КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состоявшаяся личность
Наибольшие трудности возникают, когда нужно перейти от культурно-типологических черт личности Бетанкура к его индивидуальности. В чем видится, говоря словами Пушкина, “лица необщее выраженье”? Конкретно-биографические сведения о Бетанкуре скудны, но все-таки можно указать на главный вектор развития его личности. Эвристические возможности для этого предоставляет эпигенетическая теория Эрика Эриксона.[48] Главная идея Эриксона состоит в том, что личность на каждом возрастном этапе переживает кризис, который может разрешиться как успешно, так и неудачно. В первом случае умножаются возможности личностного роста, во втором – возникают серьезные затруднения. В детстве человек определяется в своих глобальных установках на мир и на себя. В благоприятных условиях личность обретает доверие к миру и к себе, становится активной, инициативной, расположенной к творчеству. В случае неудачного развития личность опасается враждебных действий извне, сомневается в своих возможностях, теряет активность и инициативность, обретает чувство неполноценности. В “смешанном варианте” создается сочетание удачных и неудачных результатов выхода из кризисов возраста. По воспоминаниям современников, Бетанкур был оптимистичен, отличался добротой и легко шел на контакт с людьми. Известно, что в детстве Бетанкура учил его отец – подполковник, знающий инженерное дело. Судя по письму 31-летнего Бетанкура родителям, он с удовольствием делился с ними как техническими замыслами, так и своими успехами. Он пишет о созданной им драге, что это “машина, приводимая в движение ветром и служащая для обезвоживания болотистых почв. Она очень понравилась всем гидравликам, которые ее видели, и была ими апробирована" (Б, 25). Здесь явно чувствуется и привязанность к родителям, и духовное родство с ними. Важным аспектом роста личностной активности является стремление человека овладевать культурными “языками”: иностранной речью, математикой, танцами, живописью и т.п. Это закладывается в детстве (до восьми лет). Известно, что уже в ранние годы Бетанкур освоил английский и французский языки, проявил интерес к рисованию. В молодые годы он посещал рисовальный класс Академии изящных искусств в Мадриде. Да и к науке Бетанкур подходил с универсальным интересом: как математик, механик, химик. Спектр научных и технических открытий Бетанкура чрезвычайно широк: от создания шкалы для термометра до разработки технологии производства бумаги для ассигнаций.
В юношеские годы важным моментом является ясное определение себя как личности (формирование чувства идентичности, тождественности себе). При успешном контакте со сверстниками у человека созревает четкий Я-образ, обеспечивающий устойчивость поведенческих программ. При обнаружении той или иной слабости физического или психологического свойства в нормальных условиях действует указанный А.Адлером механизм компенсации. Бетанкур был невысокого роста, что, возможно, и тревожило его. Но скомпенсировал он это легкое упущение природы общительностью и приветливостью. Бетанкур – отчетливый экстраверт, он активно ищет контакты с окружающими. Бетанкур похож на Моцарта – своего великого современника. Он переполнен научными идеями и щедр на их воплощение. По характеру – веселый, добродушный, терпимый к слабостям людей, но не приемлющий подлости. Открыт, контактен, стремится соединять людей в общем деле. Любопытно, что большинство своих дел он свершает в паре с кем-либо из подходящих для ситуации людей: свое первое изобретение (прядильный станок) Бетанкур делает вместе с сестрой; знаменитый учебник пишет с Ланцем; усовершенствует механизм часов вместе с Бреге; при постройке Московского манежа сотрудничает с Бове; Нижегородскую ярмарку обустраивает с Монферраном. Бетанкур готов знакомиться с интересными людьми, знакомить их между собой, соединять их в интересных начинаниях. Колоритную картину в своих воспоминаниях создает английский инженер Смайльс, знавший Бетанкура в годы его пребывания в Лондоне в конце 1880-х гг.:
“Случалось, что Бетанкур, совершая свою ежедневную прогулку, обыкновенно ходил мимо небольшой мастерской Модсли в Уэльс-стрите и, будучи сам токарем, с любопытством рассматривал разные вещи, выставляемые время от времени в окне мастерской молодого механика. Однажды в окне был выставлен такой превосходный метчик, что Бетанкур вошел в мастерскую, чтобы расспросить Модсли, который ему очень понравился, и после того часто заходил в мастерскую и спрашивал, нет ли чего нового. Бетанкур был также хорошо знаком с Бриннелем, и, когда тот пожаловался ему, что не может найти искусного механика, который бы взялся построить спроектированную им блочную машину, Бетанкуру тот час пришло в голову, что Модсли, по всем вероятиям, выполнит как нельзя лучше предполагаемую трудную работу, и он тут же рассказал Бриннелю о новых превосходных орудиях, придуманных Модсли для достижения большей точности и законченности в работах. Бриннель сразу решил обратиться к Модсли и просил Бетанкура познакомить его с ним; они отправились вместе, и после предварительных переговоров Бриннель опять обещал зайти в мастерскую Модсли и принести с собой чертежи предполагаемой модели" (Б, 32). Женился Бетанкур в тридцать два года. По понятиям того времени, это был как раз подходящий возраст: когда определилось социальное положение мужчины. Скажем, Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной, имея от роду примерно столько же лет. Выбор Бетанкура был вызван исключительно личной привязанностью к невесте – без стремления к каким бы то ни было побочным целям. Анна Жордан была не родовита и являлась иностранкой. Поэтому даже полное оформление семейных отношений Бетанкуров протекало со сложностями: разрешение испанских властей на брак Бетанкур получил только через семь лет (!) после венчания. Но самостоятельность и независимость выбора Бетанкура проявляются и вот в чем. С большой долей вероятности можно утверждать, что Анна обладала трудным характером. Желчный Вигель обо всех членах семьи Бетанкура говорит как о приятных людях – кроме матери семейства, и здесь ему можно верить:
“Надобно полагать, что смолоду была она красива собою; без того, кто бы велел Бетанкуру жениться на ней, когда она была низкого состояния? А спесива была она так, что не приведи Бог” (В, V, 13). Но Бетанкур смог создать теплую семейную атмосферу. Его активность и жизнерадостность передались дочерям. Вигель так продолжает свой рассказ: “К счастью, дочери ни с какой стороны не походили на Анну Ивановну, а скорее на родителя Августина Августиновича.... Когда я начал их знать, одна только пятнадцатилетняя Матильда пленяла наружностью, а две старшие давно уже перешли за краткий срок, который жестокая к ним природа дала их прелестям. Но было им чем заменить эту великую потерю: каждое слово их выражало грацию ума и сердца; с восхищением можно было слушать их, когда играли на арфе или фортепиано, с восхищением любоваться их рисунками и их народною пляской фанданго и болеро... Можно ли было удивляться беспредельной нежности к ним отца, и кто бы не был ими счастлив?” (В, V, 13–14).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |