КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Борьба с терроризмом на воздушном транспорте
Начиная с 1967 - 1968 годов, когда по Северной и Южной Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, возникла острая проблема – необходимость борьбы с воздушным терроризмом.
В эти годы многие авиационные компании США и других стран, обеспокоенные разгулом воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА. К числу таких мероприятий относится: s принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом; s заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников; s введение национальных законов, предусматривающих самые строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полётов в гражданской авиации; s введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях; s создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий. Мировое сообщество своевременно осознало надвигающуюся на воздушный транспорт опасность и адекватно отреагировало на тенденцию роста случаев воздушного терроризма. n Создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом. n Заключены международные конвенции о преступлениях на воздушном транспорте: â Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенные на борту ВС; â Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС: â Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию). Активное осуществление превентивной программы безопасности, на которую только авиакомпании США ежегодно тратят около 150 млн. долларов, дало весьма ощутимые результаты. Если за период с 1968 по 1972 год (5 лет) в США было зарегистрировано свыше 130 случаев попыток захвата и угонов ВС, то в последующие 6 лет (с 1973 по 1978 г.) - 37 таких случая, что составляет примерно 20 % от АНВ предыдущего периода. Таким образом, был сбит накал воздушного терроризма в США. К середине 80-х годов многие международные аэропорты оснащаются новейшими техническими средствами контроля и досмотра. Государства выделяют значительные средства на обеспечение отечественной авиационной безопасности. Так, Израиль на безопасность своего аэропорта «Бен-Гурион», который находится в одной из самых взрывоопасных зон мира, тратит 25 % от общего бюджета, выделяемого на безопасность страны. В настоящее время система авиационной безопасности в аэропорту «Бен Гурион» считается самой эффективной и надежной. Ежегодно Израиль тратит примерно 3 млрд. долларов на безопасность 2-х аэропортов страны. В последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в России, резко возросло количество террористических актов с применением взрывчатых веществ. Гражданская авиация столкнулась с новой проблемой, от решения которой во многом зависит ее судьба. Слабая защищенность воздушных судов от террористических актов с применением ВВ стала очевидна после того, как в декабре 1988 года был взорван над Локкерби самолет Боинг-747 авиакомпании «PAN AM». Самодельное взрывное устройство, содержащее пластическое ВВ, было размещено в кассетном магнитофоне и в багаже доставлено на борт. В результате взрыва погибли все пассажиры и экипаж самолета. Именно это событие послужило толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ. В 1989г. Совет Безопасности ООН и Генеральная ассамблея ООН призвали все государства сотрудничать в выработке и осуществлении мер по предотвращению актов международного терроризма, направленных против гражданской авиации. Федеральный акт США 1990 года по авиационной безопасности, явившийся следствием катастрофы самолета Боинг-747 авиакомпании «PAN AM», определил курс и запланировал дальнейшее развитие авиационной безопасности. Это событие послужило причиной для тщательного пересмотра основных подходов к проблеме авиационной безопасности. Катастрофа над Атлантикой, вылетевшего 17.07.96 из аэропорта Нью-Йорк воздушного судна "Боинг-747" американской авиакомпании «TWA», в которой погибло 230 пассажиров и экипаж, заставила Президента и Правительство США принять дополнительные меры. Эти меры способствовали повышению безопасности полетов и авиационной безопасности американских авиакомпаний, ускорили внедрение во всех аэропортах США повышенных мер безопасности, предусмотренных новым Федеральным актом по авиационной безопасности. Как заявил в своей речи в международном аэропорту Кеннеди (Нью-Йорк) Президент США Клинтон: "Безопасность полетов и авиационная безопасность американских граждан должна стать самой главной нашей задачей и США срочно предпримут самые решительные меры, чтобы остановить терроризм". Была создана комиссия под председательством вице-президента США Гора. Комиссия отметила (несмотря на существующий высокий уровень обеспечения авиационной безопасности в США): * неудовлетворительное состояние уровня безопасности в американских аэропортах; * несоответствие уровня безопасности вызовам современного терроризма. Комиссия выделила для реализации три основных блока проблем: организационный, финансовый и научно-технический.
n Организационный блок: 4 пересмотр (совершенствование) существующих норм, правил и процедур обеспечения авиационной безопасности без снижения эффективной деятельности аэропортов и авиакомпаний; 4 разработка и внедрение программ авиационной безопасности во всех аэропортах страны; 4 введение обязательного предполетного досмотра самолетов; 4 введение более тщательной проверки багажа и грузов на международных и внутренних авиалиниях; 4 введение новых правил фотоидентификации всех пассажиров старше 18 лет; 4 личный досмотр подозрительных пассажиров, особенно прибывающих или направляющихся в определенные страны (Иран, Ливия, Северная Корея, Судан, Сирия и др.); 4 подготовка высоко профессионального персонала служб авиационной безопасности, способного: обеспечить соблюдение повышенных мер авиационной безопасности и эффективно использовать новые автоматизированные системы авиационной безопасности. ПРИМЕЧАНИЕ: Поддержание постоянной бдительности операторов рентгеновских установок на необходимом уровне считается наиболее трудным звеном во всей системе обеспечения авиационной безопасности. 4 оснащение всех аэропортов США новым высокотехнологичным, более чувствительным досмотровым оборудованием для обнаружения взрывчатых веществ (в том числе пластиковых). В настоящее время в США действуют 3 такие установки (одна в а/п Сан-Франциско и две в а/п Атланта). n Финансовый блок: 4 финансирование реализации организационного блока проблем; 4 финансирование научно-исследовательских работ по созданию высокотехнологичного и высокочувствительного досмотрового оборудования, способного обнаруживать взрывчатые вещества, в том числе пластиковые; 4 оснащение аэропортов техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, внедрение новейших систем обеспечения авиационной безопасности в существующую систему (технологию, процедуру) обработки пассажиропотока, багажа и грузов. ПРИМЕЧАНИЕ: Стоимость комплекта такого оборудования колеблется в пределах 200 тысяч - 1 млн. долларов США. n Научно-технический блок: 4 проведение научно-исследовательских работ по созданию высокотехнологичного и высокочувствительного досмотрового оборудования; 4 разработка высоких технологий в области авиационной безопасности, которые ФАУ США считает крайне необходимыми. Многие авиакомпании США, а также некоторые иностранные авиакомпании, уже предприняли шаги к повышению безопасности. Так например, израильская авиакомпания «Эль-Аль» срочно заказала новую автоматическую систему CTX-5000 для поиска бомб и взрывных устройств стоимостью в 1 миллион долларов для установки на своем терминале в нью-йоркском международном аэропорту им. Дж. Ф. Кеннеди, а ещё 3 такие же системы она уже установила на своих терминалах в Израиле. Системы по обнаружению ВВ будут установлены в США повсеместно, в том числе и в зарубежных аэропортах после достижения договоренности об этом. США уже объявили о том, что они вводят у себя нормы авиационной безопасности, которые во многих случаях выше стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и не будут разрешать иностранным авиакомпаниям летать в США, если их программы безопасности не соответствуют нормам США. Отмечается, что предстоящие затраты США на АБ колоссальны, но обязательны. Существующие в США проблемы повышения уровня авиационной безопасности, соответствуют проблемам авиационной безопасности Российской Федерации. К числу основных проблем обеспечения авиационной безопасности на воздушном транспорте в Российской Федерации следует отнести: è 1. Необходимость технического переоснащения авиапредприятий аппаратурой обнаружения оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, отвечающей современным международным требованиям. è 2. Реорганизация к 2000 году системы предполетного обслуживания авиапассажиров в международных аэропортах для обеспечения 100 % досмотра багажа. è 3. Разработка и организация серийного выпуска отечественной аппаратуры досмотра, отвечающей требованиям мировых стандартов, в целях экономии валютных средств, расходуемых в настоящее время на приобретение зарубежного оборудования. è 4. Проведение комплекса работ по техническому обеспечению Монреальской конвенции "О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения". è 5. Обучение, переподготовка и сертификация сотрудников служб авиационной безопасности и другого персонала аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов). Цели обеспечения защиты деятельности ГА: è предупреждение нападения; è сведение к минимуму ущерба при нападении; è поддержание системы общей безопасности аэропорта в экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия, отказ аварийных систем и т.п.). Меры обеспечения авиационной безопасности: è составление Программ безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта); è планирование, отработка и координация ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность ГА; è подготовка специалистов САБ в области авиационной безопасности; è обучение авиаспециалистов мерам авиационной безопасности; è ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий; è оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические средства досмотра и охраны); è охрана аэропорта и жизненно важных объектов; è организация и поддержание пропускного и внутриобъектового режима аэропортов; è специальный предполетный осмотр ВС на безопасность; è досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование технологии досмотра; è производство специальной досмотровой техники, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых типов такой техники; è создание и совершенствование национального законодательства в области авиационной безопасности страны. Мировой опыт показывает, что основные меры безопасности должны выполняться на земле, до посадки пассажиров в ВС. В настоящее время борьба с воздушным терроризмом приобретает все большее значение в деятельности мирового сообщества. Во многих странах мира созданы высокопрофессиональные подразделения по борьбе с терроризмом. Международные совещания по борьбе с терроризмом, прошедшие в 1996 году на уровне глав правительств, министров иностранных и внутренних дел в Египте и во Франции (в Лионе и в Париже) будут продолжены - проблемы авиационной безопасности будут по-прежнему одним из главных вопросов повестки дня. Высказываются мнения о создании единой всемирной системы АБ.
Субъекты, осуществляющие руководство по борьбе с терроризмом в Российской Федерации èОсновным субъектом, осуществляющим руководство борьбой с терроризмом является Правительство Российской Федерации. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: p Федеральная служба безопасности Российской Федерации; p Министерство внутренних дел Российской Федерации; p Служба внешней разведки Российской Федерации; p Федеральная служба охраны Российской Федерации; p Министерство обороны Российской Федерации; p Федеральная пограничная служба Российской Федерации. .2 Классификация актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Авиационная безопасность – состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации и повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий. В соответствии с классификацией ИКАО акт незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации это - акт: а) насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна; б) разрушения воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинения этому воздушному судну повреждения, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете; в) помещения или совершения действий, приводящих к помещению, на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройства или вещества, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете; г) разрушения или повреждения аэронавигационного оборудования или вмешательства в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушного судна в полете; д) сообщения заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасности воздушного судна в полете; или е) незаконного и преднамеренного использования любого устройства, вещества или оружия: для совершения акта насилия в отношении лица (лиц) в аэропорту, на борту воздушного судна, который причиняет или может причинить вред здоровью или смерть; для разрушения или серьезного повреждения оборудования и сооружений аэропорта, воздушного судна, для нарушения работы служб аэропорта. ж) любой другой акт, который угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту. В ведущих авиационных странах мира определение «акт незаконного вмешательства» трактуется по-разному. Так например, в США «акт незаконного вмешательства - Act of Unlawful Interference» - это: а) насилие против личности на борту ВС в полете, если это действие связано с угрозой безопасности ВС; б) разрушение ВС при обслуживании или причинение вреда, которое приводит к невозможности полета или представляет угрозу безопасности в полете; в) установка или способствование установке на ВС при обслуживании с каким бы то ни было намерением, приспособления или вещества, которые могут разрушить ВС, или причинить вред, который приведет к невозможности полета или представит угрозу безопасности полета; г) разрушение или порча навигационного оборудования или нарушение его работы, если такое действие может представить угрозу безопасности полета ВС; д) передача информации заведомо ложной, угрожающей таким образом безопасности ВС в полете; или е) незаконное и умышленное использование приспособления, вещества или оружия; ж) совершение акта насилия против личности в аэропорту, обслуживающем международную ГА, что привело или может привести к серьезным ранениям или смерти; з) разрушение или серьезное повреждение оборудования аэропорта, обслуживающего международную ГА или ВС, не обслуживаемого в данном аэропорту или вывод из строя системы обслуживания аэропорта. Если любое такое действие угрожает или может угрожать безопасности аэропорта. В Англии «акт незаконного вмешательства» означает любой акт, совершаемый или намечаемый в Соединенном Королевстве или где – либо, который будучи совершен ли намечаем, представляет такое преступление, как убийство, попытка убийства, непредумышленное убийство, умышленное убийство или словесное оскорбление с угрозой физического насилия. Таким образом, трактовка определения «акт незаконного вмешательства» можетт быть самой различной как по своему характеру, так и по тяжести нанесенного ущерба. К сожалению, даже в ИКАО нет четкой и полной градации актов незаконного вмешательства (АНВ) по видам. Например, в ряде документов ИКАО попытка захвата, захват и угон воздушного судна определяется одним выражением «воздушное пиратство / захват». Под «воздушным пиратством / захватом» понимается осуществление или попытка осуществления контроля над движением ВС с применением силы, угроз или других действий, которые при их успехе могут привести к отклонению ВС от его регулярного установленного расписанием маршрута. Под диверсией понимается акт или преднамеренное упущение, имеющие целью вызвать злоумышленное или бессмысленное уничтожение имущества, ставящие под угрозу деятельность международной ГА и её служб или приводящие к незаконному вмешательству в эту деятельность. Под угрозой взрыва понимается угроза, полученная из анонимного источника или по другим каналам, в которой сообщается или подразумевается достоверная или ложная информация о том, что безопасности воздушного судна в полете или на земле, либо любого аэропорта или средства гражданской авиации, или любого лица может угрожать взрывчатое вещество, другой предмет или устройство. В США под угрозой взрыва (Bomb threat) понимается передача информации об угрозе для безопасности ВС в полете, или на земле, или в аэропорту или для оборудования или сооружений, используемых ГА, для экипажа, пассажиров, наземного персонала или общественности. В соответствии с существующей в Российской Федерации классификацией, все акты незаконного вмешательства условно отнесены к следующим видам: è Взрыв ВС или объекта ГА; è Захват (угон) ВС; è Попытка захвата (угона) ВС; è Диверсия; è Нападение (в том числе с захватом заложников); è Угрозы в адрес ГА; è Блокирование ВС и объектов ГА; è Несанкционированное проникновение в ВС и на объекты ГА; è Другие АНВ (инциденты).
Взрыв ВС или объекта ГА – преднамеренное или непреднамеренное разрушение или серьезное повреждение ВС или объекта ГА, находящихся в эксплуатации, с помощью взрывного устройства (ВУ) или взрывчатого вещества (ВВ). Захват (угон) ВС – осуществление контроля над движением ВС с применением силы, угроз или других действий, приводящие к угрозе безопасности пассажиров и членов экипажа, нарушению безопасности и регулярности полетов, отклонению ВС от установленного расписанием маршрута. Попытка захвата (угона) ВС – преднамеренные или непреднамеренные действия, создавшие угрозу наступления последствий захвата (угона) ВС. Диверсия - случаи преднамеренных действий, имеющих целью вызвать умышленное уничтожение оборудования или имущества, ставящие под угрозу деятельность гражданской авиации и её служб (случаи обстрела ВС и объектов ГА, умышленного повреждения ВС и объектов ГА, закладки ВВ (ВУ) на борту ВС и объекте ГА, обнаружение ВВ (ВУ) и боеприпасов в контролируемых зонах аэропортов и т.д.). Нападение (в том числе с захватом заложников) - случаи вооруженного и невооруженного нападений на посты, объекты и сотрудников аэропортов и авиапредприятий ГА с целью проникновения в контролируемые зоны аэропорта и на борт воздушного судна, а также случаи нападений на экипажи ВС или различных нападений за пределами контролируемых зон аэропорта, но имеющих цель захвата ВС или объекта ГА (в том числе случаи с захватом заложников). Угрозы в адрес ГА - случаи получения информации из различных источников, в которых сообщается об угрозе (возможной угрозе) безопасности воздушному судну (в полете или на земле), средствам или объектам ГА, а также сотрудникам аэропорта (авиапредприятия) ГА, пассажирам или общественности. Блокирование ВС - случаи преднамеренных действий лиц в отношении ВС, вызвавших нарушение регулярности их полетов и/или деятельности служб аэропорта (авиапредприятия). Блокирование объектов ГА - случаи преднамеренных действий лиц в отношении средств и объектов ГА, вызвавших нарушение их функционирования и/или деятельности служб аэропорта (авиапредприятия). Несанкционированное проникновение в ВС - нахождение в ВС лица (лиц), не являющегося членом экипажа данного ВС, не обслуживающего данное ВС и не имеющего соответствующих полномочий на право нахождения в данном ВС. Несанкционированное проникновение на объект ГА - нахождение на объекте ГА лица (лиц) не имеющего допуск на него в данное время и не имеющего соответствующих полномочий на право нахождения на нем (под объектом ГА понимается территория, здания, сооружения ГА, доступ в которые контролируется). Инцидент - случай, имеющий цель незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Например: Загорание ВС или объекта ГА; Повреждение ВС или объекта ГА; Случаи применения оружия, производства выстрелов (в том числе самопроизвольных) в контролируемых зонах аэропорта, в аэровокзалах или в воздушных судах лицами, не имеющими отношения к обеспечению авиационной безопасности данного аэропорта; Случаи обнаружения оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ у посторонних лиц и пассажиров в контролируемых зонах аэропорта; Случаи насилия в отношении лиц, находящихся на борту ВС в полете, и угрожающие безопасности этого ВС. Основная цель и задача системы авиационной безопасности состоит в принятии предупредительных (превентивных) мер, исключающих осуществление всех вышеуказанных видов актов незаконного вмешательства, а также комплекса мер пресечения таких актов, в случае их возникновения.
ГЛАВА 2.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |