КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ИT – стратегия предприятия (модель ITeam)
На самом деле, процесс выработки любой стратегии не претерпел существенных изменений с тех пор, как Майкл Портер написал свою книгу "Конкурентная стратегия" в 1980 году. Если говорить об этом процессе в контексте информационных технологий, то он состоит из последовательных этапов, которые начинаются со сбора бизнес-информации, информации о состоянии дел в области ИТ и, в конечном счете, в формулировке, выполнении списка ИТ-проектов и обновлении стратегии с учетом новой информации так, как показано на рисунке2.13.
Рисунок 2.13 Процесс разработки стратегии ИТ
Существует много вариаций тех методик, которые используются на этапах процесса: это и квази-финансовые инструменты, такие как управление портфелем прикладных систем, и инструменты, которые пришли из области маркетинга, такие как SWOT-анализ (SWOT – Strengths, Weaknesses, Opportunitiesand Threats), т.е. анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков. Более детальная картина процесса разработки и реализации стратегии ИТ представлена на рисунке2.14. В соответствии с этой картиной бизнес-руководство и ИТ-руководство совместно работают над формулировкой стратегии в области ИТ, используя в качестве основы стратегические планы работы предприятия и его бизнес-подразделений. Согласно с принятыми в организации критериями, происходит отбор наиболее приоритетных проектов для включения в стратегический план ИТ. По мере того как происходит реализация проектов, включенных в стратегический план ИТ, этот план обновляется с учетом дополнительной информации, которая могла появиться в бизнес-планах предприятия и подразделений. Важным аспектом является обратная связь, которая обеспечивает обновление стратегии ИТ на основе анализа метрик, используемых для оценки прогресса и результатов реализации проектов.
Рисунок2.14 Разработка стратегии ИТ и реализация проектов
И если общие черты процесса выработки и использования стратегии ИТ понятны, то само понятие "стратегия ИТ" требует уточнения. С учетом приведенных выше общих обсуждений проблемы, можно предложить модель того, что является стратегией информационных технологий как с точки зрения ее основных элементов (содержания), так и с точки зрения организации процесса формулировки стратегии. Рисунок 2.15 отражает основные элементы модели стратегии информационных технологий.
Рисунок 2.15 Модель стратегии информационных технологий
Таким образом, основой обсуждения и разработки стратегии ИТ является бизнес-стратегия независимо от того, существует ли она в явно сформулированной форме или нет. Следующий факт состоит в том, что стратегия ИТ состоит из двух основных частей: стратегии изменения портфеля прикладных систем предприятия и стратегии развития процессов управления ИТ-ресурсами предприятия. Это является отражением двух принципиально отличных областей деятельности департаментов информационных технологий. Такое разделение также помогает руководству в применении различных критериев оценки вклада каждого из этих направлений деятельности департаментов ИТ. Отметим, что аспекты, связанные со стратегией управления ИТ-ресурсами, тесно перекликаются с той частью архитектуры предприятия, которые мы называли архитектурой операций или управления ИТ, а план изменения портфеля приложений – с архитектурой приложений. Для разработки стратегии используются два ключевых инструмента: архитектура информационных технологий предприятия и финансовые инструменты. Архитектура обозначает границы решений, связанных с ИТ, в то время как финансовые инструменты используются для оценки возможных опций, связанных с реализацией стратегии, т.е. это инструменты планирования и реализации. Оба они могут быть сформулированы на бизнес-языке, а значит, могут служить основой для совместного обсуждения стратегии ИТ бизнес-руководством и руководством ИТ-службы. Последним компонентом стратегии являются люди и стратегия в области сорсинга (использование внутренних и внешних ресурсов): эта часть стратегии ИТ связана с обеспечением ресурсами, необходимыми для реализации. В соответствии с рекомендациями Gartner, вопросы планирования развития ИТ-систем организации целесообразно разделять на 3 раздельных документа – соответственно "ИТ-стратегия", "ИТ-архитектура" и "План реализации проектов". Разработка этих документов производится на основе формирования и анализа расхождения между целевым состоянием систем предприятия (т.е. состояния, при котором ИТ обеспечивают требования со стороны бизнеса с учетом перспектив его развития) и существующим состоянием ИТ-систем. Ключевым аспектом предложенной модели стратегии информационных технологий является то, что она обеспечивает основу для совместного обсуждения представителями бизнес-руководства и ИТ-руководства. Большинство организаций исторически рассматривали ИТ как вспомогательную функцию, стратегию развития которой было трудно понимать и принимать на уровне бизнес-руководителей. Однако общее повышение осведомленности руководителей нового поколения в вопросах ИТ, а также все большая зависимость деятельности организаций и бизнес-процессов от использования ИТ привели к тому, что стратегия ИТ сегодня просто обязана рассматриваться в контексте долгосрочных планов и стратегии деятельности организации в целом. Опрос PriceWaterhouseCoopers высших руководителей организаций о том, какие факторы определяют стоимость компаний с их собственной точки зрения и с точки зрения инвесторов показал следующие три наиболее важных фактора: - прибыль (94% руководителей указали это как важный фактор по их собственному убеждению и 90% как важный фактор с точки зрения инвесторов). - оборот (87% и 81% соответственно). - корпоративная стратегия (85% и 78% соответственно). Из трех указанных факторов стратегия определяет два остальных и является единственным из трех, на который высшие руководители и их непосредственные подчиненные имеют непосредственное влияние. Однако практика показывает, что при этом большое количество организаций не имеют четко сформулированной, документированной и доступной стратегии бизнеса. Опросы, которые проводила Gartner, показывают, что наиболее часто сформулированными бизнес-стратегиями являются следующие: улучшение продуктов (31%), рост через приобретение других бизнесов (24%), фокус на клиентах (22%), уменьшение расходов (22%). К сожалению, ни одна из этих "стратегий" не представляет особой ценности с точки зрения формирования стратегии информационных технологий; а у 30% организаций бизнес-стратегии отсутствовали вообще. Дело в том, что для стратегии процессов управления ИТ-ресурсами необходимо знать планы предприятия, которые потребуют развития инфраструктуры, обеспечения необходимого уровня ИТ-сервисов и возможных вариантов обеспечения ресурсами. С точки зрения стратегии изменения портфеля прикладных систем, необходимо определить планы, связанные с новыми бизнес-процессами, интеграцией приложений и поддерживанием этих аспектов людскими ресурсами и программным обеспечением. В условиях отсутствия явно сформулированной бизнес-стратегии традиционный подход получения представлений о ней состоит в обсуждении этих вопросов с представителями высшего руководства. Однако результатом будет, скорее всего, "список пожеланий" в отношении возможных проектов, обычно связанных с внесением изменений в уже существующие системы. Поэтому для ситуации, когда в организации отсутствует явно сформулированная бизнес-стратегия или она сформулирована неадекватно для использования в интересах разработки ИТ-стратегии, ниже будет описан подход, который позволяет "извлечь" информацию нескольких различных категорий, отражающую стратегические намерения предприятия с точки зрения бизнеса. Бизнес-стратегия очень важна для стратегии ИТ. Первый аспект заключается в абсолютной величине ИТ-бюджетов, которые, могут составлять более 5% от общего оборота компаний и порядка 50% от всех капитальных затрат. Сфокусированная бизнес-ориентированная стратегия ИТ обеспечит наиболее эффективные затраты на ИТ. В идеале, каждый отобранный для реализации проект должен быть оправдан с точки зрения того, какой вклад он вносит в реализацию общей стратегии, и должен становиться еще одним звеном в цепи проектов, которые ориентированы на общие стратегические цели. Второй аспект заключается в людях. Поддержка ИТ является сложной работой, и людям, для того чтобы делать это эффективно, нужно знать, что то, чем они занимаются, важно для организации в целом. Итак: - для формулирования ИТ-стратегии нужно знать бизнес-стратегию; - ИТ-служба не вправе навязывать организации бизнес-стратегию; - ИТ-служба должна определять стратегию ИТ в рамках и в соответствии с основными элементами бизнес-стратегии.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |