Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь




Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь

 

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения нашей страны в составе Советского Союза осуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны государства, но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетно-налоговой политики просто исключалось.

С 1992 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетном устройстве», страна перешла на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах).

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах», при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие направления, то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем по ряду налоговых отчислений осуществляется их долевое использование. Среди налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные бюджеты, — налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы.

Вместе с тем есть и отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку:

– недостаточно самостоятельны;

– высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня;

– нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем из республиканского бюджета — в местные.

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие направления:

– обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной системы;

– поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

– повышение уровня жизни населения посредством увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

– государственная поддержка приоритетных отраслей реального сектора экономики.

Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения:

– дефицит бюджета — не более 3 % ВВП;

– уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП;

– уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета.

Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений.

Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7—8 основным. Политику государственных расходов планируется направить на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных расходов в ВВП, стабилизацию экономики, избирательную поддержку АПК, повышение эффективности финансирования жилищного строительства.

Заключение

 

Для устранения резких колебаний экономической конъюнктуры государство может применять инструменты фискальной политики — изменение налогов и государственных расходов. Увеличение налогов снижает уровень располагаемого дохода, совокупного спроса и выпуска продукции, а также сокращает бюджетный дефицит. Рост объема государственных расходов увеличивает совокупный спрос и выпуск продукции, а также повышает бюджетный дефицит.

Фискальная политика обладает рядом достоинств, основным из которых является ее способность сглаживать колебания делового цикла, изменять структуру совокупного спроса. Экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста.

Вместе с тем реализация бюджетно-налоговой политики связана с решением ряда проблем, обусловленных ее недостатками. К ним можно отнести прежде всего длительные временные лаги; невозможность точно рассчитать влияние изменений параметров фискальной политики на реальную экономику: эффект вытеснения; рост цен, вызываемый проведением стимулирующей фискальной политики и ослабляющий ее эффективность; подверженность влиянию политического цикла.

Вопросы для самоконтроля

1. Исходя из каких критериев фискальную политику подразделяют на стимулирующую и сдерживающую, дискреционную и автоматическую?

2. Чему равен мультипликатор государственных закупок и почему он больше налогового мультипликатора?

3. Назовите встроенные стабилизаторы и объясните механизм их действия.

4. Какие инструменты фискальной политики и каким образом должно использовать правительство во время спадов производства, инфляции?

5. Проанализируйте, к каким последствиям приводят монетизация бюджетного дефицита, его долговое финансирование.

6. Что представляет собой бремя государственного долга с точки зрения сегодняшнего и будущего поколений?

7. Оцените бюджетно-налоговую политику, проводимую в Республике Беларусь.

 


 

Глава 4 Денежно-кредитная политика
    Введение 4.1. Понятие и цели денежно-кредитной политики 4.2. Инструменты денежно-кредитной политики 4.3. Передаточный механизм кредитно-денежной политики 4.4. Эффективность денежно-кредитной политики Заключение

 

На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен. Денежно-кредитная политика проводится центральным банком страны, который контролирует денежную массу, уровень процентной ставки, объем кредитов, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические параметры. Опыт развитых стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, ибо могут привести как к инфляции, так и к спаду производства. Поэтому важно понимать сущность и логику, механизм реализации денежно-кредитной политики, уметь оценивать ее эффективность, знать основные инструменты и их влияние на деловую активность.

Цели лекции:

1. Изучить инструментарий и механизм кредитно-денежной политики.

2. Определить место органов внутренних дел при проведении кредитно-денежной политики Республики Беларусь.

3. Раскрыть значение изучаемых проблем для повышения профессионализма сотрудников МВД, формировать экономическое мировоззрение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.