Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах




 

Как известно из курса экономической теории, совокупное предложение — это общее количество конечных благ (товаров и услуг) в денежном выражении, произведенных в экономике за определенный период. Кривая совокупного предложения (AS) отражает функциональную зависимость величины выпуска (Y) от уровня цен в экономике (Р) (рис. 5.1).

 

P
Y
AS3
AS1
AS2

Рис. 5.1. Кривая совокупного предложения.

 

Изменение величины совокупного предложения под воздействием изменения уровня цен интерпретируется движением по кривой AS. Изменение совокупного предложения под воздействием неценовых факторов показывается смещением самой кривой AS влево—вверх (уменьшение предложения, из положения AS1 вположение AS2 или вправо — вниз (рост предложения, AS1AS2 ).

К неценовым факторам совокупного предложения относятся изменения в технологиях производства товаров и услуг, ценах производственных ресурсов, налогах.

Вид кривой совокупного предложения в различных теоретических концепциях полагается разным. Прежде всего, он зависит от рассматриваемого периода времени. Классическая модель макроэкономического равновесия, по существу, описывала экономику с характеристиками, присущими длительному периоду. Кривая совокупного предложения в данной модели выглядит в виде вертикальной линии LRAS (рис. 5.2).

P
SRAS- крат­коср. период
LRAS-долгоср. период
Y  

Рис. 5.2. Кривые совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Классическая модель предполагает, что номинальные экономические показатели — заработная плата, ставка банковского процента, уровень цен — являются гибкими и тем самым содействуют достижению макроэкономического равновесия. Реальные же показатели — уровень занятости, объем дохода (выпуска), реальный уровень заработной платы — зависят от неких постоянных характеристик (технологий производства, предложения труда и др.). Экономика функционирует в условиях полной занятости, фактический реальный объем национального производства соответствует потенциально возможному. Рост совокупного спроса, вызванный, например, выпуском в обращение дополнительных денег, не приведет к увеличению реального ВВП, а лишь повысит цены и номинальные заработные платы работников, т.е. вызовет инфляцию. Кривая долгосрочного совокупного предложения иллюстрирует независимость величины совокупного предложения от уровня цен (его абсолютную неэластичность по уровню цен).

В кейнсианской теории, напротив, кривая совокупного предложения представляется в виде либо горизонтальной линии SRAS (см. рис. 5.2), либо кривой с положительным наклоном. Такое поведение присуще совокупному предложению в краткосрочном периоде, в котором номинальные величины являются негибкими, относительно жесткими (поскольку цены и номинальные заработные платы не могут меняться каждый день и, кроме того, они не всегда изменяются одновременно и пропорционально). В случае экономических колебаний при стабильности номинальных показателей изменяются реальные показатели — если уровень цен вырос, а номинальная заработная плата осталась прежней, товаропроизводители склонны увеличивать количество нанятых работников и расширять производство. В краткосрочном периоде совокупное предложение является эластичным по уровню цен на товары.

Итак, в длительном периоде совокупное предложение более подвержено влиянию изменений технологий и объемов производственных ресурсов, в краткосрочном — уровню цен. Другими словами, если при исследовании краткосрочного периода основное внимание следует уделять анализу совокупного спроса, то, рассматривая длительный период, необходимо учитывать тенденции поведения совокупного предложения.

Существует несколько причин относительной жесткости цен и номинальных зарплат в краткосрочном периоде по сравнению с долгосрочным.

Во-первых, стабильность заработных плат и цен можно объяснить «ступенчатостью» их изменения, которая вызвана тем, что изменение цен «стоит денег». Для его осуществления фирмам приходится высылать клиентам новые каталоги, распространять среди своих торговых представителей списки новых цен или (если речь идет о ресторанах) печатать новые меню. Данные издержки, названные Н. Мэнкью издержками меню, заставляют фирмы корректировать свои цены не постоянно, а от случая к случаю. Аналогично, если пересмотр зарплаты производится два раза в год, то в целом за год она изменится, но в промежутках времени между пересмотрами останется постоянной. Соответственно, если анализировать достаточно короткий период и при этом не брать в расчет момент изменения заработной платы, то ее можно считать постоянной.

Во-вторых, медленное изменение цен связано с нескоординированностью, асинхронностыо действий фирм. Инфляция повышает все цены в экономике. Однако каждая отдельная фирма, даже зная об инфляции, предпочтет не повышать цены на свои товары первой и тем более не станет делать этого резко, опасаясь, что конкуренты не предпримут аналогичные меры и смогут резко увеличить свою долю в общем объеме продаж. Таким образом, если фирмы прямо не координируют свои действия, они будут обновлять цены на свою продукцию постепенно, оглядываясь на конкурентов, а возможно, предпочтут краткосрочные изменения объемов производства (или величины складских запасов). Асинхронность действий фирм может привести к медленной корректировке общего уровня цен даже при быстром повышении отдельных из них.

В-третьих, жесткость цен в краткосрочном периоде также объясняется ошибочными ожиданиями экономических субъектов. Проблема в том, что отклонение величины совокупного предложения от его потенциального уровня зависит от разницы между фактическим и ожидаемым уровнями цен. Если эти уровни цен совпадают, то объем выпуска в экономике будет равен потенциальному объему при полной занятости. Однако субъекты (как фирмы, производящие товары и нанимающие работников, так и сами работники) могут ошибаться в своих ожиданиях, в результате чего объем выпуска отклонится от потенциального, а соответственно, уровень занятости — от уровня полной занятости.

Каким же образом ошибочные ожидания экономических субъектов относительно динамики цен способны воздействовать на объем совокупного предложения?

Во-первых, субъекты хозяйствования наблюдают изменения цен, но точно не знают, какой из факторов повлиял на них в большей степени: либо в результате инфляции (дефляции) растут (снижаются) цены на все товары, либо в результате изменений в структуре спроса увеличиваются цены на товары, продаваемые данными субъектами, относительно цен на другие товары. Если работодатели повысили заработную плату в той же пропорции, в какой возросли цены на товары, ее реальный уровень не изменится. Но работники могут воспринять увеличение своей заработной платы как более значительное, чем уровень инфляции, и увеличить предложение труда. Это приведет к снижению реальной заработной платы, а соответственно, к относительному удешевлению продукции фирмы и росту ее производства — совокупное предложение возрастет при повышении цен.

Во-вторых, фирмы видят рост цен, но не знают, полностью ли он объясняется инфляцией и не повышается ли при этом спрос на товары. Они могут начать плавно расширять объемы производства и поднимать цены на выпускаемую продукцию, в результате чего происходит увеличение объема совокупного предложения и уровня цен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.