КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Барышникова Н.В
Сафонов Д.А. Курс лекций История России»: социально-экономические и политические особенности развития. О.В. Кузнецова
(для студентов очно-заочной и заочной формы обучения нефтегазового профиля)
Оренбург
УДК 9(с) (075) ББК 63.3 (2Рос)я73
Издание рекомендовано учебно-методической комиссией филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге (председатель УМК В.В. Герасименко)
Составитель: к.и.н., доцент ОГ и ЕНД филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге
Рецензенты: д.и.н., профессор кафедры «Новейшей истории России» ОГПУ
к.и.н., доцент кафедры философии ОрГМА
«История России»: социально-экономические и политические особенности развития. Курс лекций (для студентов очно-заочной и заочной формы обучения нефтегазового профиля). Учебное пособие. – Оренбург: «Газпромпечать», 2012, - 205 с. Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов всех направлений очно-заочной и заочной форм обучения филиала РГУ нефти и газа имени. И. М. Губкина в г. Оренбурге.
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………...7 Цель и задачи преподавания «Истории России»..……………………………..8 Введение …………………………………………………………………….…10 История образования и развития РГУ нефти и газа им И.М. Губкина…………………………………………………………………………17 Раздел 1 Русское государство в IX-XVIII в……………………………….29 Лекция 1 Древняя Русь: проблемы социально-экономического и политического развития……………………………………………………………...29 1. Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения…………………………………………………………………29 2. Образование древнерусского государства. Складывание феодальных отношений и их особенности…………………………………………….30 3. Киевская Русь в X – начале XII в. Введение христианства и его значение……………………………………………………………………31 4. Социально-экономический и общественно-политический строй Древней Руси…………………………………………………………………………35 5. Феодальная раздробленность Руси, ее причины и последствия….…..31 6. Положение русских княжеств под властью Орды: проблема взаимодействия и взаимовлияния……………………………………….40 7. Борьба русского народа с западной агрессией. Александр Невский – полководец и дипломат………………………………………………….44 8. Отношения Руси с Восточной Европой. Литовское государство и Русь…………………………………………………………………………45 Вопросы для самоконтроля……………………………………………………46 Лекция 2 Формирование российского национального государства. XIV – первая половина XVII вв………………………………………………………………47 1. Предпосылки становления единого национального государства. Начало объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство в XIV–XV вв………………………………………………………………..47 2. Централизация власти и управления на рубеже XV-XVI вв. Эпоха Ивана III…………………………………………………………………...51 3. Противостояние Руси Золотой Орде. Свержение ордынского ига над русскими землями……………………………………………………….53 4. Государственное устройство России в кон. XV – первой половине XVI вв………………………………………………………………………….54 5. Российского государства в XVI в. Реформы Ивана IV Грозного. Опричнина: цели, методы и последствия………………………………55 6. Внешняя политика России в XVI в. Ливонская война…………………60 7. Российское государство на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время: причины, сущность, итоги………………………………………………61 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………63 Лекция 3 Россия в период Нового Времени. Становление Российской империи. Вторая половина XVII – XVIII вв……………………………………….64 1. Экономическое и политическое развитие России в ХVII в. Закрепощение крестьян………………………………………………...64 2. Крестьянские войны в России XVII в.: причины и итоги…………….66 3. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. Реформы Петра I и их значение……………………………………………………………….…68 4. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII в. Северная война и ее итоги………………………………………………70 5. Эпоха дворцовых переворотов. Российская империя в середине XVIII в……………………………………………………………………………72 6. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева………..74 7. Внешняя политика России во второй половине XVIII в………………75 8. Внутренняя и внешняя политика России в конце XVIII в……………..76 Вопросы для самоконтроля……………………………………………………78 Раздел 2 Россия в XIX – начале XX вв…………………………………….79 Лекция 4 Россия в XIX в. Переход к капитализму………………………………79 1. Реформы государственного управления Александра I…………..…...79 2. Режим Николая I. Кризис феодально-крепостнической системы…...80 3. Основные направления внешней политики России в перв. четверти XIX в. Отечественная война 1812 г., ее историческое значение…….……83 4. Крымская война…………………………………………………………...84 5. Реформы Александра II их значение…………………………………..85 6. Контрреформы Александра III………………………………………….87 7. Развитие капитализма в России в 30–50-х гг. XIX в. И послереформенный период. Особенности и последствия промышленного переворота…………………..………………………...89 8. Внешняя политика России во второй половине XIX вв………………….92 9. Вопросы для самоконтроля………………………………………………..97 Лекция 5 Идейная борьба и особенности общественного движения в России XIX в…………………………………………………………………….………….………98 1. Общественное мысль пер. пол. XIX в………………………….………98 2. Общественно- политические движения в России во второй половине XIX в.: направления, характер, особенности………………………….101 Вопросы для самоконтроля……………………………………………….102 Лекция 6 Россия в начале XX в. и в годы Первой мировой войны. Смена политических режимов. 1900 – 1920 гг…………………………………….……106 1. Россия на рубеже XIX–XX вв. Особенности социально-экономического развития страны………………………………….…106 2. Особенности образования политических партий в России в кон. XIX в - начале XX в………………………………………………………......107 3. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, характер, особенности, итоги……………………………………………………………………109 4. Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П. А. Столыпина………………………………………………………………111 5. Россия в Первой мировой войне………………………………………114 6. Февральская революция 1917 г. и ее историческое значение……..116 7. От Февраля к Октябрю 1917 г.: альтернотивы путей исторического развития Россия ……………………………………………………….117 8. Октябрьская революция 1917 г.: события и точки зрения…………120 9. Советская власть: первые социально-экономические мероприятия……………………………………………………………122 10. Образование Советского Союза………………………………………126 11. Гражданская война в России: причины и итоги…………………….127 Вопросы для самоконтроля………………………………………………131 Раздел 3 Советское государство: сущность социально-экономического и политического развития. Россия в кон. XX - нач. XXI вв…………….132 Лекция 7 Формирование и сущность тоталитарного режима в СССР. 1921 – 1953 гг…………………………………………………………………………………132 1. Новая экономическая политика Советской власти в 20-е годы: сущность и содержание НЭПа………………….…………………….132 2. СССР на пути форсированного строительства социализма (30-е гг.): индустриализация и коллективизация………………………………134 3. Общественно-политическая жизнь Советской страны в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба и политические репрессии………………138 4. Советская внешняя политика накануне второй мировой войны…...141 5. Причина и характер ВОВ. Соотношение сил на советско-германском фронте к началу ВОВ. Перестройка страны на военный лад………143 6. Восстановление и развитие хозяйства страны в первые послевоенные годы (середина 40-х – начало 50-х годов)…………………………..151 Вопросы для самоконтроля………………………………………………153 Лекция 8 СССР в 1953 – 1991 гг…………………………………………………...154 1. Внешняя политика Советского государства в первые послевоенные годы (середина 40-х – начало 50-х годов). Причины возникновения «холодной войны»……………………………………………………...154 2. СССР и страны военной демократии в послевоенный период……..157 3. Общественно-политическая жизнь в первые послевоенные годы. Перемены после смерти И. В. Сталина………………………………160 4. Хрущевская «Оттепель: середине 50-х – середине 60-х гг. ……….163 5. Экономическое и социальное развитие страны в середине 60-х – начале 80-х гг. Л. И. Брежнев………………………………………………….171 6. Перестройка в СССР. М. С. Горбачев…………………………………172 7. Распад СССР: причины и итоги………………………………………..175 8. СССР в системе международных отношений: от «холодной войны» к разрядке…………………………………………………………………176 9. Крах мировой системы социализма…………………………………..179 Вопросы для самоконтроля……………………………………………....180 Лекция 9 Российская Федерация в 1991 – начале XXI в……….…………….181 1. Октябрьские события 1993. Ликвидация Советской системы. Конституция РФ 1993…………………………………………………181 2. Переход к смешанной экономике и рыночным отношениям. Последствия экономических реформ 90-х гг……………………….184 3. Президентство В.В. путина ………………………………………….190 4. Внешняя политика современной России в новой геополитической ситуации………………………………………………………………..198 Вопросы для самоконтроля…………………………………………………202 Заключение………………………………………….………………………………….204 Список используемой литературы………………………………………….205
Пояснительная записка Данное учебное пособие по курсу «История России» предназначено для студентов и преподавателей Филиала «РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина» Пособие составлено таким образом, чтобы помочь студенту самостоятельно и совместно с преподавателем освоить основные факты, события, их связи и отношения в отечественной истории. Особое внимание в пособии уделено проблеме становления и развития нефтегазовой отрасли, в том числе истории образования РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Также рассматриваются проблемы российской государственности, поскольку роль государства в истории страны трудно переоценить. Важное место уделено экономическому фактору, его влиянию на эволюцию общества, изменение его структуры и взаимоотношения между сословиями и государством. В результате освоения содержания данного курса студенты должны получить углубленные знания: - истории становления и развития российского государства; - о месте и роли самодержавия в российской истории; - становления государственных институтов; - зарождения и развития сословий российского общества; - эволюции взаимоотношений между обществом и государством; - оценки прошедших в России революций и гражданских войн; - о месте и роли политических партий; - о роли России в мировой истории. Помимо получения теоретических знаний студенты в результате изучения конспекта лекций по истории России должны: - четко ориентироваться в историческом времени и пространстве; - понимать и анализировать исторические события; - объяснять исторические факты отечественной истории в их взаимосвязи с другими историческими фактами и событиями; - понимать значение место и роль российского государства в отечественной истории; - понимать и объяснять природу тех или иных доктрин, отечественных политических течений и партий; В результате студенты приобретают знания, способствующие формированию у студентов основ исторического сознания, выработки у них исторических подходов в оценке тех или иных общественных явлений. Изучение отечественной истории помогает выработать у молодого поколения основы гражданской позиции и формирует у него чувство патриотизма.
Цель и задачи преподавания «Истории России» Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. В процессе изучения истории, будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин. Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.), базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции. Актуальность изучения истории, и, прежде всего истории своего Отечества, проявляется: во-первых, в необходимости разобраться в современных событиях; во-вторых, опираясь на прошлый опыт, предвидеть будущее развитие: в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировом историческом процессе; При изучении истории возникает историзм мышления – одна из предпосылок формирования активной целенаправленной личности. Задачи курса: - изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов; - привить навык исторического анализа; - научиться понимать самобытный характер исторического пути России; - сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине; - заложить основы для понимания будущего России; - уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества. Прикладной характер имеет изучение истории возникновения и становления российской государственности, российской правовой системы. Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории. Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории. Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система управления, социальные группы со своими интересами и материальными возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели. Благодаря субъективным факторам в историческом процессе, развивающимся на основе объективных законов, возникает возможность много вариантности исторического процесса, иначе говоря, альтернативности. Альтернатива - это определение степени вероятности на основе анализа имеющихся объективных, реальных возможностей Содержание курса «История России» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю; - характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусской, белорусской, украинской; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; Изучающий этот курс получит цельное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития России в контексте мирового общественного развития. Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности, что поможет расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |