Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль налогового регулирования в инвестиционной деятельности




В целях оптимизации инвестиционного климата в последние годы был принят пакет законодательных актов, среди которых - новые главы Налогового кодекса РФ, предусматривающие создание более благоприятного налогового режима деятельности инвесторов, а также новую амортизационную систему, предоставляющую широкие возможности ускоренного амортизационного списания машин и оборудования организациями, отнесения затрат на капитальный ремонт.

Становление современной налоговой системы в РФ, снижение ставок налогов на прибыль, налогов с оборота, введение специальных налоговых режимов должно способствовать пополнению оборотных средств предприятий, увеличению доли инвестиций. Тому же процессу будет способствовать и легализация части доходов в связи со смягчением режимов налогообложения.

Основным условием, которое необходимо учитывать при совершенствовании и развитии законодательства об инвестиционной деятельности, является не столько наличие каких-либо налоговых льгот, сколько стабильность и предсказуемость экономической ситуации осуществления инвестиционных проектов.

Основа современного правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации на законодательном уровне была заложена принятием в 1991 году Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". Этим Законом было дано определение инвестиций и инвестиционной деятельности, субъектов и объектов инвестиционной деятельности, а также заложена основа государственного регулирования инвестиционной деятельности, которое заключалось, в частности, во введении системы налогов с дифференцированием ставок и льгот; предоставлении финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведении финансовой и кредитной политики, амортизационной политики и ценообразования.

Государственная политика регулирования инвестиционной деятельности, обозначенная Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации", осуществляется в форме капитальных вложений. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования.

По налогу на добавленную стоимость предусмотрены льготы для инвесторов. В перечне операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), названа реализация (передача) на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ). Порядок и условия использования данной льготы регулируются п. п. 4 - 7 ст. 149 НК РФ.

Статьей 150 НК РФ предусматривается, что не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ применительно к этому налоговому периоду, должна быть уменьшена на все суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, которые относятся к этому же налоговому периоду и в отношении которых не применяются специальные ограничения (в частности, установленные ст. 170 НК РФ). Технически это делается с помощью налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ. Право на налоговые вычеты может возникать в силу разных обстоятельств. В частности, уплатив налог подрядным организациям при проведении ими капитального строительства или сборке (монтаже) основных средств, налогоплательщик вправе (на основании п. 6 ст. 171 НК РФ) предъявить к вычету эти суммы налога. Точно так же налогоплательщик может предъявить к вычету суммы налога, уплаченные им при приобретении объектов незавершенного капитального строительства и товаров (работ, услуг), приобретенных им для выполнения строительно-монтажных работ, а также суммы налога, исчисленные им при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Все перечисленные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет указанных объектов завершенного или незавершенного капитального строительства.

Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а также документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Есть проблемы в отношении норм, касающихся уплаты акцизов. Подпункт 10 п. 1 ст. 182 НК РФ закрепляет, что объектом налогообложения акцизами признается передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности). По этому поводу высказывается точка зрения, что данная норма должна применяться не только к передаче подакцизных товаров, но и на аналогичные передачи подакцизного минерального сырья. Данная норма не согласуется с пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ, согласно которой не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер.

Налоговый кодекс России предусматривает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов); в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, и другие средства (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).

Регулирование налогообложения инвестиционной деятельности осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. В налоговом законодательстве субъектов Российской Федерации содержатся нормы, связанные с созданием максимально благоприятных условий для привлечения инвесторов и установлением льгот по налогообложению инвестиций.

Так, например, Закон Ярославской области "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области" (ст. 19) приводит подробный перечень категорий налогоплательщиков, которым предоставляются налоговые льготы в части, зачисляемой в областной бюджет. Льготы предоставляются инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты на территории Ярославской области, которым определена данная форма государственной поддержки. Каждому инвестиционному проекту, получившему господдержку, может быть установлена налоговая льгота по одному или нескольким налогам.

Условиями, затрудняющими получение налоговых льгот, являются в вышеназванном законе длительные и трудоемкие процедуры включения проекта предприятия в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в регионе и отсутствие задолженностей по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней Российской Федерации.

Инвестору также необходимо вести раздельный бухгалтерский и налоговый учет по предприятию в целом и по приоритетному инвестиционному проекту.

Льготы предоставляются по налогу на имущество, налогу на прибыль и транспортному налогу. Имущество, приобретенное предприятием для целей реализации инвестиционного проекта, налогом на имущество на облагается в течение всего срока реализации данного приоритетного инвестиционного проекта.

Налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров, работ, услуг в рамках приоритетного инвестиционного проекта, осуществляется по ставке 13,5% в отношении прибыли, зачисляемой в областной бюджет. Транспортный налог на приобретаемые в рамках приоритетного инвестиционного проекта транспортные средства не начисляется.

Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита.

Налоговое законодательство РФ определяет порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. Согласно п. 1 ст. 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований (указанных в ст. 67 Кодекса) предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Кодексом допускается предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. При этом инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Существует ряд оснований для получения инвестиционного налогового кредита. Первое основание - проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей.

Другое основание - осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.

Третье основание - выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Во втором и третьем основаниях инвестиционный налоговый кредит предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Предприятие, получившее инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Общий порядок уменьшения определяется НК РФ (ст. ст. 66 - 67). При этом конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.