселок Россь;

в Минской – города Вилейка, Березино, Копыль;

в Могилевской – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

В полном объеме будет обеспечена предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

 

Планируется также совершенствование работы института социального партнерства по содействию модернизации экономики и обеспечению социальной поддержки работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств.

Дальнейшее развитие единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости населения (далее – ИВС ГСЗ) позволит обеспечить функционирование автоматизированной информационной системы ”Общереспубликанский банк вакансий“ в сети Интернет, создать систему защиты информации ИВС ГСЗ, будет способствовать развитию и обслуживанию сети передачи данных на базе существующих сетей и каналов связи, развитию и обслуживанию корпоративной системы электронной почты.

На выполнение мероприятий Государственной программы в 2011 году будет выделено 171 171 621 тыс. рублей, в том числе средства Фонда – 121 565 555 тыс. рублей (в бюджеты областей и г.Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 34 264 800 тыс. рублей, собственные средства организаций-исполнителей – 15 341 266 тыс. рублей.

Реализация мероприятий Государственной программы позволит обеспечить к концу 2011 года:

численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670 – 4720 тыс. человек, в том числе в Брестской области – 640,3 – 647,2 тыс. человек, Витебской – 573,6 – 579,7 тыс. человек, Гомельской – 667,2 – 674,3 тыс. человек, Гродненской – 509,1 – 514,6 тыс. человек, Минской – 674,7 – 681,9 тыс. человек, Могилевской – 508,6 – 514 тыс. человек, г.Минску – 1096,5 – 1108,3 тыс. человек;

уровень регистрируемой безработицы по республике в размере 1,2 –

1,5 процента, в том числе в Брестской области – 1,5 процента, Витебской – 1,6, Гомельской – 1,4, Гродненской – 1,4, Минской – 1,2, Могилевской – 1,5, г.Минску – 0,5 процента.

Для выявления потенциально избыточной численности персонала организаций и разработке планов социально ответственной реструктуризации предусматривается оказание помощи нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

Меры по опережающему обучению будут осуществляться под заказ нанимателей посредством компенсации им затрат на профессиональное обучение в отношении работников, находящихся под риском увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников при условии гарантии последующего трудоустройства нанимателем переобученных работников.

В целях информирования населения о возможностях трудоустройства предусматривается организация проведения ярмарок – вакансий, дней организаций, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости и социальной защите, работы телефонной “горячей линии“.

Значительно повысит оперативность предоставления гражданам информации о наличии свободных рабочих мест (вакансий) внедрение электронного обмена информацией с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов связи. На сайте Минтруда и соцзащиты постоянно будет актуализироваться перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в кадрах.

На реализацию Государственной программы будет направлено 171 171 621 тыс.рублей, из них средств Фонда 121 565 555 - тыс. рублей

(в бюджеты областей и г.Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средств местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) – 34 264 800 тыс.рублей, собственных средств нанимателей – 15 341 266 тыс. рублей. При этом основная сумма средств будет направлена на финансирование мероприятий, связанных с реализацией активных мер политики занятости населения.

Реализация Государственной программы будет способствовать повышению эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики, вовлечению в экономическую деятельность незанятых граждан, стимулированию роста занятости в сфере услуг, достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижению остроты проблемы занятости граждан целевых групп, обеспечению занятости населения, проживающего в малых городах и сельской местности, сохранению контролируемой и управляемой ситуацию на рынке труда.

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач:

содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации рабочих мест;

вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

 

интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

совершенствование системы социальной защиты от безработицы;

обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

В условиях структурных изменений национальной экономики и перехода на инновационный путь развития, а также прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

В Государственной программе закладываются основы такого повышения, а также превентивные меры, направленные на снижение социальных издержек, связанных с реструктуризацией организаций и оптимизацией численности их работников.

В Государственной программе предусматриваются следующие приоритетные направления:

содействие нанимателям в структурной перестройке организаций в условиях модернизации рабочих мест, развитие новых форм работы с нанимателями;

стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично развивающихся отраслях экономики и сфере востребованных услуг;

содействие безработным в развитии предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

стимулирование роста занятости в сфере услуг;

 

повышение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и ее конкурентоспособности на основе создания системы непрерывного профессионального обучения и стимулов для повышения квалификации персонала непосредственно на производстве, внедрение эффективных программ профессиональной ориентации молодежи;

повышение экономической активности незанятого населения;

создание благоприятных условий для повышения уровня занятости в регионах;

обеспечение занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

совершенствование социальной защиты безработных;

совершенствование законодательства в сфере занятости населения.

По каждому из направлений Государственной программы предусматривается реализация конкретных мероприятий, выполнение которых будет способствовать достижению цели и решению ее задач.

Для выявления потенциально избыточной численности организаций и разработки планов социально ответственной их реструктуризации будет оказываться помощь нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

В целях информирования населения о возможностях трудоустройства планируются проведение ярмарок вакансий, дней организаций, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости и социальной защите, организация работы телефонной ”горячей линии“.

Значительно повысит оперативность предоставления гражданам сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) внедрение электронного обмена информацией с нанимателями на базе существующих в республике сетей и каналов связи. На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты постоянно будет актуализироваться перечень профессий, по которым наниматели испытывают острую потребность в кадрах.

Для содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места.

 

В целях стимулирования нанимателей к созданию в первую очередь высокопроизводительных и высокоэффективных рабочих мест планируется оказание им финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) для трудоустройства на них граждан.

Кроме того, будут приниматься меры по содействию в трудоустройстве целевых групп населения, в частности, установление нанимателям брони для приема на работу, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, оказание содействия в организации предпринимательской деятельности, трудоустройстве на рабочие места в рамках организации временной занятости безработной молодежи ”Молодежная практика“, привлечение на оплачиваемые общественные работы, адаптация к трудовой деятельности и тому подобное.

Дальнейшее развитие получит система трудоустройства молодежи, а также профессионального обучения и ориентации, прежде всего в школьной среде, направленная на повышение престижа рабочих профессий. Будет совершенствоваться система содействия трудовой занятости учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности, в малых городах.

На основе мониторинга рынка труда малых городов и предложений облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе:

в Брестской области – Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, г.п.Телеханы Ивацевичского района, р.п.Речица Столинского района;

в Витебской области – Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;

в Гомельской области – Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;

в Гродненской области – города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, г.п.Россь Волковысского района;

 

в Минской области – города Вилейка, Березино, Копыль;

в Могилевской области – Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

Кроме того, в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503), предусмотрены меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах: в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области.

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Выполнение мероприятий Государственной программы позволит:

обеспечить трудоустройство на вновь созданные рабочие места 175 тыс. человек, в том числе 25,2 тыс. человек в малых городах, 17 тыс. – в сельской местности, 2,5 тыс. человек на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд;

оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу 199,8 тыс. незанятых граждан, в том числе 128,1 тыс. безработных, из них в счет установленной брони 25 тыс. граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

организовать оплачиваемые общественные работы (преимущественно на объектах социальной сферы) с участием в них 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных;

направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 24,7 тыс. безработных, в том числе не менее 45 процентов по заявкам нанимателей;

оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3 тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда;

 

оказать социальную поддержку 126 тыс. безработным в период поиска работы;

повысить экономическую активность незанятого населения;

сохранить контролируемую и управляемую ситуацию на рынке рабочей силы, повысить ее качество и конкурентоспособность;

повысить сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре;

снизить безработицу среди молодежи, женщин, населения, проживающего в сельской местности, а также лиц, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области содействия занятости населения;

стабилизировать ситуацию на рынке рабочей силы в административно-территориальных единицах с устойчиво высоким уровнем безработицы

В первом полугодии 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 155,9 тыс. человек (93,5 процента к соответствующему периоду 2010 года), из них зарегистрированы безработными 95,8 тыс. человек (88,5 процента).

Справочно: По Брестской области –14,8 тыс. человек, Витебской – 16,2 тыс., Гомельской – 16,5 тыс., Гродненской – 12,4 тыс., Минской – 15,1 тыс., Могилевской области – 14,1 тыс., в г. Минске – 6,7 тыс. человек.

Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 208,4 тыс. человек (91,6 процента), из них 128,9 тыс. безработных (86,8 процента).

Справочно: Нуждалось в трудоустройстве безработных по Брестской области – 20,1 тыс. человек; Витебской – 21,5 тыс.; Гомельской – 22,6 тыс.; Гродненской – 16,6 тыс.; Минской – 19,8тыс.; Могилевской области – 18,1тыс.; в г. Минске – 10,1 тыс. человек.

Число свободных рабочих мест увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 16 процентов и составило на 1 июля 2011 г. 63,1 тыс. вакансий (на 01.07.2010 – 54,4 тыс. вакансий). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,8 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (77,6 процента в 2010 году). В г. Минске вакансий в семь раз больше, чем безработных.

Основные показатели Государственной программы в целом выполняются. По оперативным данным, за январь-июнь 2011 г. трудоустроено на созданные рабочие места 91,6 тыс. человек (52,4 процента от задания, 105,3 процента к уровню 2010 года).

Справочно: В Брестской области трудоустроено на созданные рабочие места 11,5 тыс. человек (46,1 процента от задания), в Витебской – 12,6 тыс. (50,6 процента), в Гомельской области 12,1 тыс. (50,6 процента), в Гродненской 10,5 тыс. (50 процентов), в Минской 11,9 тыс. (51,6 процента), в Могилевской области 10,7 тыс. – (51,1 процента), в г. Минске – 22,2 тыс. человек (61,7 процента от задания).

Из 1,1 тыс. рабочих мест, созданных нанимателями с использованием бюджетной ссуды, 0,6 тыс. (58,7 процента) – создано в малых городах, 194 или 18,3 процента – на селе.

На созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 103,8 тыс. человек (52 процента от задания), из них 66,8 тыс. – безработных (52,1 процента от задания).

Приоритетное внимание уделялось содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите - трудоустроено на постоянную работу 10,6 тыс. граждан данной категории, в том числе 6,4 тыс.- в счет установленной брони.

Организована адаптация к трудовой деятельности 301 инвалида.

Справочно: По Брестской области – 59 человек, Витебской – 20, Гомельской – 31, Гродненской – 38, Минской – 28, Могилевской области – 41, в г. Минске –84 человека.

Профинансированы и компенсированы затраты из средств Фонда социальной защиты населения 15 нанимателям за приобретенное специализированное оборудования для создания 39 рабочих мест и трудоустройства инвалидов.

Финансовая поддержка в виде субсидий для организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма оказана 1734 безработным (104,2 процента к 2010 году), в том числе 301 безработному, проживающему в сельской местности, 494 безработным, проживающим в малых городах. Из общего числа получивших финансовую поддержку 677 человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности.

Справочно: Для организации самозанятости оказана финансовая поддержка в Брестской области – 337 человекам, Витебской – 311, Гомельской – 287, Гродненской – 211, Минской –189, Могилевской области – 284, в г. Минске – 115 человекам.

На ученические рабочие места в рамках «Молодежной практики», трудоустроено 982 безработных из числа выпускников профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, а также прошедших обучение по направлениям государственной службы занятости, в том числе 32 женщины-матери. Трудоустроено на постоянную работу после «Молодежной практики» 314 человек.

Справочно: Направлено на ученические рабочие места в рамках «Молодежной практики» в Брестской области – 127 человек, Витебской – 177, Гомельской – 174, Гродненской – 127, Минской – 196, Могилевской области – 115, г. Минске – 66 человек.

На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселено, с их согласия, 198 семей безработных.

Справочно: Оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы в Брестской области – 8 семьям, Витебской – 59, Гомельской – 23, Гродненской – 18, Минской – 61, Могилевской – 28, из г. Минска – 1 семье.

Из 198 семей из города в село переселено 57семей или 28,8 процента, из села в село – 134 семьи (67,7 процента). В составе переселенных семей 481 человек, из них 292 – в трудоспособном возрасте, 189 детей до 16 лет. Средний возраст переселившихся – 37 лет.

В оплачиваемых общественных работах приняли участие 41,3 тыс. человек (45,6 процента от задания), в том числе 25,1 тыс. безработных (51 процент от задания), из них 4,1 тыс. отработали на объектах социальной сферы, 1,4 тыс. – на объектах лесного хозяйства, 21,9 тыс. – в сельском хозяйстве.

Справочно: Приняло участие в оплачиваемых общественных работах в Брестской области – 4,9 тыс. человек, Витебской – 6,6 тыс., Гомельской – 9,4тыс., Гродненской – 5,7тыс., Минской – 7 тыс., Могилевской области– 5,9 тыс., в г. Минске – 1,8 тыс. человек.

В свободное от учебы время организована трудовая занятость для 19,6 тыс. человек из числа школьников, учащейся и студенческой молодежи, из них 16,9 тыс. – учащиеся 8-11 классов.

Обеспечивается выполнение основных показателей Программы по обеспечению занятости сельского населения, показатели выполняются всеми областями.

По оперативным данным, на созданные рабочие места трудоустроено 11 тыс. человек, из них 194 – на рабочие места, созданные нанимателями за счет бюджетных ссуд.

Справочно: Оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 301 безработному, направлено на профессиональную подготовку 2,1 тыс. безработных, приняли участие в общественных работах 24,6 тыс., в том числе 11 тыс. безработных.

В сравнении с началом 2011 года количество безработных, проживающих в сельской местности, уменьшилось на 5 процентов и составило на 1 июля 2011 г. 6,9 тыс. безработных, количество вакансий - 8,2 тыс., или в 1,2 раза больше, чем безработных.

Реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых городах.

Справочно: Оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 27,6 тыс. человек, в том числе 16,9 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 2 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 494 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 12,3 тыс. человек, в том числе 6,4 тыс. безработных.

В результате принятых мер в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось с 6192 человек на 01.01.2011 до 6173 на 01.07.2011, или на 0,3 процента, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 11 тыс. рабочих мест, или на 31 процент. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 0,7 безработных на вакансию на 1.01.2011 до 0,6 на 1.07.2011 (в целом по республике с 0,7 до 0,5).

В 27 малых городах, включенных в Государственную программу, создано 3673 рабочих места, численность безработных уменьшилась с 1968 человек на 01.01.2011 до 1900 на 01.07.2011, или на 3,5 процента.

Продолжается работа по трудоустройству граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица).

Справочно: В органы по труду, занятости и социальной защите в первом полугодии 2011 г. обратилось 2826 обязанных лиц, из них трудоустроено на постоянную работу 2736 обязанных лиц (99,2 процента), в том числе в счет брони 2349 человек. Трудоустроено в Брестской области - 286 человек, Витебской – 478, Гомельской – 471, Гродненской – 368,Минской – 456, Могилевской области – 380, в г. Минске – 292 человека.

Напряженность на рынке труда в сравнении с первым полугодием 2010 г. снизилась и составила в целом по республике 0,5 (в 2010 году – 0,7). Самая высокая напряженность на рынке труда в Гомельской области – 0,9, самая низкая – 0,1 в г. Минске.

На 1 июня 2011 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 30,6 тыс. безработных (78,7 процента к уровню 2010 года).

Принимаемые в рамках Государственной программы меры позволили обеспечить устойчивую тенденцию роста численности населения, занятого в экономике, удержание уровня безработицы в социально допустимых пределах.

Уровень безработицы стабилизировался на отметке 0,7 процента к численности экономически активного населения при прогнозе – 1,2 - 1,5 процента.

Значительно уменьшилась дифференциация регионов по уровню безработицы. На 1 июля 2011 г. из 118 районов и 12 городов – в 114 уровень безработицы до 1 процента, в 16 – от 1,1 до 1,5.

По данным Белстата численность занятых в экономике в январе – июне 2011 г. составила 4663 тыс. человек (темп роста к январю – июню 2010 г. 100,1 процента) при прогнозе на 2011 год в параметрах 4670 - 4720 тыс. человек.

Ежемесячно осуществляется анализ хода выполнения прогнозных показателей по численности занятых в экономике, результаты которого направляются в облисполкомы и Мингорисполком для принятия соответствующих мер по вовлечению в экономику незанятого населения.

Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.

По данным Белстата, вынужденная неполная занятость в январе-июне 2011 г. составила 62,1 тыс. человек или 1,8 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года показатель уменьшился в 2,2 раза (в январе–июне 2010 г. – 136,4 тыс. человек или 3,9 процента).

Реализован ряд мероприятий организационного, информационного и законодательского характера, предусмотренных Государственной программой.

Подготовлен и внесен в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» в части:

предоставления возможности не только компенсировать, но и финансировать затраты нанимателей по опережающему обучению работников, находящихся под угрозой увольнения;

установления нанимателям обязанностей об информировании органов по труду занятости и социальной защите о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, приостановки производства, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение трех рабочих дней;

установления брони для приема на работу граждан, освобожденных из лечебно-трудовых профилакториев;

стимулирования нанимателей, организующих трудовую реабилитацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;

предоставления права направления органами по труду, занятости и социальной защите женщин из числа осуществляющих уход за детьми до

3–х лет на профессиональное обучение на условиях, определенных для безработных;

установления обязанностей безработных (в целях усиления мотивации к скорейшему трудоустройству).

Кроме того, подготовлены предложения по снижению норм наполняемости учебных групп при организации профессионального обучения безработных инвалидов, а также по предоставлению дополнительной материальной помощи инвалидам на период прохождения обучения, по конкретизации компенсационных выплат на оплату труда инвалидов в период их адаптации к трудовой деятельности.

В целях информирования несовершеннолетней молодежи о возможностях трудоустройства и профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда проведено более 70 тематических мероприятий, таких, как «День профориентации молодежи», «День выпускника» с охватом более 25 тыс. учащейся молодежи.

По вопросам обеспечения занятости населения проведено более 100 массовых мероприятий в виде ярмарок вакансий, дней предприятий с участием около 15 тыс. человек.

В рамках повышения престижа рабочих профессий проводятся конкурсы профессионального мастерства среди учащихся профессионально-технических учреждений образования г. Минска.

Вопросы занятости населения, изменений на рынке труда, материалы о государственных гарантиях в сфере занятости, в том числе о преимуществах легальной трудовой деятельности постоянно освещаются в республиканских и региональных средствах массовой информации.

Трудоустройство молодежи

Трудоустройство молодежи на временные рабочие места осуществляется в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь.

Трудовой договор с лицом в возрасте от 14 до 16 лет может быть заключен только с письменного согласия одного из родителей для выполнения легких работ, которые не являются вредными для здоровья и развития несовершеннолетнего, не наносят ущерба посещаемости им учебного заведения и включены в утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет.

Запрещается принимать на работу лиц моложе 18 лет без предварительного медицинского осмотра.

Ограничения в работе несовершеннолетних

Запрещается направление несовершеннолетней молодежи на тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда, на работы по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы, а также связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, наносящими ущерб нравственности подростка, и работы, выполняемые вахтовым методом.

Запрещается привлекать несовершеннолетних работников к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни.

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних

В период летних каникул:

- в возрасте от 14 до 16 лет – не более 23 часов в неделю и 4 часов 36 минут в день;

- в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю и 7 часов в день;

- в возрасте свыше 18 лет – не более 40 часов в неделю.

Продолжительность рабочей недели, а также ежедневной работы учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной законодательством о труде Республики Беларусь для учащихся соответствующего возраста.

Начало учебного года, его продолжительность и окончание для различных категорий учащейся молодежи определяются соответствующими учебными планами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством о труде Республики Беларусь.

Источники финансирования мероприятий по временной трудовой занятости молодежи

- средства организаторов работ;

- средства местных исполнительных и распорядительных органов;

- средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, направленные на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.

Оплата труда молодежи, обучающейся в учреждениях образования

Оплата труда молодежи, работающей в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ в соответствии с действующими у организаторов формами и системами оплаты труда. Наниматель вправе, но не обязан устанавливать доплаты к заработной плате.

По оценке, уровень занятости в Беларуси составил в 2011 году почти 77%. Это один из самых высоких показателей среди государств, сообщил первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам. Так, в 2006 году уровень занятости в нашей стране был 73%, в 2008-м - 75,5%, с 2010 года - 76,8%.

 

Для сравнения этот показатель в Исландии - 78,2%, в Норвегии - 75,3%, в Казахстане - 67,5%, в России - 62,7%, в Бельгии - 62%, в Польше и Латвии - 59,3%, в Украине - 58,5% (данные за 2010 год).

“Несмотря на сложные экономические условия, удалось выполнить задачи в сфере занятости населения на 2011 год, - отметил Петр Грушник. - Этому способствовала совместная работа министерств, облисполкомов, Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов. Массовых высвобождений и увольнений не происходило”.

Ситуация на рынке труда характеризовалась снижением численности обращений в госслужбу занятости и соответственно снижением регистрации безработных. Увеличилось количество вакансий, их число на 1 января текущего года почти в два раза превышала численность зарегистрированных безработных, а в Минске - в 6 раз. Все регионы республики вышли на прогнозные показатели по уровню безработицы. А в целом по республике он составляет 0,6% к численности экономически активного населения. Снизилась межрегиональная дифференциация регионов по уровню безработицы (на 1 января нынешнего года из 130 регионов в 118 уровень безработицы не превышает 1%, в 12 регионах этот показатель равняется 1,1-1,2%).

Вместе с тем, признал первый замминистра, на рынке труда стали проявляться некоторые новые тенденции, связанные с модернизацией экономики и активизацией численности. Прежде всего, в 2011 году снизилась списочная численность работников (в среднегодовом исчислении на 21,7 тыс. человек). Наиболее значительное снижение численности работников наблюдалось в строительной отрасли - на 5,5 тыс. человек, на транспорте и в связи - на 3,9 тыс., в промышленности - на 5,6 тыс. человек. Одновременно в последние месяцы минувшего года наблюдался устойчивый рост недозанятости в ряде отраслей, в том числе в строительстве. Если вынужденная неполная занятость в целом по республике составила в прошлом году 2,8% от списочной численности работников, то в строительстве - 8,1%, в промышленности - 6,5%. Правительством принята государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год с объемом финансирования Br225,9 млрд. Ее основная цель - повышение эффективности использования трудовых ресурсов, конкурентоспособности рабочей силы.

 

В Беларуси необходимо максимально способствовать снижению объема выезда работников за рубеж.

В Беларуси необходимо максимально способствовать снижению объема выезда работников за рубеж, сообщил первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам.

“Миграционные процессы становятся объективной реальностью в нынешних условиях, когда границы стран ЕЭП открыты, предоставлена свобода передвижения их гражданам, - сказал Петр Грушник. - Поэтому необходимо максимально способствовать снижению объемов выезда работников из нашей страны. Это возможно лишь при условии обеспечения достойного уровня жизни наших граждан, выравнивания уровня оплаты труда с нашими соседями, принятия мер по закреплению в первую очередь высококвалифицированных кадров и повышения мотивации их труда в республике”.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита материнства и детства – важнейший приоритет белорусского государства | Социальная депривация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.