Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические проблемы политологии

 

1. Политическая система и власть.

2. Политическое лидерство и элиты.

3. Политические процессы.

 

 

1. Политическая система и власть.

 

В ХХ в. в науке распространился системный подход, рассматривающий события в разных сферах как систему (также, например, органический подход). Это в т.ч. дало вывод о том, что в политике принимает участие не только государство, но и другие участники: общество, политические институты, лидеры, элиты и т.п. Кроме того, в политическую систему включаются и сфера законов, норм, отношений между участниками политики.

 

Определение:

Политическая система – это совокупность общественных институтов, соединенных отношениями, порождающими государственную власть и приобщающими каждый из этих институтов к осуществлению власти.

 

В политическую систему включают:

1. Политические институты – это различные учреждения и организации, связанные с политикой и создающие политику. Есть институт государства, президентства, парламента, правовые институты, общественные организации. (какие еще?)

2. Политические нормы – регулируют политическую жизнь: законы, традиции, этикет.

3. Политические отношения – взаимоотношения субъектов политики: соперничество, конфликты, сотрудничество, блокирование.

4. Политическая культура – выработанные в обществе образцы политического поведения.

Политическая культура различается по регионам, государствам, народам и даже социальным группам. Она зависит от социальной структуры общества, исторических традиций власти, вида религии и др.

Например, для российской политической культуры характерны:

1. Этатизм – приоритет государства в жизни общества.

2. Патернализм – стремление государства опекать общество, контролировать общество.

3. Неразвитость общественной инициативы.

4. Большая роль отдельной личности в политике.

На Западе – напротив:

1. Развитая общественная инициатива.

2. Большая роль закона, а не личностей.

3. Наличие большого количества контркультур и субкультур, конкурирующих с основной политической культурой.

 

Власть – это способность и возможность управлять людьми, направлять их к достижению каких-либо целей. Власть, вероятно, возникла как психологическое доминирование, но на данный момент ее порождают различные политические институты. Т.е. надо стать депутатом, президентом, министром, премьером, мэром, губернатором, королем, императором, чтобы пользоваться политической властью.

Источники власти: власть базируется на военной силе, авторитете, деньгах, законах, религиозной традиции.

 

Если лидер или государство в целом обладают способностью проводить свои решения, то говорят, что они обладают политической волей. Вместе с тем, умение пользоваться властью включает также умение идти на уступки, компромиссы.

С понятием власти связано понятие легитимности, т.е. законности власти. Право управлять другими людьми приобретается либо по наследству (традиционная легитимность), либо из-за выдающихся личных качеств (харизматическая легитимность), либо основывается на выборных началах (рационально-легальная легитимность).

Население может участвовать во власти, принятии политических решений исходя из двух моделей:

1. Автономное участие – личность осознает важность своего политического участия («политически грамотна»), может активно выражать свое мнение в политике вплоть до организации общественного движения или вступления в такое движение, партию. Такая система характерна для развитого гражданского общества.

2. Мобилизационное участие - когда личность привлекают к политическому участию (через административное давление, страха быть осужденным общественным мнением). Такая система может быть эффективной при низкоразвитой политической культуре, но формирует политически пассивную личность («приученную» мобилизоваться, потерявшую реальный интерес к самовыражению в политике).

 

Элита – от франц. elite, лат. elidete – лучшее, отборное, избранное. Теория элит разрабатывалась итальянцами Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1853-1941) и немцем Робертом Михельсом (1876-1936). Так, Моска выделял особый «правящий класс», который стремится к самовоспроизводству, но, в реальности, обновляется еще и за счет выборов (работа – «Правящий класс»). Михельс – исследуя партии (работа – «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии»), отмечал, что прямая народная демократия невозможна и люди вынуждены делегировать свои права меньшинству. Причины, ведущие к этому: управленческая деятельность слишком специфична, чтобы ее можно было контролировать; массы сами тяготеют к безразличию к политике и желают сильной власти, вождя из-за страха; сами вожди, лидеры способны подчинять массу своей воле (все это вместе: «железный закон олигархизации»). Парето – напрямую пользовался термином элиты, причем выделял ее во всех сферах жизни общества, поскольку люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. К политической элите он относил всех, кто прямо или косвенно участвует в управлении. Всю элиту он делил на «львов» и «лис». «Львы» - склонны к силовым методам управления, консерватизму, при них общество наиболее стабильно, но склонно к застою. «Лисы» - мастера демагогии, обмана, политических комбинаций, но они – слабы. Для того, чтобы в политике не возобладали слабые стороны обоих типов – нужно постоянное обновление элиты.

Есть классификация, по которой правящая элита делится на уровни:

1. Высшая – наиболее важные правящие посты;

2. Средняя – региональная.

3. Низшая – местная администрация.

4. При этом выделяется еще и – оппозиционная элита.

Выделяют 2 типа формирования и стиля поведения элит:

Открытая система – элиты формируются за счет выборов, регулярно обновляются, существует конкуренция. Основание для сохранения и получения власти – личные качества, таланты, для получения власти существует лишь небольшой набор формальных правил: послушность, верность и т.п. Такие элиты способны на диалог, дискуссию, способны принимать самостоятельные решения. Контроль за ними осуществляется через систему разделения властей и общественные организации. В таких системах отсутствует прямая иерархическая наследственность в смене лидеров.

Закрытая система – элиты формируются за счет строгого отбора на основе формальных критериев (преданность существующим порядкам, традиционным нормам поведения, исповедание официальной идеологии, активное подавление оппозиции). Имеется иерархия продвижения, посты занимаются по очереди, по выслуге лет, система приказов-исполнения, исключающая диалог, инициатива ограничена определенными (довольно узкими) рамками. Все основные вопросы решает узкая группа лиц, обществу сообщается только то, что свидетельствует о единстве и сплоченности руководства. Несогласие с официальной линией воспринимается резко отрицательно.

Одна из основных проблем – как обеспечить связь элит с интересами общества. Для этого существуют два механизма:

1. Демократический контроль: система выборов, контроль лидеров со стороны партий, общественных организаций;

2. Воспитание элиты ориентированной на открытость.

 

3. Политические процессы

 

Политический процесс – это развитие политической жизни.

Эволюция политической системы протекает двумя путями:

1. Модернизация и реформы, т.е. – мирные изменения.

2. Революции и войны, т.е. – изменения, происходящие вооруженным путем или путем переворота.

При этом реформа – это изменение в определенной сфере деятельности (управлении, образовании, политике, экономике, транспортной системе, правовой), которое проводит государство.

Модернизация – это комплексное изменение общества, его эволюция, которое может происходить и без сознательного государственного вмешательства.

Классическая теория модернизации рассматривает трансформацию традиционных, аграрных обществ современные, индустриальные.

 

Цитата: (из книги «Опыт российских модернизаций 18-20 вв.» М., 2000)

«Данный переход приводит к появлению и развитию передовых индустриальных технологий, а также соответствующих им политических, культурных и социальных механизмов, позволяющих указанные технологии поддерживать, использовать и управлять ими.»

 

Теорию применяли к странам Третьего мира (после распада колониальных империй) и основные работы выходили в 50-х – 60-х гг. В 1990-е гг., после распада СССР, Югославии и революций в Восточной Европе, наблюдался новый всплеск интереса к теории м. На протяжении всей II пол. ХХ в. теория менялась. Изначально предполагалось поступательное, постоянное развитие стран Третьего мира в сторону сходства с западной цивилизацией. В 80-е - 90-е гг. много стали говорить о периодах отступления, циклическом развитии, критиковать прогрессизм (кроме того, шла критика тезиса о всеобщности м., т.е., что все страны идут этим путем).

 

Революция – это резкий политический кризис, приводящий к смене формы правления. Известны Великая Нидерландская, Великая Английская, Великая Французская революции, которые свергали монархии и приводили к политической власти буржуазию. Свержение власти англичан в США 18 века также считается буржуазной революцией. Революции 1848-1849 гг. в Европе. В ХХ веке революция была весьма распространенным явлением. Они происходили в России (1905-1907, 1917, 1991), Германии (1918), Австро-Венгрии (1918), Турции (1908, 1920), Иране (1908), Мексике (1909), Китае (1911-1913 гг. – синьхайская революция), странах Латинской Америки, Азии, Африки.

В современный период известны «бархатные революции» 1989 – 1991 гг. в странах Восточной Европы, связанные со свержением коммунистических и социалистических правительств. Причем, если в Болгарии и Румынии к власти пришли либеральные силы, связанные с предыдущими коммунистическими правительствами, то в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии верх взяли открыто антикоммунистические лидеры. На территории бывшего СССР в 2000-х гг. произошли ряд революций: «революция роз» в Грузии (ноябрь 2003 г.), «оранжевая революция» на Украине (осень 2004 г.), «зеленая революция» или «революция тюльпанов» весной 2005 г. в Киргизии (свергнут Оскар Акаев).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технологии | Макроэкономика. Ф. И. Чернявский, доцент кафедры экономической безопасности Академии МВД Республики Беларусь, кандидат экономических наук
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.