Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим Николая I. Кризис феодально-крепостнической системы




Николай I (1825 – 1855) вступил на престол, не имея особых представлений о том, как управлять государством. Напуганный восстанием декабристов и проникнутый ненавистью к различного рода революционным и либеральным течениям, он все усилия направил на поддержание незыблемости самодержавного строя и предотвращения революции в стране. По мнению императора, общественный строй и правительственный аппарат России нуждались в серьезных реформах, которые Николай, не доверяя общественности, намеревался провести исключительно силами бюрократии под своим руководством. Поэтому собственная Его Императорского Величества канцелярия, не игравшая прежде важной роли в государственном управлении, теперь превратилась в главное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений, ведавших различными вопросами. Отделения канцелярии фактически стояли над министерствами и контролировали их работу. Николай I стремился вникнуть во все мелочи управления, и этому во многом была подчинена его деятельность по изменению структуры государственного аппарата. В своих подчиненных император предпочитал видеть не инициативных государственных деятелей, а послушных исполнителей, не имевших собственных взглядов и убеждений.

Николай I, изучив показания декабристов, решил упорядочить российское законодательство. Начиная с 1700 г., эту работу тщетно пыталось произвести множество комиссий. Дело в том, что в России действовала масса законодательных актов, изданных в предшествующие царствования, и главным среди них было "Соборное Уложение" 1649 г.. В законах накопилось множество противоречий, которые затрудняли решение государственных дел. Для проведения кодификации было создано II отделение императорской канцелярии. Эту работу возглавил М.М.Сперанский. Он составил план работы, считая конечной целью создание сводного закона наподобие "Соборного Уложения" 1649 г. Николай был против создания единого законодательного акта, боясь, что Сперанский вернется к своим либеральным взглядам, а потому новый закон будет содержать конституционные идеи, которые ограничат возможности самодержавного правления. Несмотря на незавершенность работы, кодификация законодательства имела огромное значение. Она устранила противоречия в законодательстве, создала стройную систему законов, в которой несложно было ориентироваться при решении государственных дел.

Для проведения необходимых преобразований в государственном управлении Николай 6 декабря 1826 г. образовал особый комитет под председательством графа В.П.Кочубея, однако составленные им проекты реформ не были приведены в действие. После революции 1830 г. во Франции и польского восстания император окончательно отказался от коренных реформ государственного строя. Некоторые частные изменения были внесены в систему местного управления. После упразднения губернских сословных судов при Павле I все судебные дела в губерниях были сосредоточены в палатах гражданского и уголовного суда. При Николае дворянство получило право выбирать заседателей в эти палаты и представлять кандидатов в председатели, назначаемые царем. Для усиления местной полиции были введены назначаемые правительством становые приставы. Таким образом, в местном управлении дворянство тесно переплеталось с чиновничеством и само служило орудием коронного управления. Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Этот интерес подпитывался постоянными крестьянскими волнениями, которых в царствование Николая I насчитывалось около 500. Несколько раз царь учреждал секретные (негласные) комитеты по крестьянскому вопросу, собиравшие материалы, писавшие докладные записки и составлявшие проекты. Однако Николай не мог решиться на серьезную ломку существующего социального порядка. Закон "Об обязанных крестьянах" (1842) предоставлял помещикам право добровольно заключать с крестьянами соглашения о прекращении личной крепостной зависимости и о предоставлении им земельных наделов, за которые крестьяне обязаны были нести определенные договором повинности или уплачивать налог. Однако этот закон остался мертвой буквой, поскольку почти никто из помещиков не пожелал им воспользоваться.

Другими указами Николая I несколько смягчалось крепостное право: запрещался насильственный перевод крепостных на заводы (1827), отменялось право помещика ссылать крепостных в Сибирь (1828), продавать их с публичного торга или дарить (1833), запрещалось покупать крестьян без земли (1841), крестьянам разрешалось приобретать недвижимость (1848), выкупаться на волю во время продажи помещичьих имений с торгов (1847), помещикам разрешалось освобождать дворовых людей на волю без земли (1844).

В 1837 – 1838 гг. для управления государственными имуществами, включая казенных крестьян, было учреждено особое министерство государственных имуществ, которое возглавил генерал граф П.Д.Киселев (1788 – 1872). Он усматривал в крестьянах живых людей и стремился ко всестороннему улучшению их положения. Органами нового министерства в губерниях были палаты государственных имуществ; губернии подразделялись на округа с окружными начальниками во главе. Волостное и сельское управление были построены на началах крестьянского самоуправления. Сельское общество являлось первой административной и земельной единицей, в его бессрочном пользовании находилась выделенная ему казенная земля, которая распределялась между домохозяевами с правом постоянного потомственного пользования ею, но без права раздробления ее между членами крестьянской семьи. Кроме того, по реформе в государственной деревне снижался размер податей, изменялся порядок их взимания, увеличивались земельные наделы, создавались продовольственные магазины и медицинские пункты. К моменту падения крепостного права в 1861 г. экономические положение государственных крестьян было значительно лучше положения крестьян помещичьих, а урегулированное П.Д. Киселевым самоуправление казенных крестьян послужило образцом для устройства помещичьих крестьян в пореформенный период.

Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует также упомянуть и финансовую реформу графа Е.Ф. Канкрина, возглавлявшего министерство финансов. Он унаследовал от своих предшественников крайне расстроенную денежную систему с весьма низким и постоянно колеблющимся курсом бумажных ассигнаций. В 1839 – 1843 гг. Е.Ф.Канкрин произвел формальную девальвацию ассигнаций, установив, что 350 рублей бумажными купюрами равняется 100 рублям серебром, а затем выпустил новые бумажные деньги – "кредитные билеты", ценность которых обеспечивалась собранным им металлическим разменным фондом.

В области народного просвещения министр граф С.С.Уваров (1786 – 1855) стремился насаждать "истинное просвещение" на основе "православия, самодержавия, народности", провозглашенных им за истинные и исконные начала русской жизни. Теория официальной народности, таким образом, обосновывала особость исторического пути России. В 1835 г. была проведена реформа управления народным образованием, в результате которой введено новое положение об учебных округах, усилившее бюрократический контроль над школой и университетами. Права попечителя учебного округа были значительно расширены, а его влияние на жизнь учебных заведений резко возросло. Университетский устав 1835 г. ограничил автономию университетов: ректор и деканы факультетов после избрания на должность Советом университета (сроком на 4 года) утверждались императором (ректор) и министром народного просвещения (деканы). После европейской революции 1848 –1849 гг. Николай переходит к системе безудержной реакции. В этом отношении весьма показательным является факт учреждения в 1848 г. особого комитета под председательством графа Д.П.Бутурлина с целью наблюдения за печатью. "Бутурлинский комитет" довел дело цензуры книг и периодической печати до абсурдных крайностей. Семилетний период деятельности комитета литераторы окрестили "эпохой цензурного террора".

"Охранительная" политика Николая I продолжалась до конца его жизни. Крымская война показала, что он охранял обветшалый и непригодный для жизни строй, в рамках которого развивалась новая система капиталистических отношений. Это обстоятельство является основным фактором кризиса феодализма в России, который затронул прежде всего систему социально-экономических связей. Кризисные явления зримо проявились на рубеже 20-30-х гг., а ускорение процессу придал промышленный переворот, начавшийся в России в 30-40-е гг. Регрессировало, прежде всего, крепостное хозяйство, прогрессивные же сдвиги наблюдались в мелкотоварном и промышленном производстве. Крепостная система выступала главным тормозом модернизации страны, тем более что обнаружила высокий уровень приспособляемости и поддержки со стороны власти. Это происходило за счет распространения феодальных отношений на окраины государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.