Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерактивный аспект педагогического общения




Интерактивная сторона педагогического процесса изучалась В. И. Журавлевым, А. В. Мудриком, А. А. Реаном, И. М. Юсуповым и др. Под интеракцией понимается взаимовлияние, совместная деятельность участников процесса общения. Традиционно их выделяют три стиля взаимоотношений: авторитарный, демократический, либеральный. Первоначально стили лидерства изучались К. Левиным как раз на ученических коллективах подростков 11-12 лет. Были выявлены инструментальные и содержательные компоненты поведения руководителя (табл. 11).

Таблица 11

Таблица сравнения стиля руководства

 

Инструментальная сфера Содержательная сфера  
  Авторитарный стиль
  Деловые распоряжения, запреты, угрозы, жесткий тон, субъективные оценки, позиция пристройки «сверху», неучастие в общих делах Реализация группой. чужого плана, отсутствие перспективы, решающий голос лидера
  Демократический стиль
  Инструктирует предлагая, имеет дружеский тон, оценки с обоснованием, коллегиальный прием норм, пристройка «рядом», совместная деятельность Дела планируются в группе, за результаты - совместная ответственность, поступающие идеи дискутируются
  Попустительский стиль
  Дистанцируется, никакой обратной связи, холодный тон, равнодушный вид. пристройки нет, отстраненность Дела пущены на самотек, спонтанные идеи, не доводятся до кона, группа разваливается
       

Б. Д. Парыгин отмечает, что нельзя отождествлять понятия лидерства и руководства. Он находит семь отличий между ними (табл. 12).

Таблица 12

Сравнительная таблица характеристик лидера и руководителя

Лидер Руководитель
Регулирует межличностные от­ношения Существует в микросреде Появляется стихийно Менее стабильно Меньше санкций Короче путь принятия решения Сфера деятельности - малая группа Регулирует официальные отношения Элемент макроструктуры Назначается или выбирается Более стабильно Больше санкций Длинный путь принятия решений Представляет малую группу в более широкой социальной сфере


Необходимо отметить, что именно для сферы педагогической деятельности эти позиции должны быть как можно более сближены. Поскольку, как отмечает Л. С. Выготский, только в общении со взрослым ребенок может овладеть всей гаммой культурно-исторических ценностей и стать самому их продолжателем и порождателем.

Для эффективного общения необходим такой показатель, как психологическая совместимость. А. В. Мудрик выделяет две характеристики общения - доверительность и интенсивность, через комбинацию которых получает четыре неравнозначных по качеству варианта взаимодействия:

1) интенсивный доверительный;

2) неинтенсивный доверительный;

3) неинтенсивный недоверительный;

4) интенсивный недоверительный [35].

Трудности взаимодействия субъектов образовательного процесса изучаются в разделе педагогической конфликтологии. В. И. Журавлев, А. Л. Крупинин, И. М. Крохина, А. А. Реан, Я. Л. Коломенский, М. К. Тутушкина классифицируют конфликты по видам: конфликты деятельности, поведения, отношений; по возрастам: конфликты в младших классах, в работе с подростками, у старшеклассников, между коллегами по работе; по сферам проявления: внутриличностные, межличностные, групповые. Истоки межличностных конфликтов зачастую находятся в области внутренних проблем человека. К ним относят, например, проблемы выбора, принятия решения, проблемы преодоления преград. Несостоявшийся внутренний диалог выплескивается в форме проекции внутренних противоре­чий на внешние обстоятельства. Имеются различные подходы к вопросу неизбежности конфликтов. Существует мнение, что они результат неэффективного общения, другие отстаивают точку зрения на конфликт как естественный процесс развития и роста человека, отношений, коллектива. В связи с этим встает вопрос изучения и обучения стратегиям поведения в конфликтном и бесконфликтном взаимодействии. К. Томас описал пять таких вариантов: конфронтация, уход, приспособление, компромисс и сотрудничество. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, может быть использован в подходящих условиях, но несомненно, что позитивные векторы критериев создания такой типологии (удовлетворение своих или чужих потребностей, совместные или индивидуальные действия, активность или пассивность позиции) сходятся на сотрудничестве. Только эта стратегия при одном минусе имеет массу плюсов. Трудность данного типа поведения заключается в том, что он практически не встречается как бессознательная стратегия, им необходимо специально овладевать.

С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина, вслед за Р. Дрейкусом, утверждают, что причинами конфликтов могут быть следующие нарушения дисциплины: дефицит внимания, борьба за власть, желание мести, избегание неудачи [27] (табл. 13). Каждый из видов нарушений дисциплины имеет свои диагностические особенности, свои меры профилактики и способы экстренного воздействия. Умение дифференцировать специфику нарушений дисциплины является залогом грамотного, профессионального реагирования в условиях возможного конфликта.

Таблица 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.