Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственного регулирования экономики




Субъекты и объекты регулирования. Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.

Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.

Носители экономических интересов – это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. Их индивидуальные экономические интересы, зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные, представляют выразители хозяйственных интересов.

В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления.

Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.

Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами:

– во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы;

– во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.;

– в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы.

Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям.

Объектом государственного регулирования может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга по характеру, иерархическому уровню (уровень фирмы, предприятия, региона, отрасли, сектора экономики, народного хозяйства в целом). Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д.

В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.

В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить:

– качественное преобразование процесса воспроизводства;

– денежное обращение;

– условия и источники накопления капитала;

– структуру народного хозяйства;

– структуру форм собственности;

– процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности;

– формирование конкурентной среды;

– формирование и развитие системы предпринимательства;

– развитие социальной сферы;

– механизм социальной защиты населения;

– трудовые отношения;

– окружающую среду;

– внешнеэкономические связи.

Экономика Республики Беларусь переходного к рынку периода как объект государственного регулирования. Чтобы представить современное состояние экономики республики и выяснить основные причины, обусловившие эту ситуацию, необходима, в первую очередь, трехсторонняя характеристика:

– оценка экономики Республики Беларусь как социально-экономической системы в составе бывшего СССР;

– оценка влияния распада СССР, подрыва и ликвидации командно-распорядительной системы на процессы социально-экономического развития республики;

– определение объективно необходимых путей развития экономики на современном этапе.

Беларусь была одной из наиболее благополучных республик бывшего Советского Союза. На конец 80-х годов XX в. приходится наивысший уровень ее социально-экономического развития. Занимая 0,9% территории бывшего СССР и имея 3,6% населения и 3,4% стоимости основных производственных фондов, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового национального продукта, 4,5% промышленных товаров и 5,6% продукции сельского хозяйства тогдашней огромной страны. Экономика республики являлась частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. 90% имущества, составляющего объекты производства, принадлежало государству и огосударствленным колхозам и кооперативам. До 80% объектов народного хозяйства на территории республики управлялись непосредственно из центра отраслевыми ведомствами, которые осуществляли централизованное фондовое обеспечение производства и социальной сферы материально-техническими ресурсами и реализацию продукции предприятий. Централизованно устанавливались фонд оплаты труда, доходы, развитие социальной инфраструктуры и многие другие параметры социально-экономического функционирования экономики республики.

Развиваясь как глубоко и широко интегрированная часть народнохозяйственного комплекса СССР, республика была зависимой от него и по источникам материально-технических ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства ориентировалась на вывоз продукции в другие регионы и не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.

Наиболее зависимой от экономических связей оказалась промышленность республики, где оборот ввоза и вывоза продукции достигал почти 75% общего объема промышленного производства. До 40% промышленной продукции предназначалось для военных целей.

Существенной особенностью экономики республики того периода был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления.

Беларусь отличалась неразвитостью социальной сферы и сферы услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода. Отягощающее повлияли на экономику республики Чернобыльская катастрофа и нездоровая экологическая обстановка в целом.

Такова была экономическая ситуация в республике к моменту провозглашения ее независимости.

С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1994-1995 гг. несколько уменьшить инфляцию, снизить дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.

Но в целом социально-экономическая ситуация в стране на конец 1995 г. оставалась сложной и противоречивой. Вместе с тем процесс рыночных преобразований осуществлялся. Можно констатировать, что к концу 1995 г. в основном было завершено формирование экономических институтов суверенного государства, создана независимая кредитно-денежная и банковская система, сформированы органы управления, выстраивалась инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов, складывался реальный облик модели экономического развития республики социально ориентированного типа.

С 1996 г. заметно оживились многие отрасли промышленности, внешнеэкономическая деятельность, увеличился выпуск продукции сельского хозяйства, сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений. В 1996-2000 гг. в экономике республики в целом имела место позитивная динамика экономического подъема: рост ВВП, инвестиций в основной капитал, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, рост производства товаров народного потребления, увеличение розничного товарооборота, рост внешнеторгового оборота.

Однако наряду с позитивными в этот период имели место и негативные тенденции. На фоне роста валового внутреннего продукта наблюдаются значительные различия в объемах выпуска продукции по отдельным отраслям. Несмотря на статистический рост инвестиций в основной капитал, их совокупный объем еще далек от уровня 1990 года. Ценовые перекосы и нестабильность валютного рынка повлекли нестабильность потребительского рынка, неорганизованный вывоз товаров первой необходимости из республики, бартерные сделки в реальном секторе экономики.

В 1998 г. в России разразился финансово-экономический кризис. Его негативное воздействие на экономику Беларуси во многом было обусловлено:

– высоким уровнем ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России;

– низкой конкурентоспособностью белорусских товаров;

– отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.

Все это говорит о том, что при вхождении в XXI век ситуация в экономике республики все еще остается сложной и противоречивой. Беларусь находится на начальном этапе трансформации своего хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику.

Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым лицом к нуждам и потребностей людей и открытым для всех членов общества.

В процессе формирования социально ориентированной модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода необходимо:

– создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;

– при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;

– сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;

– сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;

– создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.

Функции государства в системе регулирования экономики. Роль и сущность системы регулирования экономики предопределяют и раскрывают функции государства.

В условиях реформирования экономики особое место следует отвести такой функции государства, как защита экономического правопорядка и экономической безопасности.

Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени их важности и по времени реализации.

Генеральной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют дерево целей.

Цели государственного регулирования экономики разрабатываются и реализуются в тесной увязке друг с другом и, как правило, в современных правительственных и партийных программах в различных странах формируются в виде так называемых многоугольников:

треугольника (экономический рост, уровень занятости, стабильность цен);

четырехугольника (треугольник плюс внешнеэкономическое равновесие);

пятиугольника (четырехугольник плюс социальная справедливость);

шестиугольника (пятиугольник плюс охрана и улучшение окружающей среды).

Наиболее распространены четырех- и пятиугольник, называемые магическими.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее регулировании.

Важнейшими функциями государства также являются:

– направляющая и координирующая функции, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование противоречивых взаимосвязей общественного разделения труда;

– распределительная и перераспределительная функции связаны, как правило, с сокращением различий в размерах доходов и имущества между субъектами, с распределением дефицитных ресурсов. В первую очередь, речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, а также между отдельными группами населения. Для реализации этой функции главными являются налоговая политика и бюджетное регулирование;

– стимулирующая функция связана с активизацией сил, движущих развитие общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и др.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении;

– контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности. Важнейшей составной частью этой функции является государственный контроль за количественными и качественными параметрами социально-экономического развития общества, а также стратегическими ресурсами.

Государственный сектор экономики. В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества важнейшая роль принадлежит государственному сектору. Государственный сектор – это часть экономики страны, представляющая комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам, полностью контролируемая государством.

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. Как правило, государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой. Он охватывает отрасли, оставленные ему частным капиталом, в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.

Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования. Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.

Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса. Наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи:

– усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами;

– повысить общее антикризисное воздействие;

– регулировать потоки инвестиций;

– упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

– противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

– стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

– реализация государственной структурной политики;

– поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

– поддержание определенного уровня цен;

– решение проблем занятости;

– обеспечение внешнеэкономического равновесия;

– обеспечение приоритета социальных целей.

Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:

– сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли отраслях;

– использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;

– высокий уровень социальных расходов;

– отсутствие конкуренции;

– государственное финансирование и т.д.

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, амортизация, цены и т.д.).

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные – опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Особая роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов.

Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация; она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.

Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки.

Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование – ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.

В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления (формы):

– планирование, программирование и прогнозирование;

– финансово-кредитное регулирование;

– антимонопольное регулирование;

– дерегулирование экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.