Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военная проза 80-х – 90-х гг




Это период кризиса для военной прозы, причины:

1. изменилось само отношение в Великой Отечественной Войне в обществе: прежде она воспринималась как нечто святое, не ставились под сомнение ее цели и смысл; сейчас с гласностью пошла целая волна «ченухи» о ВОВ, в том числе печаталась масса статей, дискриминирующих героев войны, но потом выяснялось, что это неправда. Появлялись публикации, что в самом начале войны виноват не Гитлер, а Сталин, хотя это и абсурд («Ледокол» А. Суворова). В результате в общественном сознании возникла «смердяковская» идея – война была бессмысленной, не стоило противостоять Гитлеру, мы бы жили лучше, если бы не стали сопротивляться немцам. Но потом эта волна стала спадать.

2. распались дружеские взаимоотношения писателей-фронтовиков. Раньше это было фронтовое братство, объединенное общим мировосприятием. В начале 90-х они разошлись в своих политических убеждениях и даже стали врагами (Быков и Бондырев). Сама тема войны продолжала обсуждаться, но это была совершенно другая военная проза.

 

К этому периоду относится публикация романа Вас. Гроссмана «Жизнь и судьба» 88 г. Написан был еще в 60-е, но тогда не опубликовал его, даже не пытался. Объяснял это тем, что он не уверен в концепции этого романа, и у него зыбкая почва под ногами: нет уверенности, что он прав. В конце 80-х этот роман оказался актуальным, был воспринят на ура.

Концепция войны в романе:

Произведение построено на антитезе свобода – рабство. Для автора жизнь – свободный поток, а судьба – жесткие рельсы. Согласно его концепции, люди, которые идут защищать свою страну, субъективно идут воевать за свою свободу. («Свободы хочу – за нее и воюю»). Но объективно получается наоборот: люди отвоевывают для себя не свободу, а рабство. Потому что победа нашей страны в этой войне означает победу Сталина, а он – символ деспотизма, тирании. С этой точки зрения, Гроссман приравнивает значение репрессий 37 г. и победу в Сталинградской битве, потому что и то, и другое – это торжество Сталина.

В своем романе автор подчеркивает родство между советской и фашистской идеологиями, подчеркивается сходство характеров Сталина и Гитлера. Сходство систем строится на том, что та и другая системы тоталитарны – значит, существует какой-то механизм страха (репрессии), второй признак – антисемитизм.

Он говорит, что обе системы – две формы одной сущности. Но есть различия: гитлеровская система строилась на превосходстве одной нации, а сталинская – на превосходстве одного класса (пролетариата) над другими. Значит, это сходные формы двух разных сущностей.

 

Виктор Астафьев «Прокляты и убиты» 94 г.

Концептуальная идея заключается в том, что война – это жестокое испытание, посланное нашему народу грех атеизма. Носителем этого греха является советское государство. Отсюда вывод: защищать такое государство – значит, идти против христианской совести. Для русской литературы это беспрецедентная идея, такой антитезы между патриотизмом и христианской идеей никогда не возникало.

Композиционно роман состоит из 2-х частей. 1 посвящена жизни героев в запасном полку, когда они еще не на войне, только готовятся к отправке на фронт. Образ жизни в запасном полку ассоциируется для Астафьева и его героев с образом ада: здесь царит абсолютная вражда между людьми, так как каждый думает только о том, как бы отхватить лишний кусок и оттолкнуть другого, воровство и доносительство. Ни у кого нет никаких мыслей о войне как о защите Родины. Самые близкие герои автору воспринимают свое пребывание в этом полку как кару божью.

Композиционный центр 1 части – сцена суда над дезертирами. Братья Снегиревы уходят из полка в село к матери, это недалеко. Уходят на 1 день, потом возвращаются. Они попадают за это под трибунал, их приговаривают к расстрелу. Астафьев подробно описывает сцену суда, которая проникнута идеей, что для власти любой обычный человек, простой солдат – заранее враг, отсюда и такой исход суда. Эта ситуация осмысливается не как трагедия для всех участников. У него командиры и комиссары – нелюди, абсолютное зло.

2 часть посвящена форсированию Днепра. Тех, кто только что прибыл на фронт, посылают на другой участок Днепра, чтобы отвлечь на себя противника: используют как пушечное мясо, посылают на гибель. Провожают их на фронт со словами: «Идите и умрите за Сталина». И они действительно вынуждены умирать. Астафьев подчеркивает, что этих молодых солдат фактически насильно гонят защищать чужое для них государство. Они не видят для себя никакого смысла в том, чтобы гибнуть, и показано это как насилие со стороны власти над человеком. («Батальоны просят огня» - тематически аналогичная ситуация, но противоположная по идее. Для Бондарева герои гибнут из-за обстоятельств, но это не ставит под сомнение цель самой войны и необходимость защищать свою Родину, у Астафьева - наоборот). В тексте Астафьева говорится, что преступно защищать советского учителя, советского юриста и т.п.

Антитеза между советской и немецкой армией. Советская – неорганизованность, глупость, необдуманность, немецкая – все наоборот.

Астафьев получил премию за роман от правительства Германии. Когда он умер, ни один из фронтовиков и его бывших друзей не пришел на его похороны.

 

У обоих этих романов есть общая идея: трагической ошибкой было защищать Советский Союз и сталинскую систему. При этом в обоих случаях авторы обходят вопрос альтернативы – что тогда стоило делать?

 

Александр Межеров – стих. «Мне в атаках не надобно слова вперед».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.