Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отмена крепостного права в России

Реформы Александра II их значение

 

Основными причинами отмены крепостного права в России были:

1) успехи капитализма в развитии промышленности, которые тормозились политическим господством самодержавия;

2) феодальные отношения между помещиками и крестьянами, породившие состояние длительного застоя сельского хозяйства;

3) массовое недовольство разных слоев общества полицейским режимом самодержавия;

4) политический кризис, вызванный поражением России в Крымской войне;

5) невозможность для России одновременно претендовать на роль европейской державы и оставаться технически отсталой страной.

Толчком, заставившим Александра II (1855–1881 гг.) ускорить проведение крестьянской реформы, стало массовое крестьянское движение 1856–1858 гг. Борьба крестьян за землю и свободу находила отклик и сочувствие в среде интеллигенции, буржуазии и либерального дворянства.

Первым шагом правительства в подготовке реформы стало создание в январе 1857 г. Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян (переименованного вскоре в Главный комитет по крестьянскому делу) и открытие губернских дворянских комитетов в 1858 г. Предложения помещиков сводились к трем вариантам проведения реформы: 1) крестьяне обязаны выкупать не только свои наделы земли, но и платить компенсацию за потерю помещиками оброка; 2) в пользование крестьян должны перейти наделы земли минимальных размеров, чтобы заставить их арендовать земли помещиков за дополнительную плату; 3) растянуть переходный период для получения крестьянами личной свободы на более продолжительное время. Обобщить предложения помещиков должно было специальное учреждение, получившее название Редакционных комиссий (граф Я. И. Ростовцев).

Наконец, 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Через две недели эти законы были обнародованы по всей стране.

Основными положениями крестьянской реформы 1861 г. были:

1) крепостные крестьяне получали личную свободу;

2) вся земля, в том числе и крестьянские наделы, объявлялась собственностью помещиков;

3) наделы крестьян оставались в их пользовании за отбывание барщины или уплату оброка помещикам вплоть до выкупа крестьянами своей земли в полную собственность;

4) отношения между помещиками и крестьянами (о размерах выкупа и крестьянских повинностях) решались добровольным соглашением или с помощью мировых посредников из дворян;

5) размер крестьянского надела был строго определен (в среднем – 4 десятины), и если крестьяне до реформы пользовались большим участком земли, то излишек отрезался у них в пользу помещика.

В итоге реформа 1861 г., объявляя крестьян формально свободными, по существу предопределила их хозяйственную зависимость от помещиков на долгие годы вперед: крестьянская земля облагалась огромным выкупом и вдобавок у крестьян отрезали пятую часть их прежних наделов.

Несмотря на ограниченный характер крестьянской реформы 1861 г., она освобождала 23 млн помещичьих крестьян; уничтожала прежнюю систему эксплуатации и создавала условия для прогрессивного развития страны.

Отмена крепостного права в 1861 г. повлекла за собой необходимость буржуазных реформ в других сферах общества – политической и культурной жизни. Подобно основной реформе 60-х годов – отмене крепостного права – реформы политической и культурной жизни проводились самодержавием и потому были половинчатыми и незавершенными. Но они способствовали капиталистическому развитию страны.

Финансовая реформа (1862 г.). Законом устанавливалось «единство бюджета и кассы», т.е. все государственные расходы должны быть целесообразными и не превышать доходы.

Университетская реформа (1863 г.). Расширялась самостоятельность учебных заведений; утверждала право выборов руководителей (ректора и деканов) и профессорско-преподавательского состава университетов.

Земская реформа (1864 г.). Создавала органы местного самоуправления (уездные и губернские земства, городские думы), функции которых состояли в содержании местных путей сообщения и школ, организации медицинской помощи населению, сборе различных статистических данных.

Школьная реформа (1864 г.). Закон расширял сеть учебных заведений начального и среднего образования; разрешалось открытие начальных школ (народных училищ) общественным организациям и частным лицам. В средних учебных заведениях (гимназиях – классических и реальных) вводился всесословный принцип образования. Но плата за обучение, как правило, препятствовала поступлению в гимназии детей из необеспеченных слоев общества.

Судебная реформа (1864 г.). Одна из наиболее либеральных реформ, т.к. утвердила бессословность суда и его относительную независимость от властей; вводила гласность судопроизводства и состязательность судебного процесса, непременное участие адвокатов (присяжных поверенных) и присяжных заседателей, избираемых общественностью.

Реформа печати (1865 г.). Отменяла предварительную цензуру периодических изданий (газет и журналов) и небольшой части книжной продукции.

Городская реформа (1870 г.). Создавала органы городского самоуправления (городские думы), в ведении которых были вопросы внешнего благоустройства городов, коммунальное хозяйство, борьба с пожарами и попечение о развитии торговли и промышленности в городах.

Военная реформа (1874 г.). Заменяла рекрутскую систему наборов всеобщей воинской повинностью мужского населения страны (с 20-летнего возраста, сроком на 6 лет, для флота – 9 лет); повысила профессиональный уровень подготовки офицеров; реорганизовала аппарат управления войсками.

Внутренняя противоречивость и непоследовательность буржуазных реформ 60–70-х гг. XIX в. затрудняла их выполнение. Но основным итогом стало обновление общественно-политической и культурной жизни страны.

6 Контрреформы Александра III.

 

Идеалом вступившего на трон Александра III стало неограни­ченное самодержавие, строгая опека над обществом, укрепление сословных рамок, русификация окраин империи, самобытное раз­витие (без европейских заимствований). Советами и наставлениями Александру III помогали бывший преподаватель царя, ученый-юрист, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, из­вестный журналист М. Н. Катков. Александр III под влиянием Победоносцева издал 29 апреля 1881 г. Манифест «О незыблемос­ти самодержавия». Либеральным министрам пришлось подать в отставку. Это знаменовало переход правительства к последователь­ной реакции. 1880-е годы стали временем ужесточения полицей­ского надзора за обществом.

Таблица 4. Контрреформа Александра III в законодательных актах, 1881-1892 гг.

Год Законодательство
  «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», согласно которому любая местность мог­ла быть объявлена на положении «усиленной» или «чрезвычайной охраны», глава губернии получал при этом право закрывать учеб­ные заведения, органы печати и самоуправления, арестовать, выслать на пять лет, предать военному суду любого жителя
  По «Временным правилам о печати» совещание четырех министров (внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокуро­ра Синода) получило право закрывать любое издание, запрещать не­угодным лицам заниматься журналистикой
  Начали активно действовать охранные отделения (охранка) — спе­циальные жандармские органы, занимавшиеся негласной (агентур­ной) деятельностью
  Университетский устав вновь ликвидировал автономию высшей шко­лы (отмена выборности профессоров, деканов и ректора, сокращение прав университетского совета). Для народа усиленно создавались церковно-приходские школы, которым Победоносцев стремился придать строго охранительный характер
  Министр народного просвещения издал «циркуляр о кухаркиных де­тях», предписав (вопреки гимназическому уставу) не принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочни­ков и тому подобных людей»
  Принят закон, согласно которому органы крестьянского самоуправ­ления (сельские и волостные сходы, старосты, старшины, судьи) были подчинены земским начальникам — чиновникам из поместного дво­рянства. Земский начальник был администратором и судьей в одном лице. Он мог смещать старост и отменять решения сходов, арестовывать и штрафовать крестьян, наказывать их розгами. Новый закон частично возрождал принцип вотчинной власти помещика над крепостными
  Новое положение о земстве ужесточило надзор администрации за органами самоуправления, значительно увеличило долю гласных-дворян и сократило представительство крестьян
  Городовое положение повысило имущественный ценз, сократив круг избирателей

Контрреформы были призваны остановить нарастание негатив­ных явлений (революционное движение, расслоение крестьянства, выступления против целостности Российской империи), однако на деле имели отрицательные последствия. До предела обострились отношения между правительством и обществом. Придерживаясь реакционного курса в политике, правительство Александра III должно было в то же время поощрять развитие капитализма в социально-экономической сфере. Нарастали противоречия, грозив­шие стране потрясениями. Г. В. Плеханов писал: «Целых тринад­цать лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сде­лать все, чтобы буря не разразилась».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Крымская война | Развитие капитализма в России в 30–50-х гг. XIX в. И послерефыорменный период. Особенности и последствия промышленного переворота
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.