Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативный аспект педагогического общения




Коммуникативную сторону общения изучали Л. С. Выготский (знаковые системы), А. Н. Леонтьев (смысловые детерминанты), А. А. Леонтьев (психолингвистика), В. Ф. Петренко (психосемантика) и другие. Понятие «коммуникация» имеет узкий и широкий смысл. В широком смысле понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются. И тогда имеются в виду вся сфера взаимоотношений людей друг с другом, умение налаживать

контакты, грамотно поддерживать их, корректно их завершать и т. д. В узком смысле под термином «коммуникация» подразумевается аспект передачи и принятия информации. В этом смысле в данной сфере рассматриваются вербальные (речевой) и невербальный (неречевой) аспекты общения. Задачи вербальной коммуникации в педагогическом общении включают:


1. Лекторское мастерство педагога (ясность, доступность, логичность, структурированность, выразительность, информативность, правильность, чистоту речи, контакт с аудиторией).

2. Обучение школьников основам культуры и искусства речи (планирование речи, ее содержательный объем, доказательность, аргументирован­ность, богатство словарного запаса, уместность, тактичность).

3. Субъект-субъектные отношения в педагогическом общении (активное слушание, Я-высказывание, обратная связь, безоценочное принятие партнера, условия фасилитации педагогического процесса).

Грамотная, богатая, правильная речь - это залог успешной коммуникации, поскольку хороший оратор обладает способностью влиять на людей. К сожалению, существует мало людей, являющихся «прирожденными» ораторами, этому искусству необходимо учиться [54]. Подготовка к публичному выступлению предполагает ряд этапов.

1. Выбор темы, который должен учитывать собственные интересы оратора и интересы аудитории, а также характер самой аудитории. Это касается возрастных, половых, образовательных, культурных особенностей слушателей. Следует не просто сформулировать тему выступления, но высказать ее на понятном, мотивирующим слушателей языке.

2. Определение цели высказывания. Выделяют два типа' информации: побудительную и констатирующую. Констатирующая информация является сообщением и не предполагает непосредственного изменения поведения. Побудительная направлена на изменение поведения. Она может активизировать (побуждать к действию), интердировать (запрещать поведение), дестабилизировать (рассогласовывать действия).

3. Сбор материала предполагает использование множественных источников, изучение монографий, фундаментальных трудов и современной периодической литературы, поиск альтернативных точек зрения, планирование возможной дискуссии по обсуждаемому вопросу.

4.Структурирование выступления. Традиционно выделяют три структурных блока: вступление, основная часть, заключение. Введение слушателей в контекст выступления предполагает мотивацию на дальнейшее взаимодействие оратора и слушателей. Это может быть сделано через обращение к прошлому опыту слушателей, актуализацию данной проблемы в настоящем времени или возможность использовать полученную информацию в будущем, причем как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

В основной части важно четко придерживаться плана, используя профессиональную лексику, учитывать уровень подготовки слушателей, исключить сниженную лексику, использовать конкретные, яркие примеры, учитывающие особенности восприятия различных людей. Это может быть преобладание праволевополушарных стратегий, репрезентативных систем восприятия, психофизиологических возможностей конкретной аудитории.

Необходимо специально продумать способы привлечения внимания. Это могут быть вопросы (открытые, закрытые, риторические, предвосхищающие, контролирующие и т. д.), персонифицированные обращения, конкретные задания. Для повышения убедительности выступления возможно прибегнуть к житейскому опыту слушателей или авторитетному мнению. Заключение должно содержать повтор основной идеи, другими словами, резюмирование в содержательной и эмоциональной форме. Один из законов запоминания- закон «края»: в большей мере запоминается начало и конец выступления. Выступление может быть заранее выученным, прочитанным, импровизационным, заранее подготовленным, но без записи и заучивания.

- Невербальная коммуникация изучалась П. М. Ершовой (технология актерского искусства), И. Н. Гореловым, В. Ф. Енгалычевым (жестовая речь), Е. А. Петровой (жесты в педагогическом процессе). А. Пиз (язык тела) и другими. К данным средствам общения относятся перечисленные ниже.

1. Паралингвистические (качество голоса, тембр, громкость, высота). Современные исследователи языка и речи обращают внимание на данный параметр как на ключевой, а не вспомогательный аспект передачи информации. Именно фонацией вкладывается смысл в общезначимые выражения. Важный параметр речи- скорость. Распространенное знание о различии в наших жизненных ритмах и о замедленном темпоритме восприятия ребенка остается невостребованным в реальном процессе общения. Оптимальная скорость восприятия обращенной речи для младших школьников 40 - 60, для подростков 60-100, для старшеклассников 80- 120 слов в минуту [51. С. 118]. Красота голосовых данных возникает за счет окраски, тембра. Он зависит не только от врожденных качеств голоса, но и от самочувствия и настроения. Низкие голоса обычно воспринимаются как более приятные, мягкие. Глухой голос может быть вызван дискомфортным состоянием человека, высокий- восприниматься как звонкий или режущий. Чрезвычайно важный аспект речи - дикция. Любые дефекты речи усложняют ее восприятие.

2. Экстралингвистические (паузы, смех, плач, вздохи, кашель). Паузы - многозначные медиаторы нашей речи. Они могут сигнализировать как о полном взаимопонимании, так и о потере контакта, о согласии или несогласии, привлекать внимание и наоборот. Такие характеристики, как отдышка, смешки, покашливание, всхлипывания, будут сигнализировать об эмоциональном, интеллектуальном, соматическом состоянии собеседника.

3. Ольфакторы (приятные и неприятные, естественные и искусственные запахи); XXI в. называют веком запахов. Влияние их на нашу жизнь огромно, но пока подлежит изучению. Проведенные исследования показали влияние запахов на ошибочные действия программистов. На 20 % снижались ошибки при вдыхании лаванды, на 33 - от запаха жасмина, на 54 % - от запаха лимона. В целом установлено, что запахи лаванды и роз­марина расслабляют, а лимона и эвкалипта возбуждают [43].

4. Визуальные (направление, долгота взгляда, мимика). Через зрительный канал приходит от 70 до 90 % информации. Существуют статусные и культуральные различия в использовании визуального канала для общения. В европейской ментальное™ выделяют три вида взгляда: деловой, социальный, интимный. Считается, что для ощущения комфорта при общении люди должны смотреть в глаза собеседника 2/3 времени разговора. В животном мире, как, впрочем, и в ряде человеческих культур, прямой взгляд рассматривается как вызов и используется нечасто, для определенных задач.

5. Кинетика (движения рук, ног, туловища, походка). Телесные проявления несут значительно больше сигналов, чем вербальные, поскольку они в большей степени бессознательны, а значит, и более информативны. В самих телесных проявлениях тело до пояса более контролируемо, чем ниже пояса. Например, закрученные за ножки стула ноги выдадут волне­ние, даже при будто бы расправленных плечах. В пантомимике выделяют закрытые и открытые позиции, позы уверенности, превосходства, неуве­ренности, интереса, напряженности, недоверие и вообще всю гамму человеческих проявлений. Важный параметр эффективного общения- конгруэнтность (совпадение вербального и невербального послания).

6. Проксемика (пространственная и временная организация общения). Пространственная ориентация - биологическое наследие человека. В животном мире явление собственной территории играет огромную роль, ее
метят, охраняют, отдают за нее жизнь. Поскольку, как выясняется, наше Я не ограничивается нашей телесной оболочкой, ни даже собственной одеждой. Наше Я - это и некое пространство вокруг нас, которое мы рассматри­
ваем как часть себя. При нарушении этой невидимой границы в силу вступают совсем иные законы поведения, чем рассудочное реагирование. Этой областью человеческих проявлений занимается специальная отрасль психологии- психология толпы. Выделяют несколько зон личного пространства.

 

Таблица 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.