Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.1 Проблема группы в социальной психологии




Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997- С. 69-136.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - М., 1988.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. - М., 1996. - С. 132-153.

4. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Доронина. - Новосибирск, 1999. - С. 70-146.

5. Кузин Ф.А. Культура делового общения. - М., 1998. - С. 5-150.

6. Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений. - М., 1999. - С. 215-249.

7. Майерс Д. Социальная психология. - Спб., 1997. - С. 310-353.

8. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 309-414.

9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Спб., 1999. - С. 265-376.

Одной из единиц социальной жизни человека является социаль­ная группа. Социальная группа - это определенная общность людей, имею­щих "мы-чувство" и характеризующаяся такими групповыми психологи­ческими образованиями как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение и групповые цели. Для индивида, входящего в груп­пу, осознание принадлежности осуществляется через принятие этих характеристик.

Параметрами любой группы являются:

- композиция группы составляет набор характеристик, определя­ющих состав группы, зависит от того какая реальная группа, с ка­ким типом деятельности она связана и т.д.

- структура включает межличностную или функциональную струк­туру групповой деятельности (структуру формальных или нефор­мальных отношений. Широкое применение здесь находит понятие ста­тус (или позиция индивида в группе). Статус - это одна из важнейших характеристик личности, определяющая ее иерархическое положение не только в той группе, в которой она находится, но и то, которое личность для себя определяет в обществе в целом. Положение человека в группе зависит от того, насколько им принимаются нормы, ценности группы, каково его личностное включение в группы. Наиболее принимаемые группы во всех своих характеристиках называются референтными, т.е. значимыми для личности.

Социальные группы (в психологии) делятся на две основные группы: большие и малые (см.схему8.1). Это разделение не толь­ко количественное. Эти группы определяют положение личности в обществе и во многом играют решающее значение при формировании социальных характеристик личности.

 
 

 

 


Рис.2. Классификация социальных групп.

 

Большие в количественном отношении группы подразделяются на организованные и неорганизованные. Неорганизованные большие группы имеют временную структуру, цели, особенности своего существования. Основным сплачивающим фактором в них является эмоциональное состояние, которое передается с помощью заражения, тем самым создавая единство группы. К большим неорганизованным группам относят толпу, массу, публику.

Большие организованные группы делятся на этнические, классовые, половозрастные и профессиональные. К специфическим характеристикам этих групп относят такие регуляторы социального поведения, как нравы, обычаи и традиции. Большие группы может также характеризовать об­раз жизни группы, предполагающие особые формы общения между людь­ми, которые неспецифичны для малой группы. К "сквозным" характе­ристикам большой группы можно отнести и историческую определен­ность многих форм поведения, определяемых понятием "культура".

Культура - это понятия, установки, обычаи и особенности по­ведения, общие для большой группы людей и передаваемые от поколения к поколению. Более динамичной характеристикой культуры является ментали­тет или своеобразие видения и понимания мира, образа мыслей представителей одной культуры. Различие культур определено как минимум двумя процессами - эволюцией поведения, связанной с естественным отбором наиболее приемлемых для выживания образцов поведения и заложением их в ге­ны. Второй процесс — культурологический - усвоение определенных ро­лей при сохранении индивидуальности. Можно предположить существо­вание "чуждой человеку культуры".

Формой реализации своей принадлежности к большой группе является социальная роль. Индивид выполняет в процессе своего взаимодействия с другими не одну, а множество ролей. Причем каждая социальная роль представляет диапазон проявления своему носителю, последний реализует свой “стиль исполнения роли”. О том, что от нас ждут в обществе, мы узнаем с детства. Одной из первых усваивается половая роль. Затем мы получаем информацию о том, как нужно себя вести и реализуем ожидание окружающих. Этот процесс называется социализацией. В результате социализации ребенок становится полноправным членом общества, воспитанным с точки зрения этого общества. Различают следующие социальные роли:

— национальные;

— демографические;

— социально-классовые;

— половые;

— возрастные;

— профессиональные;

— статусные;

— семейные и др.

Посредством социальной роли индивид выступает как представитель определенной социальной группы. Общение с позиции своей социальной роли называют ролевым. Противоположным же, связанным с актуализацией своей индивидуальности, своего состояния в данный момент, является межличностное общение, характерное для малых социальных групп.

Целый ряд проявлений большой группы связан с процессом стереотипизации при восприятии представителей другой груп­пы. "Мы-чувство" фиксирует осознание собственной принадлежности к данной группе за счет отличия от другого. Таким образом, возникают социальные стереотипы. В западной социальной психологии основой для изучения социальных стереотипов являются этнические стереотипы, как наиболее устоявшиеся и показательные.

Этнические стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов, под которыми понимается упрощенный, схематизирован­ный, эмоционально окрашенный и устойчивый образ какой-либо соци­альной группы или общности. Следуя стереотипам, люди приписывают другим качества, которые считают типичными для их социальной группы. Стереотипы отличаются тем, что содержат недифференцированные, грубые и пристрастные признаки. Стереотипы могут оставаться стабильными в течение дли­тельного периода времени, изменяясь в некоторой степени в зависи­мости от социальных, политических или экономических условий, но в условиях социальной напряженности между группами они становятся более отчетливыми и враждебными. И, что самое важное в плане изменения стереотипов, — они очень рано усваиваются (большей частью в детском возрасте) и могут использоваться без реального представления о тех группах, к которым они относят­ся. Поэтому важнейшим условием избавления от препятствующих общению стереотипов является межкультурное познание, воспитание с точки зрения нескольких сторон.

Опираясь на большинство «западных» источников, можно определить, что группа - это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». Многочисленные эксперименты позволили выявить, что такая группа оказывает существенное влияние на личность, иногда изменяя ее поведение в совершенное непредполагаемое для данной личности проявление. Специфика влияния группы на личность отражена в следующих феноменах:

1. Социальная фасилитация (от англ Faciliti - легкость, благоприятные условия). Первоначально определялась как тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других. Современное значение этого термина - усиление доминантных реакций в присутствии других людей, т.к. было обнаружено, воздействие других людей возрастает с увеличением их количества, но, например, в толпе усиливается эмоциональное возбуждение, вследствие чего деятельность может нарушаться.

2. Социальная ленность - это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяются ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Появляется особенно тогда, когда люди не боятся оценки их вклада, конечный результат является групповым. Существуют социальные "зайцы", т.е. те, кто стремится участвовать в групповой деятельности, но вкладывая в нее мало своих усилий.

3. Деиндивидуализация - это утрата самосознания и боязни оценки. Возникает в групповых ситуациях, когда обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном индивиде. Результатом могут быть действия от легкого нарушения запретов до разрушительных социальных взрывов. Снижение самоосознания и самоограничений усиливает восприимчивость к ситуации как таковой без всяких моральных оценок.

4. Групповая поляризация - это усиление ранее существующих тенденций под влиянием группы, смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений (внутри группы появляется подчеркивание мнений, "сдвиг риска"). Если до вступления в религиозную секту у человека было принятие некоторых положений веры, то после встреч со сторонниками он может быть ярым фанатом этой веры. На групповую поляризацию оказывается информационное (складывается много мнений в пользу чего-то) и нормативное влияние (желание быть принятым).

5. Огруппление мышления - это единство мышления, желания думать одинаково, быть едиными. Этот феномен во многом возникает из-за стремления сохранить группу, быть солидарными, избежать разногласий. Чрезмерное усиление огруппления может приводить к понижению эффективности деятельности данной группы, невозможности принимать решение путем дискуссии, снижение эффективности групповых решений. Особенно опасно появление огруппления в научных, творческих коллективах, т.к. процессы искусственного единения в такой группе сделают невозможным высказывания разных мнений, выработку (а не соглашательство автоматически) определенных решений.

Также группа (особенно малая группа) оказывает на человека некоторое внушение, которое называется конформизм. В реальной жизни мы часто испытываем феномены массовой вну­шаемости. Отчасти стремясь не выделиться, иногда просто по при­вычке. Заговоривший громко в общественном транспорте привлекает внимание как нарушающий определенную договоренность, поддаваясь общему настроению, мы аплодируем артисту и т.д. Конформизм - это изменение поведения или убеждений в резуль­тате реального или воображаемого давления группы.

Проявляется конформизм с двух сторон:

1) уступчивость или соответствие внешних действий давлению группы, при этом присутствует личное несогласие;

2) одобрение, при котором давлению группы соответствуют и действия, и убеждения.

В малых группах и коллективах следует выделять как минимум две структуры взаимоотношений: формальную и неформальную. Формальная структура отношений — это система позиций, заданных извне обществом и необходимых для функционирования данного коллектива. Каждая из позиции задается определенными предписаниями, так что занимающие эти позиции индивиды имеют более или менее определенные представления о своих правах и обязанностях.

В неформальной межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого и особенностями группы.

При анализе системы межличностных отношений необходимо знать:

- каковы взаимоотношения между малыми группами (группировками);

- каковы интересы и ценности официально действующего (выборного) актива; является ли выборный актив реальным (т. е. определяющим нормы и ценности коллектива);

- каково положение каждого сотрудника в коллективе.

Анализ межличностных отношений также включает в себя важнейшую характеристику - социально-психологический климат. Это качественная характеристика, проявляющаяся в совокупности условий, благоприятствующих или неблагоприятствующих выполнению групповой деятельности, развитию личности в коллективе. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются такие, как доверие, доброжелательность, свободное выражение собственного мнения, ощущение поддержки, эмоциональное приятие друг друга, отсутствие давления, ощущение собственной продуктивности в коллективе и т.п. Появление таких признаков предопределяет прежде всего стиль руководства в коллективе, совместимость, сотрудничество, мотивированность членов коллектива, продуктивная, успешная совместная деятельность.

Социальные процессы, особенности взаимоотношений личности и группы во многом определяют особенности мотивации, которая определяет поведение человека в социуме. К социальным мотивам относятся мотивы: власти, аффилиации, помощи и агрессии.

Мотив аффилиации проявляется как стремление наладить эмоционально положительные отношения с людьми. На основе аффилиации строятся взаимные добрые отношения, люди не стремятся доминировать друг над другом, открыты, раскованы и откровенны. Этот мотив характеризует стремление к одобрению со стороны окружающих людей, уверенность и желание самоутверждения.

В общении личность с развитым мотивом аффилиации активна в поисках партнеров по переписке, совместных увлечениях, стремлении к сотрудничеству. Люди, у которых преобладает мотив аффилиации, достигают больших результатов в работе, если у них хорошие отношения с сослуживцами. Они также эффективны в профессиональной сфере "человек-человек".

Мотив власти - это отчетливое стремление личности доминировать над другими людьми. Г.Мюррей дал следующие характеристики этому мотиву:

- это склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение и т.д.;

- это побуждение других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться расположения и сотрудничества, доказывать свою правоту перед кем-то, отстаивать свою точку зрения;

- это желание влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, диктовать условия; принимать за других решения, уговаривать, отговаривать, очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.

К явлениям, изучаемым в психологии в связи с мотивацией власти, относится лидерство. Положение лидера, как правило, позволяет людям удовлетворять свое стремление к власти, награждать и наказывать, являться образцом для подражания, быть компетентным в глазах других, воздействовать на поведение людей и получать удовлетворение от контроля над другими. Люди с развитым мотивом власти более других склонны обращать на себя внимание, выделяться, привлекать сторонников, поддающихся их влиянию, приобретать и накаливать престижные вещи, они умеют с выгодой для себя использовать предоставляемые ситуацией возможности.

Особый интерес в психологии имеют социальные мотивы, связанные с альтруизмом (помощью) и эгоизмом (агрессией). Мотив помощи способствует поведению ради блага других без ожидания вознаграждения. При таком поведении оказание помощи осуществляется по собственным убеждениям, без какого-то ни было давления и без расчета. Важную роль в оказании поддержки играет эмпатия или способность сопереживать. Тот, кто искренне сопереживает, воспринимает чужие беды как свои, с большей готовностью будет оказывать помощь.

Противоположным альтруистическому поведению является агрессивное. Агрессия приводит к принесению ущерба другим людям, который может быть моральным, материальным или физическим. Агрессивность связана не только с особенностями конкретного человека. Во многом она имеет "допустимые пределы" в рамках общества. А в культуре существуют парадоксальные утверждения о том, например, что быть агрессивным плохо, а вот по отношению к врагу делать то же самое хорошо.

Один из исследователей агрессии А. Бандура выделил следующие способы оправдания агрессором своих действий:

1. Сопоставление своего агрессивного акта с недостатками жертвы. Самооправдание в виде убеждения: "Он заслужил, чтобы к нему так относились".

2. Оправдание в виде идеологических, религиозных, политических и других соображений, так что в итоге оказывается, что зло сделано во благо.

3. Отрицание личностной ответственности за агрессивный акт. Наиболее жестокими являются групповые акты, когда личная ответственность "растворяется" в групповой.

4. Снятие с себя ответственности ссылкой на внешние обстоятельства, давление окружающих, а также необходимостью выполнить приказ и т.д.

5. Постепенное смягчение своей вины за счет нахождения новых аргументов в свою пользу.

Страх перед наказанием, осуждением общества далеко не всегда оказывает сдерживающее влияние на агрессивное поведение. Коррекция агрессивности имеет глубокие личностные источники и связана со всей мотивационной сферой.

Мотив агрессивности как стремление наносить какой-либо ущерб по-разному объясняется психологами. Агрессия представляется как следствие фрустрации (невозможности удовлетворить актуальную потребность). Также причиной агрессии может стать наличие эмоционального перевозбуждения, сопровождаюшегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться. В первом и во втором случае сделает более вероятными агрессивные действия наличие подходящего объекта, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.