Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс лекций Жарковой О.А. по Земельному праву 5 страница

Ст.27 ЗК РФ определяет виды земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности граждан. Земельные участки, которые не подлежат приватизации подразделяются на 2 группы:

· Изъятые из оборота

· Ограниченные в обороте

Изъятыми из оборота – считаются те участки, которые не могут быть предоставлены в частную собственность, а так же быть объектами иных сделок (в том числе не могут быть предоставлены и в аренду). Эта формулировка ст.27 ЗК РФ носит императивный характер, поскольку не содержит отсылки к другим Законам, которые могут иным образом регулировать эти отношения. Тем не менее, в противоречие ст.27 ЗК РФ в ч.11 ст.22 ЗК РФ указано, что изъятые из оборота земельные участки не могут передаваться в аренду за исключением случаев, установленных федеральными законами. То есть с точки зрения формулировки ст.22 ЗК РФ земельные участки, изъятые из оборота, могут передаваться в аренду.

Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, если иное не установлено ФЗ. По общему правилу ограниченные в обороте земельные участки не могут быть объектом сделок, передаваться в частную собственность, если иное не будет установлено законом, пока такого закона нет.

При этом важно учитывать, что ограничение в обороте никак не связано с ограничением в использовании. На практике же довольно часто, когда в норме закона закреплены ограничение в использовании (например, земли особо охраняемых территорий ст.94 ЗК РФ), то это трактуется органами власти как ограничение в обороте, хотя, например, среди тех же особо охраняемых территорий только в отношении особо охраняемых природных территорий в ст.27 ЗК РФ содержатся положения об их ограничении в обороте.

 

Параграф 2: Основания возникновения прав на земельный участок.

 

В ГК РФ содержатся общие положения об основаниях возникновения права и обязанностей (ст.8 ГК РФ), которые, безусловно, относятся и к возникновению прав на земельные участки, но когда речь идет о земельных участках, то следует учитывать, что предоставить земельный участок из публичных земель можно только для определенных целей предусмотренных законом. Исходя из этого снования возникновения прав на землю с точки зрения земельного законодательства можно разбить на 2 группы:

· Предоставление пустого участка с целью размещения нового объекта (объекта недвижимости или временной постройки)

· Оформление прав на земельный участок под уже существующим объектом недвижимости

Первая группа включает в себя два основания возникновения прав на земельный участок: предоставления земельных участков с целью создания нового объекта недвижимости, то есть для строительства – это нормы ст.ст. 30-32 ЗК РФ и предоставление земельных участков для размещения временных построек.

Что касается второй группы, то тут также можно выделить два основания возникновения прав на земельный участок – ст.35 ЗК РФ, которая регулирует переход прав на земельный участок при переходе прав на объект недвижимости и ст.36 ЗК РФ – регулирует возникновение прав на земельный участок, находящегося в публичной собственности, у собственника объекта недвижимости.

Когда речь идет о возникновении прав на земельный участок, находящийся в публичной собственности, то в качестве основания выступает, как правило, так называемый сложный фактический состав. Сначала орган власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками, принимает решение о предоставлении земельного участка, на основании которого заключается соответствующий договор или же, если проводятся торги, то сначала тот же орган власти принимает решение о проведении торгов, по результатам которых организатор торгов и победитель подписывают протокол, на основании которого орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками и победитель торгов заключают договор (аренды или купли-продажи). Весь этот сложный юридический состав получил название «предоставление земельного участка».

 

 

Параграф 3: Предоставление земельных участков для строительства (с целью создания нового объекта недвижимости)

3.1. Способы создания нового объекта недвижимости.

 

Действующее законодательство предусматривает 2 способа создания нового объекта недвижимости:

Рациональный способ (как его называют в литературе) – предусмотрен ГрК РФ. В этом случае выделяют стадии:

· Получение прав на земельный участок

· Проведение изыскательских работ

· Разработка проектной документации

· Экспертиза проектной документации

· Получение разрешения на строительство

· Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

· Регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости

Иррациональный способ – предусмотренный ГК РФ – признание права собственности на самовольную постройку в соответствии со ст.222 ГК РФ.

В первом случае основанием регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости в соответствии со ст. 25Закона о государственной регистрации является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, полученное в соответствии со ст.55 ГрК РФ.

Во втором случае основанием регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости будет являться судебное решение. В этом случае в суде застройщик должен будет доказать 2 факта:

· Наличие определенных прав на землю

· То, что созданный им объект соответствует строительным и градостроительным нормам и правилам.

До 1 сентября 2006 года формулировка п.3 ст.222 ГК допускала возможность признания в судебном порядке права собственности на объект, созданный на не принадлежащем застройщику земельном участке. Термин «застройщик» применяется здесь условно. Застройщика в данном случае юридически нет, поскольку застройщиком может именоваться лицо. Получившее в установленном порядке разрешение на строительство. При вынесении судебных решений суды в данном случае довольствовались письменным обещанием должностных лиц органов власти о том, что земельный участок будет впоследствии предоставлен.

Теперь ситуация изменилась. С 1 сентября 2006 формулировка п.3 ст.222 позволяет признать право собственности на самовольную постройку только за лицом, которому земельный участок принадлежит на праве собственности, ПБП или ПНВ. Сразу возник вопрос, а можно ли каким-либо образом признать право собственности за теми лицами, которые построили объект недвижимости до 1 сентября 2006 г. на не принадлежащем им участке? Ситуация в данном случае для застройщика безысходная, поскольку суды при вынесении решении руководствуются нормой закона, действующей на момент возникновения правоотношений. А моментом возникновения правоотношений в свете позиции, занятой ВАС РФ, суды признают дату вынесения судебного решения, а не дату возведения самовольной постройки. Поэтому в данном случае суд может признать право собственности на самовольную постройку только за собственником земельного участка (например, за публичным образованием, если постройка возведении на публичном земельном участке), если последний обратится в суд.

Другая проблема, которая возникла после 1 сентября 2006 г., можно ли признать право собственности за самовольным застройщиком, который возвел объект недвижимости на арендуемом земельном участке? Изначальная реакция арбитражных судов на эту норму заключалась в том, что нужно выяснить, на каких условиях был заключен договор аренды. Если договор аренды был заключен с правом возведения капитального строения, то такие застройщики с точки зрения ст.222 ГК приравнивались к собственникам земельных участков. Однако впоследствии ВАС РФ посчитал, что поскольку аренда не фигурирует в ст.222 ГК РФ, то за арендатором в любом случае не может быть признано право собственности на постройку в порядке, предусмотренном ст.222 ГК РФ. Позиция ВС РФ отличается, он считает, что договор аренды с правом возведения капитального строения позволяет признать право собственности в порядке ст.222 ГК РФ.

Что касается соответствия самовольной постройки градостроительным и строительным нормам и правилам, то ситуация изменилась в связи с принятием совместного постановления пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 29 апреля 2010 г. №10/22. До принятия данного постановления суды исходили из того, что застройщик при доказательстве того, что постройка соответствует строительным нормам, должен представить в суд положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. В связи с принятием совместного постановления ситуация изменилась, потому что в п.26 было указано, что суд может признать право собственности за самовольным застройщиком и в отсутствии необходимых заключений компетентных органов.

Помимо этого, в п.26 совместного постановления пленумов указано, что иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при том, что единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, к получению которых лицо предприняло меры. После принятия этого постановления в связи с редакцией п.26 доказательством того, что самовольная постройка соответствует строительным нормам, довольно часто является сам факт обращения застройщика за разрешением на строительство и ввод в эксплуатацию, в предоставлении которых данному лицу было отказано.

 

3.2. Способы предоставления земельных участков для целей строительства

ЗК РФ содержит всего несколько статей, посвященных порядку предоставления земельных участков для целей строительства – ст. 30-30.2, в которых предусмотрено только 2 способа предоставления: без предварительного согласования места размещения объекта (или через торги) и с предварительным согласованием места размещения объекта, т.е. через процедуру выбора земельного участка.

Застройщики пытаются на практике найти другие варианты получения земельного участка, например, через договор мены с публичным образованием, обладающим равноценным земельным участком с тем же видом разрешенного использования. Однако ВАС РФ признал такой способ получения земельного участка под строительство противоречащим ЗК РФ, т.к. п.2 ст. 30 ЗК РФ предусматривает предоставление в собственность земельного участка только через торги (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июля 2011 г. № 18545/10).

Другой вариант получения земельного участка под строительство был в итоге одобрен ВАС РФ. Речь идет о возможности строительства на земельном участке, предоставленном в аренду в порядке ст. 36 ЗК РФ. Если в порядке ст. 36 земельный участок был получен в собственность, то, безусловно, застройщик может осуществить на нем строительство нового объекта при условии соответствия градостроительным требованиям (соблюдение параметров застройки, вида разрешенного использования, высотного регламента и т.п.)

Что же касается арендуемого в порядке ст.36 ЗК РФ земельного участка, то практика складывалась таким образом, что застройщики даже при наличии разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию не могли зарегистрировать права на вновь созданный объект недвижимости, т.к. по мнению Росреестра, поддержанному ВАС РФ, процедура предоставления земельного участка для строительства, предусмотренная ст. 30 ЗК РФ, не содержит каких-либо исключений из установленных ею правил, а само по себе получение разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию не может свидетельствовать о законности возведения объекта недвижимости (Определение ВАС РФ от 19 октября 2009 № ВАС-10665/09, от 13 декабря 2009 № ВАС-14434/09)

Однако впоследствии ВАС РФ изменил свою позицию. В Постановлении Президиума от 16 февраля 2010 года №14434/09 ВАС РФ указал, что правила ст. 30 ЗК РФ не предусматривают ситуации, когда строительство нового производственного объекта осуществляется на участке, уже предоставленном тому же лицу как собственнику ранее построенных объектов аналогичного назначения для их эксплуатации.

В СПб эта ситуация разрешается несколько иначе. Прямого запрета на строительство на таком земельном участке законодательство СПб не содержит. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона СПб от 17 июня 2004 г. № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности СПб, для строительства и реконструкции» соглашение о застройке земельных участков заключается с их арендаторами, если договор заключен с арендатором как с лицом, имеющим исключительное право в силу законодательства РФ на получение земельного участка в аренду или собственность, а правоустанавливающие документы на него не содержат разрешения застраивать земельный участок. Заключение данного соглашения осуществляется за плату (ч.2 ст. 6). Порядок заключения соглашения регулируется разделом 6 Постановления Правительства СПб от 30 декабря 2010 года №1813, которым предусмотрена очень сложная процедура согласования, весьма напоминающая процедуру оформления актов выбора.

 

3.3. Случаи обязательного проведения торгов

 

Для застройщика, конечно, выгоднее получить земельный участок не через торги, а через процедуру выбора земельного участка. Органам власти также часто бывает предпочтительнее не тратиться на формирование земельного участка для выставления его на торги. Поэтому необходимо четко определить, в каких случаях проведение торгов является обязательным. Случаев таких всего 4.

1) В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки.

Содержание данной нормы не совсем ясно, точнее, не понятно, что такое градостроительная документация о застройке.

Дело в том, что когда в 2001 г. принимался ЗК РФ, еще действовал Градостроительного кодекса 1998 года, в котором фигурировал термин «градостроительная документация о застройке» (ч.4 ст. 28). В этот вид документации включались: проект планировки, проект межевания и проект застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры.

Однако в ГрК 2004 года данная документация именуется иначе – «документация по планировке территории» (ст.41)

Следовательно, в настоящее время под термином «градостроительная документация о застройке» в п.11 ст.30 ЗК следует понимать документацию по планировке территории, при подготовке которой осуществляется подготовка 3х видов документов: проект планировки территории, проект межевания, градостроительный план земельного участка.

Соответственно, если в муниципальном образовании (или в соответствии со ст.63 ГрК РФ - в СПб, Москве) приняты правила землепользования и застройки и в отношении конкретной территории разработаны проект планировки территории и проект межевания территории, то земельный участок там может быть предоставлен только через торги.

В Постановлении Правительства СПб № 1813 так и указано: если в отношении территории, в границах которой расположен земельный участок, утверждена документация по планировке территории, Комитет по строительству принимает решение об отказе в принятии заявления о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта.

2) Второй случай обязательного проведения торгов – ст.30.1 ЗК РФ – предоставление земельных участков под жилищное строительство.

С точки зрения получения земельного участка под жилищное строительство застройщик не нуждается ни в каком серьезном правовом сопровождении. Надо только иметь достаточное количество средств, чтобы выиграть аукцион.

Проблемы с жилищным строительством возникают другого рода.

Если у застройщика есть земельный участок в собственности с соответствующим видом разрешенного использования, допускающим жилищное строительство, то никаких препятствий в строительстве многоквартирного дома со стороны властей не должно последовать. Однако, как правило, органы власти в такой ситуации не выдают застройщику градостроительный план если застройщик за свой счет не разработает проект планировки территории. Судебная практика в этом случае в итоге заняла сторону застройщика. Так, по делу № А56-8730/2009 собственник земельных участков, компания «СМУ-2», оспорила отказ КГА СПб выдала ему градостроительные планы. В своем отказе КГА сослался на несоответствие заявления собственника участка требованиям ст. 40 ГрК, определяющей содержание градостроительного плана. По мнению Комитета, отсутствие проекта планировки территории не позволяет заполнить градостроительный план в должном порядке, что делает невозможным его выдачу до разработки проекта планировки территории. Суды первой и апелляционной инстанции согласились с КГА. Однако ФАС СЗО указал, что ГрК допускает выдачу градостроительного плана в качестве отдельного документа и не содержит перечня документов, требующихся от заявителя. Такой перечень определен действовавшим на тот момент распоряжением КГА, которое также не содержит указания на необходимость утверждения проекта планировки территории, в состав которой входит земельный участок, по которому испрашивается градостроительный план.

Следующая проблема, которая возникла у застройщика при строительстве многоквартирных домов – это строительство на одном участке нескольких объектов. После окончания строительства одного из таких домов у собственников помещений в силу ЖК РФ возникло право на земельный участок под их многоквартирным домом. И власти, как правило, предлагали застройщику выделить земельный участок. Однако в данном случае нормы ЖК вступали в противоречие с ГрК, т.к. в случае раздела земельного участка, по которому утвержден один проект, для достройки оставшихся домов необходимо было получить новый градостроительный план, разработать новый проект и получить новое разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию. В связи с этим 18 июля 2011 года был принят ФЗ № 224-ФЗ, который внес изменения, в том числе, в ст. 51 ГрК. Теперь в соответствии с ч.21.7 ст.51 ГРК РФ в случае раздела земельного участка лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществить строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению ОКС. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка. Ранее выданный градостроительный план утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.

27 сентября 2011 года вышло письмо МЭР РФ № д23-4059 «О возможности расположения на земельном участке нескольких многоквартирных домов».

 

В Письме указано, что действующим законодательством РФ допускается строительство нескольких отдельно стоящих многоквартирных домов на одном земельном участке. Ограничений в отношении количества размещения на одном земельном участке нескольких многоквартирных домов не предусмотрено. В связи с чем, требования о том, что на земельном участке должен быть расположен только один многоквартирный дом является необоснованным.

В то же время, если земельный участок является делимым, наиболее целесообразно считать раздел земельного участка по числу расположенных на нем жилых домов. Это будет способствовать упрощению управления многоквартирным домом. Однако в любом случае раздел земельного участка в зависимости от количества расположенных на нем многоквартирных домов – это право, а не обязанность владельцев жилых помещений как собственников земельных участков.

Действительно, делить земельный участок по числу домов юридически верным будет после подписания всех актов приема-передачи, поскольку до этого земельный участок находится в залоге у дольщиков в силу ФЗ № 214-ФЗ.

Применительно к жилым домам имеется еще одна проблема – так называемые спорные объекты.

ФЗ «О введении в действие ГрК» в дополнение к ст. 51 ГрК введена норма, в соответствии с которой до 1 марта 2015 года не требуется получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а также предоставление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления технического паспорта такого объекта. С 1 января 2013 г. в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется Кадастровой палатой Росреестра.

3) Следующий случай обязательного проведения торгов – это комплексное освоение земельного участка в целях жилищного строительства (ст.30.2 ЗК РФ)

4) И последний случай – п.6 ст.30 ЗК РФ, в соответствии с которым если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, то его предоставление осуществляется только через проведение торгов.

В данной норме речь идет о ситуации, когда у публичных властей оказался сформированный земельный участок, принадлежащий ранее иным правообладателям. Например, от земельного участка отказались или он был изъят за неправомерное поведение. Такой участок может быть реализован органом власти только через торги. То есть речь идет о вторичном распоряжении земельным участком.

Ну и, конечно, орган власти может по своей инициативе сформировать любой земельный участок и выставить его на торги в силу п.п. 1, 4 ст. 30 ЗК РФ.

17 ноября 2011 года вышло Постановление Пленума ВАС РФ №73, где содержится весьма спорное положение. В соответствии с п.1 этого Постановления в случаях, предусмотренных законом (например, п.п.1 и 3 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции, ст.ст. 30-30.2 ЗК РФ, ст. 74 ЛК), договор аренды в отношении государственного и муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (ст. 168 ГК), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Данное положение является спорным в отношении аренды земельных участков. Ст. 17.1 не вызывает в этом плане никакого сомнения. Если в аренду сдавалось помещение, например, по результатам торгов, то, естественно, возобновление такого договора на новый срок может быть только по результатам торгов с учетом преимущественного права арендатора (п.1 ст.621 ГК)

Однако, когда речь идет о предоставлении земельного участка под строительство, земельный участок играет служебную роль при возводимом объекте. В данном случае речь идет об аренде на инвестиционных условиях, которыми предусматривается в том числе порядок продления срока такого договора.

Помимо этого, если речь идет о жилищном строительстве, то здесь задействованы интересы дольщиков, интересы арендодателя и абсолютизировать в этом случае интересы третьих лиц нельзя.

В СПб действует Постановление Правительства № 1813, раздел 6 которого подробно описывает, в каких случаях и при каких условиях может быть продлен такой договор аренды. В любом случае, окончательное слово остается за вице-губернатором СПб. Чиновники в своей деятельности должны руководствоваться специально принятыми для них нормативными актами, а не судебной практикой.

3.4. Порядок предоставления земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

 

Эта процедура очень сложная, безусловно, требующая правового сопровождения.

Она включает в себя 5 этапов:

- подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;

- оформление акта выбора;

- принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- принятие решения о предоставлении земельного участка;

- заключение договора аренды.

Процедура начинается с того, что необходимо подать заявление в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками. Сложность заключается в том, что Россия пошла по пути дуализма публичной собственности на землю: разграниченная и неразграниченная.

Поскольку акт выбора оформлять в любом случае будет орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок, но подавать заявление следует в этот орган местного самоуправления. Но утверждать акт выбора решением о предварительном согласовании места размещения объекта может только орган, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком.

Поэтому после подачи заявления о выборе до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта необходимо выяснить, не зарегистрирован ли земельный участок за каким-либо публичным образованием, если зарегистрирован, то данный публичный субъект и будет им распоряжаться

Именно такой точки зрения придерживается ВАС РФ. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 5 апреля 2005 года №12769/04 было указано, что для возникновения права собственности РФ на земельные участки не достаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации.

Однако ВС РФ придерживается иной точки зрения. В Определении СК по гражданским делам ВС РФ от 20 января 2010 года №18-ВПР09-34 указано, что не имеет правового значения суждение суда о том, что до настоящего времени не произведена государственная регистрация права собственности РФ на спорный земельный участок. В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

С подобной позицией согласиться трудно. Указание в федеральном законе является основанием возникновения федеральной собственности на землю, но распоряжаться таким земельным участком публичный субъект, точно также как и частный, может только после государственной регистрации.

Поэтому, например, если РФ зарегистрировала право собственности на земли обороны, распоряжаться ими будет Минобороны РФ. В противном случае эти земли будут являться землями, собственность на которые не разграничена и распоряжение ими будут осуществлять муниципалы.

Но самая серьезная проблема возникает с землями лесного фонда.

Например, в постановлении ФАС СЗО от 09 декабря 2009 года по делу № А66-9049/2008 фигурирует истец, у которого в аренде имеется поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 69:43:070103:003, согласно выписке из государственного кадастра недвижимости он относится к землям населенных пунктов. Однако истцу отказывают в выкупе этого земельного участка со ссылкой на то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 69:43:070103:003 входит в участок с кадастровым номером 69:43:070103:002, который, в свою очередь, является частью участка с кадастровым номером 69:00:000000:0091, относящегося к землям лесного фонда, а не к землям населенных пунктов.

Во-первых, не совсем ясно, почему земельные участки находятся в таком странном взаимоотношении. По всей видимости, речь идет о едином землепользовании, которое существовало до 1 марта 2008 г., т.е. до введения в действие ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), и на смену которому пришло понятие «многоконтурный земельный участок».

Единое землепользование определялось как составной земельный участок, который может состоять из:

- условных участков (смежных участков, разделенных между собой границами кадастровых кварталов);

- обособленных участков (не смежных участков, входящих в единое землепользование, но разделенных посторонними участками)

16 января 2009 года вышло Письмо Минрегионразвития РФ № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках», где дано понятие многоконтурного земельного участка – земельный участок, границы которого представляют несколько замкнутых контуров. Отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка.

Все контуры границы многоконтурного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или одного населенного пункта, такому земельному участку присваивается один кадастровый номер, контурам могут присваиваться учетные номера, а площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур.

Из единого землепользования можно выйти после 1 марта 2008 года. Поэтому, почему в данном деле земельные участки находятся в таком взаимоотношении – один входит в состав другого – понять можно.

Гораздо больше вопросов возникает по поводу того, каким образом земли населенных пунктов оказались землями лесного фонда.

Дело в том, что согласно ст. 4.2 ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса РФ» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

То есть РФ получила возможность регистрировать право собственности на земли лесного фонда без определения их границ в системе геодезических координат, как ранее учтенные земельные участки.

Применительно к этому случаю очень показателен пример решения Саратовского районного суда Саратовской области от 09 августа 2010 года по делу №0609Г. Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ, просит признать недействительным постановление главы Администрации о предоставлении в аренду земельного участка гражданину Балдину и договор аренды этого земельного участка, ссылаясь на то, что этот земельный участок сформирован на землях лесного фонда.

Представитель Администрации, в свою очередь, указала, что земельный участок, предоставленный в аренду, по данным, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, относится к землям населенных пунктов и предоставлен в соответствии со ст. 30-31 ЗК РФ с полным соблюдением порядка предоставления земельных участков; по сведениям органа, осуществляющего кадастровый учет, на территории данного земельного участка земельных участков с категорией земли лесного фонда не имеется.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс лекций Жарковой О.А. по Земельному праву 4 страница | Курс лекций Жарковой О.А. по Земельному праву 6 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.