Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ретроспектива педагогической психологии




История становления науки включает два этапа, а также предысторию. Предыстория начинается с традиционной педагогики на уровне народных, эзотерических и религиозных образцов воспитания. Эти идеи нашли свой отголосок в работах Н. Кузанского, Э. Роттердамского, Т. Мора, В. Соловьева, В. Зеньковского, Н. Лосского и др. С началом развития машиностроения проявилась технократическая линия развития представлений о природе человека. Основателем научного взгляда на образовательные про­цессы, по праву считают Я. Каменского и его «Великую дидактику». Затем список продолжают те, чьи имена активно использует история педагогики: Ж. -Ж. Руссо, Г. Песталоцци, И. Герберт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев. В основном их труды носят чисто педагогический характер с описанием методик, способов, приемов без какого либо психологического обоснования. Только у П. Ф. Каптерева появилась связка психология-образование. Ему же принадлежит и термин, ставший впоследствии названием дисциплины [19].

Первый этап становления педагогической психологии включает период первой половины XX в. Этот период представлен такими именами, как А. П. Нечаев, А. Бине, Р. Эббингауз, Ж. Пиаже, А. Валлон, Дж. Дьюи, С. Фрэне, Эд. Клапаред, Дж. Уотсон, Эд. Толмен, Т. Холл, Б. Скиннер. Л. С. Выготский, П. П. Блонский, В. Штерн, М. Монтессори, П. Ф. Лесгафт. Это период становления экспериментальной психологии, опытов создания первых тестов, исследования когнитивной сферы.

Второй этап развития педагогической психологии приходится на вто­рую половину XX в. Основанием для выделения этого этапа является возникновение теоретической базы науки.

В 60-х гг.Ф. Скиннер создал теорию программированного обучения, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин разрабатывали систему проблемного обучения, П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина основали, систему поэтапного формирования умственных действий, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин- теорию развивающего обучения, Л. В. Занкова, Л.И.Айдарова, Дж. Брунер, П. Линдсей, Д.Норман- знаковую систему обучения, И.И.Ильясов. А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина- теорию учебной деятельности. В последние годы появляются работы, связанные с воздействием на бессознательные процессы учащегося. Это, например, технология НЛП в образовании, недирективный гипноз М. Эриксона, наша отечественная сугестопедия, фасилитация К. Роджерса.

В настоящее время спектр проблем педагогической науки достаточно широк. Так, отечественная педагогическая психология изучает психологические механизмы управления обучением (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда и др.), образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев), освоение обобщенных способов действия (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов), учебную мотивацию, профессионально-педагогическую мотивацию (А.К.Маркова, Л.Д.Митина, Ю.М.Орлов), синергию (Г. А. Цукерман), личностные особенности обучаемых и учителей (В.С.Мерлин, Н. С. Лейтес, В. А.Кан-Калик) и носит интегрированный с другими психолого-педагогическими дисциплинами характер. Поэтому обобщающим определением предмета науки, на наш взгляд, может быть следующее: педагогическая психология изучает механизмы влияния обучающих и воспитательных систем на всех участников образовательного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.