Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Персонал организации и его характеристика




Содержание

Содержание понятия «персонал организации».

Классификация персонала.

Структура персонала.

Уровни управления персоналом.

Фазы развития персонала.

Профессионализм и возраст.

Содержание понятия «персонал организации»

В менеджменте персонал организаций рассматривается как социально-экономическая категория и как практический термин. Как социально-экономическая категория персонал выражает стремление или форму реализации научного подхода в формировании целостной социальной организации. В этом смысле употребление понятия «персонал предприятия» предполагает некоторое единство и социальную общность всех работников конкретной организации, что подтверждается формальными актами государственных правовых положений трудовых договоров, тарифных соглашений, а также общими правилами и регламентами для всего персонала каждой организации.

В наиболее общем виде понятие «персонал организации» охватывает всю совокупность наемных работников данной организации, выполняющих определенные задачи.

Персонал организации - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. В таких отношениях могут состоять не только наемные работники, но и физические лица - собственники или совладельцы организации, если они помимо причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что принимают участие в деятельности организации своим личным трудом.

Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица, занятые, на так называемых семейных предприятиях, хотя и зарегистрированных в качестве юридического лица, не включаются в состав персонала, работающего по найму, так как вознаграждение за свой труд они получают из дохода, остающегося в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

С практической точки зрения персонал представляет собой важнейший ресурс организации, эффективная реализация потенциала которого требует специальных решений в зависимости от особенностей конкретных производственных задач, решаемых каждой группой наемных работников, либо отдельным работником.

Персонал организации в качестве социальной системы формируется, видоизменяется и развивается в зависимости и в соответствии с целями организации. При этом цели определяются интересами собственника и являются основой для выработки стратегии и политики управления организацией, которые в свою очередь предполагают эффективную реализацию поставленных целей. Ведущая роль в выполнении стратегических решений по достижению этих целей принадлежит персоналу организации.

Классификация персонала

Классификация персонала определяется целями и задачами, которые обуславливают ее содержание. Поэтому существуют различные варианты структурного деления работников и они достаточно условны.

Наиболее важной характеристикой качества персонала является его профессионально-квалификационная структура. Она включает в себя:

- профессиональную структуру рабочей силы - соотношение представителей различных профессиональных групп (водители, ремонтные рабочие, специалисты и т.п.);

- квалификационную структуру - соотношение работников различных уровней квалификации (определяется разрядами, категориями: слесарь 5 разряда, старший научный сотрудник, инженер 1 категории и т.п.);

- содержание квалификации - набор необходимых для выполнения определенной работы навыков, знаний, опыта и других компонентов.

Согласно требованиям Международной организации труда (МОТ) основной формой классификации профессионально-квалификационной структуры персонала является разделение занятых на три крупные группы:

- «белые воротнички» - лица, занятые преимущественно нефизическим трудом;

- «синие воротнички» - рабочие различных профессий и уровней квалификации;

- работники обслуживания - повара, официанты, медицинский обслуживающий персонал, полицейские, пожарные, уборщики, прислуга и т.п.

 

Классификационные признаки деления персонала:

 

1. По функциям, выполняемым в производственном процессе различаются:

- рабочие (основные и вспомогательные);

- инженерно-технические работники;

- служащие;

- младший обслуживающий персонал (МОП);

- ученики;

- охрана.

2. По характеру фактической деятельности (роду занятий). Основанием для отнесения работника к той или иной категории служит не образование, а занимаемая им должность. В основу классификации занятий положено сочетание профессионального и отраслевого признаков: директор завода, начальник цеха, главный экономист, главный бухгалтер, документовед, секретарь-машинистка и т.д.

3. По принципу участия работников в технологическом процессе (по производству продукции). Рабочие подразделяются на основных (выпускают непосредственную продукцию) и вспомогательных (обслуживают производственный процесс: слесари, электрики и т.д.).

Инженерно - технические работники (ИТР) делятся на:

- руководителей (менеджеров), которые осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы отдельных исполнителей, различных звеньев аппарата управления, контроль и регулирование хода производства, административно-распорядительные функции и т.д.;

- специалистов - научные работники, инженеры, техники, экономисты и др. Они осуществляют разработку и внедрение в производство новых или усовершенствованных видов продукции, технических и экономических нормативов, а также форм и методов организации производства, труда и управления и т.д.;

- технических исполнителей: учетчики, счетоводы, машинистки, чертежники, делопроизводители и т.д.

Очень часто данные категории работников классифицируют как административно - управленческий персонал, а занятых непосредственно на производстве специалистов и рабочих - как производственный персонал.

Деление инженерно-технических работников и служащих на российских предприятиях на административно-управленческий и производственный персонал весьма условно. Так, заведующий гаражом предприятия - административный, а начальник транспортного цеха - производственный персонал. В свою очередь управленческий персонал делится на инженерно-технических работников и служащих. К категории ИТР относят лиц, осуществляющих техническое руководство производственными процессами, а к служащим - лиц, осуществляющих техническое обслуживание производственного процесса. Подробное деление представляется также неудачным, так как лица на аналогичных должностях могут попасть в различные категории. Например, начальник планового отдела - ИТР, а начальник финансового отдела - служащий.

4. По сроку работы работники делятся на: постоянных, сезонных, временных.

Труд лиц, занятых на сезонных и временных работах регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.09.1974.

Сезонными признаются работы, которые в силу природных или климатических условий выполняется не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев.

Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы на срок до 4 месяцев.

Лица, принимаемые на работу в качестве сезонных и временных работников должны быть предупреждены об этом при заключении трудового договора (контракта).

5. По характеру труда:

- выполняющие работы повторяющиеся, механические, регламентированные определенными правилами и техническими условиями. К ним относятся функции, выполняемые персоналом, ответственным за делопроизводство и частью ответственных исполнителей (например, регистрация документов, машинопись);

- выполняющие комплекс повторяющихся работ, составляющих в основном идентичные циклы. Такой характер носят многие виды деятельности ответственных исполнителей (например, начисление заработной платы, разработка плана по труду и т.п.);

- выполняющие неповторяющиеся работы или такие, цикл исполнения которых очень продолжителен. Их осуществляют в основном руководители и часть ответственных исполнителей (например, исследования на подчиненных объектах и т.п.).

Структура персонала

Персонал является важнейшей частью предприятия и имеет сложную взаимосвязанную структуру. Системный анализ позволяет рассматривать персонал как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам:

Организационная структура - это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления, которая, как показано в приложение 3.1, может быть линейной, линейно-функциональной, штабной, матричной, горизонтальной и др.

Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

Ролевая структура характеризует коллектив по участию в формировании процесса производства, коммуникационным и поведенческим ролям (см. приложение 3.2).

Социальная структура характеризует трудовой коллектив по социальным показателям: пол, возраст, профессия и квалификация, национальность, образование и др. (см. приложение 3.3).

Штатная структура определяет состав подразделений и перечень должностей; размеры должностных окладов и фонд заработной платы.

Уровни управления персоналом

Говоря о структуре кадрового обеспечения управления, необходимо выделять уровни управления. По мере роста ранга руководителей требования к техническим и специальным навыкам растут медленнее, а значение административных способностей повышается. Просматривается четкое различие требований к трем категориям администраторов: низшего звена - внутри подразделения (мастера), среднего звена - внутри предприятия (объединения) и высшего звена - министерства (департамента и т.п.).

Выделим примерные уровни управления подразделением (например, цехом предприятия):

1. Инженеры.

2. Техники.

3. Квалифицированные рабочие.

4. Полуквалифицированные рабочие.

5. Неквалифицированные рабочие.

Уровни управления персоналом для российских организаций включают в себя следующие категории:

1. Руководители предприятий, учреждений, организаций и их заместители.

2. Руководители структурных подразделений предприятий, учреждений и организаций, главные специалисты.

3. Специалисты, осуществляющие экономические функции.

4. Специалисты по инженерно-техническому обеспечению производства.

5. Должности служащих, занятых учетом, контролем, оформлением документов, хозяйственным обслуживанием и т.п.

Характеристика каждой должности включает в себя определенные квалификационные требования, а именно, уровень образования и стаж практической работы.

На предприятиях индустриально развитых стран различают следующие уровни управления:

1. Top management, т.е. высшее звено управления (президент/генеральный директор и другие члены правления).

2. Middle management - среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов).

3. Lovez management - низшие звенья управления (руководители подотделов, цеховых бюро, руководители групп, мастера, бригадиры).

4. Инженерно-технический персонал и конторские служащие («белые воротнички»).

5. Рабочие, занятые физическим трудом («синие воротнички»).

6. Работники социальной инфраструктуры («серые воротнички»).

Фазы развития персонала

Развитие работника можно представить в виде следующих последовательных фаз:

1. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных временных границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только хронологическим возрастом, но и условиям жизни, культуры.

2. Адепт (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (сюда можно отнести учащихся профтехучилищ, студентов техникумов, вузов, а также «слушателей», курсантов, учеников мастера-наставника и др.).

В зависимости от профессии об этой фазе можно говорить как о многолетнем, так и о совсем кратковременном процессе (простой инструктаж).

3. Интернал (или фаза интернала). Это уже опытный работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, качественно и успешно справляться с основными профессиональными функциями. Он как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно (как в самосознании, так и в сознании других).

4. Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим.

5. Авторитет (или фаза авторитета). Она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами, в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране. В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень и пр.).

6. Наставник (или фаза наставничества). В этом случае понятие наставника определяется в самом широком смысле этого слова, т.е. это человек, у которого коллеги готовы поучиться его мастерству.

7. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии формирует среду единомышленников, тех, кто перенимает его опыт: это ученики, последователи (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). Несмотря на приближающийся «срок дожития», обусловленный биологическими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла.

 

Профессионализм, компетентность и квалификация работника

 

Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Когда говорят «эта работа требует профессионализма», имеются в виду по сути дела нормативные требования профессии к личности человека. Здесь профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Назовем условно такое понимание «нормативный профессионализм».

В другом смысле употребляется это же слово, когда говорят «этому человеку присущ профессионализм». Здесь речь идет о том, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека.

Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне. Отдельные характеристики профессионализма и профессионала будут рассмотрены ниже как в данной лекции, так и других разделах пособия.

Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Это тоже характеристика конкретного человека (или его действий - например «компетентное решение»), а именно - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Чем же характеризуется компетентность? В некоторых словарях компетентность определяют как единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью. Компетентность относится к данной конкретной ситуации, комбинирует и соединяет динамичным образом составляющие ее элементы для адаптации к требованию должности. Для определения содержания компетентности необходим детальный анализ всех видов деятельности, осуществляемых на данной должности, а также выявление различных видов требуемых знаний, навыков.

Судить о наличии компетентности предлагается по характеру результатов труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. Оценка или измерение конечного результата - это единственный научный способ судить о компетентности. Неправомерно судить о компетентности не по результату, а по тому, что вкладывается в его достижения, например, старания человека. Компетентность нельзя свести и к образованности человека.

Различают разные виды профессиональной компетентности:

Специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда.

Личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.

Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

Названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, или осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую социальную, личностную.

Квалификация (от лат. qualis - какой по качеству) - степень профессиональной подготовленности к выполнению какого-либо вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника. Квалификация работы - это характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Она обычно определяется разрядом в соответствии с тарифно-квалификационным справочником. Имеет большое значение для установления тарифных ставок рабочим и должностных окладов служащим. Квалификация работника - это степень и вид профессиональной обученности, т.е. уровень подготовки, опыта, знаний, навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Устанавливается в виде разряда или категории (например, инженер по труду II, I категории, ведущий инженер и т. д.).

Профессионализм и возраст

Профессиональную деятельность осуществляет человек как целостная личность, проходящая в своем становлении через возрастные этапы. Профессиональная жизнь взрослого человека не является одинаковой на протяжении всей его жизни, а зависит от ряда факторов, в том числе и возрастных. Процесс профессионального становления человека, опосредованный его возрастом, называется условно профессиональным возрастным развитием.

Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений.

Личность всегда моложе индивида в одном и том же человеке. История личности и ее жизненного пути не совпадает с датой жизни и смерти. Личность может умирать или деформироваться еще при жизни человека. Напротив, индивид может умереть, а как личность человек продолжает жить в своих творческих делах, в благородных поступках. Индивид рождается и умирает один раз, а личность может рождаться и умирать в течение жизни несколько раз.

Субъект труда, профессионал складывается обычно позднее личности. Человек может и не стать профессионалом в течение жизни. Зрелость личности обычно является предпосылкой к тому, чтобы человек состоялся и как профессионал. Принимая во внимание человека как субъекта труда, который по-разному складывается в различных возрастах, можно условно обозначить его профессиональный возраст (профессиональный стаж, опыт, на какой ступени профессионального развития находится человек).

Для возрастного психического развития характерна необратимость («стрела времени»). В профессиональном плане можно смоделировать предыдущие профессиональные этапы, внося в них коррективы, «переделывая» качества, которые сложились в искаженном и нежелательном виде.

Для возрастного развития свойственна преемственность. Это означает, что все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а изменяясь входят в состав новых, перестраиваются. Значит, на профессиональную деятельность оказывают влияние психические качества человека, возникшие уже на ранних ступенях развития. В каждом из возрастов закладываются психические качества, проявляющиеся позднее в профессиональной жизни взрослого человека. Преемственность выражается и в том, что существует так называемый закон динамики возрастов: силы, движущие развитием человека в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к необходимости нового этапа.

Возрастное психическое развитие характеризуется сензитивностью. Это означает, что человек на отдельных этапах развития наиболее чувствителен (то есть сензитивен) к некоторым внешним воздействиям, которые вызывают у него определенные качества. Сензитивность в профессиональном развитии выражается в том, что человек в зрелом возрасте характеризуется разной чувствительностью, готовностью к различным видам деятельности, а также в том, что предшествующие возрасты (дошкольный, школьный, юношеский) сензитивны к различным видам деятельности, подготавливающим профессиональную зрелость человека.

Возрастное развитие характеризуется многонаправленностью, что означает наличие на каждом отрезке жизненного пути не только роста (приобретений, новых адаптивных возможностей), но и упадка, потерь, причем происходит непрерывное возрастное изменение их соотношения. Но процесс старения рассматривается не только как однонаправленный процесс уменьшения адаптивных возможностей, поскольку в пожилом возрасте есть и позитивные преобразования, прогресс, новые стратегии. Профессиональному развитию человека на каждом из этапов также свойственны как приобретения, так и потери, что может быть предметом особого изучения.

Возрастному психическому развитию присущи пластичность, компенсаторность. С возрастом, опытом эти качества могут даже возрастать. Так, в профессиональном опыте на фоне упадка интеллекта могут складываться исполнительная вариативность, пластичность; пожилые специалисты снижение времени реакции компенсируют более широкой опережающей ориентировкой; здесь накапливаются избирательные оптимизирующие стратегии в сочетании с компенсирующими, что уменьшает удельный вес потерь.

Возрастное психическое развитие характеризуется по мере взросления и старения человека возрастанием индивидуализации. Близкие закономерности проявляются, видимо, в ходе возрастного профессионального развития. Человек овладевает разнообразными трудовыми способами, приемами осуществления профессиональной деятельности, в том числе вариантами адаптации, мастерства, творчества, что в целом приводит к увеличению индивидуализации по мере успешной профессионализации.

Психическому возрастному развитию свойственна определенная вариативность, мобильность, отсутствие жесткой предопределенности. Возрастное и профессиональное психическое развитие обусловлены сложным сочетанием многих факторов - влиянием социальной среды и общества, видами деятельности и общения, в которые включается человек, реальной жизнедеятельностью и логикой внутреннего саморазвития человека и развертывания своего индивидуального предназначения и т.д. Возрастное профессиональное развитие, хотя и ориентируется на нормы, критерии, уровни профессиональной деятельности, всегда реально опосредуется, освещается личностными смыслами конкретного человека, определяющими его подлинные мотивы. Поэтому профессиональное возрастное развитие представляет собой вероятностный, алгоритмически неуправляемый процесс. У человека в каждом возрасте закладываются качественно новые психические качества, способности (новообразования) в профессиональном и личностном развитии: так, в профессиональном развитии возникают работоспособность, профессиональное самоопределение, понимание смысла профессии и др.; в личностном развитии складываются чувство взрослости, социальная ответственность, готовность к саморазвитию и др. На разных возрастных этапах профессиональное и личностное «начала» по-разному взаимопереплетаются, взаимодействуют друг с другом.

Каждому работающему человеку желательно знать о профессиональных и личностных качествах, необходимых для отдельных возрастов, чтобы скорректировать свое развитие, своевременно направить его в нужное русло. Каждому взрослому человеку очень важно также осознавать профессиональные задачи того возраста, в котором он находится, и задачи профессионального развития предстоящего возраста, чтобы заблаговременно к ним подготовиться. В контексте общей логики профессионального возрастного развития возможны большие индивидуальные «разбросы» возрастных вариантов.

При непосредственной реализации системы управления людьми на любом уровне необходимо комплексно учитывать рассмотренные особенности и характеристики персонала, что позволит, учитывая его преимущества и недостатки, повысить эффективность деятельности организации, а также способствовать созданию и развитию сплоченного и работоспособного коллектива.

Контрольные вопросы

1. Определите содержание понятия «персонал организации».

2. Что такое профессионально-квалификационная структура персонала?

3. По каким квалификационным признакам можно разделить персонал?

4. В чем отличие сезонных работников от временных?

5. Какие существуют уровни управления персонала?

6. Назовите основные структуры персонала.

7. Что такое функциональная структура персонала?

8. Какие существуют фазы развития персонала?

9. Назовите особенности возрастного развития и определите их влияние на профессионализм человека.

 

Приложение 3.1

Примеры организационной структуры организации

 

Рис. 1 Фрагмент линейной структуры

 

 

Рис.2 Фрагмент функциональной структуры

 

Приложение 3.1 (окончание)

 

Рис. 3 Фрагмент линейно-функциональной структуры организации

 

Рис.4 Фрагмент матричной структуры организации

 

Приложение 3.2

Ролевая структура коллектива

Название роли Содержание роли

1 2

1. Творческие роли

Генератор идей Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идей.

Компилятор идей Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностями соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике.

Эрудит Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем.

Эксперт Обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения.

Энтузиаст Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно.

Критик Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей.

Организатор Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.

2. Коммуникационные роли

Лидер Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов.

Делопроизводитель Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы.

Связной Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы.

«Сторож» Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера

Координатор Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером.

Проводник Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой.

3. Поведенческие роли

Оптимист Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.

 

Приложение 3.2 (окончание)

1 2

Нигилист Всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит «черной вороной».

Конформист Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство».

Догматик Упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы.

Комментатор Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту.

Кляузник Собирает и способствует распространению слухов, часто не проверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции.

Борец за правду Является носителем и выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль.

Общественник Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «почины» и «мероприятия» в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно.

«Важная птица» Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть «рука».

«Казанская сирота» Ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и среди руководства.

«Ерш» Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами.

«Себе на уме» Занимается преимущественно личными делами на работе (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает квартиры и дачи и пр.), при этом используя свое служебное положение.

Лентяй Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит по отделам), ведет пустые разговоры.

«Наполеон» Тщеславный человек обычно маленького роста с манией величия, гениальности, непризнанности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях.

 

 

Приложение 3.3

Социальная структура коллектива

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.