Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Солженицына

«Архипелаг ГУЛАГ»

 

Солженицын определил АГ как опыт художественного исследования, важно и то, и то, потому что исследование ведется с помощью художественных образов. Солженицын ставит перед собой задачу проанализировать то, что произошло с нашей страной в XX в. и дать ответ на вопрос, почему это произошло? Сам автор в одной из своих лекций провел разграничение между художественным исследованием и научным исследованием, он объяснил это так: научное исследование оперирует точными цифрами, а для художественного исследования могут быть значимы 2 цифры, а между ними - «прыжок воображения». Этот прыжок может порождать неточные количественные отсылки. Солженицын гиперболизировал количество пострадавших от репрессий, это делает его исследование ненаучным, но он и не претендует на это.

Аспекты художественного исследования:

1. формальный географический аспект – рассмотрены острова этого архипелага, рассмотрена широта их распространения, получается некий образ гигантского спрута, охватившего всю страну.

2. исторический – рассмотрена «история русской каторги» от времен Радищева до середины XX в. Вывод таков, что жестокость обстановки на этой каторге все более возрастает.

3. нравственно-психологический – автор исследует, что происходит с личностью, попавшей в жернова репрессий, как постепенно из обычного гражданина он превращается в «аборигена» этого архипелага. Автор исследует в данном аспекте не только заключенных, но и людей, которые имеют отношение к самой этой системе: охранников, начальство, обслугу и т.д. Он делает вывод о том, что система массовых репрессий изменяет личность и других людей, которые к ней имеют отношение, а не только заключенных. Психологическим изменениям подвергается и жертва, и палач. Ставит вопрос: что может помочь человеку противостоять этой системе? С его точки зрения, психологической опорой не может стать идеология, а может стать, например, религиозная идея. В АГ есть большая часть, посвященная судьбам сектантов, православных. Солженицын проводит четкую антитезу: показывает, что убежденные коммунисты в этих жерновах достаточно быстро ломаются, а верующие сохраняют стержень своей личности. Кроме религии, опорой могу стать и личные качества: свобода духа, нравственная основа личности.

4. философский – ставит вопрос, почему произошла трагедия с нашей страной и кто в ней виноват. Этот вопрос решается именно в философском плане. Солженицын далек от шестидесятников, которые в свое время полагали, что виноват Сталин. Он показывает, что, несмотря на крайне отрицательные черты Сталина, действие одного человека не могли произвести такой эффект. Он считает, что виновата идеология, а в конечном итоге ответственность лежит на идее и на людях, которые ее породили и претворили в жизнь. ГУЛАГ – порождение сталинизма, сам сталинизма – порождение марксизма, а марксизм – порождение коммунистической идеи, сформулированной в манифесте Маркса и Энгельса. Таим образом, получается, что идеолог несет нравственную ответственность за последствия осуществления своей идеи.

 

Образ автора – важная составляющая. Он представлен в 2х ипостасях: 1 – повествователь. Эта ипостась является композиционно объединяющей, стержневой для произведения. 2 – автор как герой своего произведения, как личность, которая изображается в этом произведении. Солженицын прослеживает и анализирует в этом произведении собственную судьбу и отмечает роль гулаговского опыта в его жизни, и он считает, что роль эта благотворна. Он пишет: «благословляю тюрьму». Солженицын пишет о себе, что он был в 30-40-ее ярым последователем коммунизма, причем в троцкистском варианте. Был репрессирован по 58 статье за письма, в которых осуждал Сталина за то, что он слишком мягок, что он отверг троцкистский путь, который был более радикальным и жестким. После гулаговского опыта превратился в последовательного антикоммуниста. Говорил, что в юности мечтал написать роман «Люби революцию!», в конечном итоге написал совсем другое – несколько произведений, которые можно объединить одним названием «Ненавидь революцию!»…

Он считает, что именно заключение дало ему понятие настоящей свободы духа, противостояния испытаниям. Кроме того, в лагерной библиотеке можно было прочитать то, что нельзя было найти на свободе.

 

«В круге первом»

 

1 вариант – в конце 50-х гг, был более радикальным, Солженицын писал его «в стол». В конце 60-х гг. он переделал его в менее радикальный, но его все равно не опубликовали. Экспозицией является история дипломата Иннокентия Володина. Он по роду службы имеет отношение к различным аспектам государственной тайны. Ему становится известно, что в США произойдет встреча кого-то с кем-то, в результате которой СССР получит секрет атомной бомбы, а значит, власть над миром получит лично Сталин, что повлечет за собой катастрофу для всего человечество (это убеждение и автора, и героя). Очень важно, что эта ситуация чисто условна, т.к. абсолютно не соответствует историческим реалиям: как только США узнали, что такое атомная бомба, они сразу ее использовали, а СССР ни разу ее не использовал. Солженицын этот очень серьезный факт игнорирует, и получается, что атомная бомба в руках США – это нормально, это защита мира, а в руках Сталина – катастрофа.

Отсюда решение героя – раскрыть информацию американским властям, сотрудники американского посольства не верят в это, не реагируют. Но зато реагирует НКВД! Начинается расследование. Свидетелей не было, нет следов, есть лишь запись голоса. Задача следователей – вычислить человека по голосу.

Действие разворачивается в «шарашке». В основном там находятся физики и математики, которые могут работать и жить лучше, чем люди в лагере. Это 1 круг ада, если считать адом ГУЛаг, первый, то есть наименее жестокий.

3 основных героя: Глеб Нержин – второе я автора, прототип – сам Солженицын; Рубин – прототип Лев Кобелев; Солобдин – прототип Дмитрий Панин. Все 3 героя должны решить: им предлагается оказать содействие властям – создать прибор, который сможет расшифровать голос и идентифицировать человека. Если отказываются – отправляются в лагерь – «голод, холод и мрак».

Солженицын создает выразительную антитезу между Рубиным и Солобдиным. Политические убеждения: Рубин – убежденный и искренний коммунист, то, что он попал в жернова этих репрессий, ему представляется ошибкой, при этом он остается очень преданным коммунистическим идеям. Солобдин – убежденный антикоммунист, антисталинист. Национальный вопрос: Рубин – еврей, Солобдин – русский дворянин по происхождению, до определенного момента он представляется славянофилом. Рубин – атеист, Солобдин – католик. Рубин – полиглот, его Родина – весь мир, его цель - знать как можно больше языков. Солобдин считает, что родной язык нельзя замутнять иностранными заимствованиями. Сходство между ними в том, что оба считают, что их идеи – истина в последней инстанции, оба не сомневаются в своей правоте. Оба не считают возможным, чтобы простой человек мог иметь свои идеи и мог разрушить их философию. Для них, например, дворник – низшая каста.

Солобдин создает «абсолютный шифратор», но ставит условие: он хочет обменять его на свободу. А Рубин пошел на сотрудничество, потому что ему важна судьба партии. Нержин единственный отказывается от этой работы и предпочитает потерять все свои привилегии и отправиться в лагерь. О считает, что наиболее перспективный путь борьбы – это писательство: рассказать правду о том, что происходит в ГУЛаге. Ему принадлежит суть солженицынской идеи «слово разрушит бетон». Его выбор поможет ему познать всю сущность гулаговской системы и рассказать потом всю правду.

В названии есть еще подтекст: в романе прочитывается идея, что вся Россия под властью Сталина – это ад. Люди в заключении – только в 1 круге, но гораздо больше страдают люди, которые вроде бы формально свободны, но над ними тяготеет духовное рабство.

 

Лекция 13 (11.05.2012)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кризисы основных литературных потоков на рубеже 80-х – 90-х гг | Проза В. Шукшина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.