Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод и принципы КП

Метод КП – метод правового регулирования – это средство и способ юрид.воздействия на группу общ.отношений. Под методами КП понимается сов-ть приемов, средств, форм правового воздействия на регулируемые КП общ.отношения и их участников.

Методы конституц.-прав. регулирования разграничиваются в зависимости от характера содержащегося в КПН предписания на:

1) управомачивающий: наделение участников конст.-прав.отношений опред.правомочиями: управом.нормы КП закрепляют полномочия гос.органов, права субъектов Федерации и т.д. (ст. 73 К-ции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой гос.вл.; п. б. ст.83 К-ции – Президент имеет право председат-ть на заседаниях пр-ва);

2) метод обязывания: обязывающие нормы закрепляют обяз-ть субъекта действовать в соответствии с предписанием (кандидат обязан платить установленные законом налоги и сборы);

3) метод дозволения/ диспозитивный: предписания, сод-ся в данных нормах, разрешают субъекту права действовать по своему усмотрению (ст. 66 - по представлению законодат. и исп. органов автономной области, автономного округа м.б. принят ФЗ об автономной области, автономном округе); данный метод связан с управомачивающим, но предписания, содержащиеся в первом не управомачивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

4) метод запрещения /императивный: предписания запрещают субъекту права осущ-ть перечисленные в норме действия (ч. 5 ст. 13 К-ции РФ: запрет на создание и деятельность общ.объединений, направленных на насильствен.изменение основ гос-ва).

 

Принципы КП – это объектив. закономерности, лежащие в основе содержания и методов регулирования конституц.правоотношений. П-пы КП одновременно выступают принципами системы права в целом (законность, равноправие, справедливость, уважение прав и свобод человека, правосудие, право соц.свободы, демократизм, единство юр.прав и обяз-тей, взаимоответ-ть гос-ва и личности, юрид.отвественность, гласность, верховенство К-ции среди НПА и т.д.) →

с помощью конституц. регулирования закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности; обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юрид. уровне; закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

3. Источники КП – внешняя форма выражения права; это НПА, сод-щие КПН (посредством чего они устанав-ся и получают юр.силу); (относятся только действующие НПА);

они многообразны, отличаются по форме: м.б. к-ции, декларации, уставы, законы, указы, регламеты, постановления, договоры;

имеют разл.юр.силу и вследствие этого делятся на виды:

1) источники общефедер.уровня (действующие на всей тер-рии РФ)

К-ция РФ – основ.источник отрасли КП, тк

- имеет выс.юр.силу (ст. 15 К-ции), прям.действие и применяется на всей тер-рии РФ, остальное зак-во не д.противеречить К-ции;

- устан-т КПН общего х-ра, кот-ые явл-ся основополагающими для конституц.-прав.регулирования (все др.источники КП исходят п.в. из норм К-ции РФ, детализируют их);

- отлич-ся широтой сод-я норм: последние воздействуют на все сферы жизнедеятельности общества (эконом., полит., соц., дух.), что выделяет К-цию среди др.источников КП, связанных с регулированием к-л.конрет.сферы отношений;

- устанав-т иерархию иных источников КП: опред-т виды источников КП федерального уровня (устанав-т наименование НПА, их юр.силу, порядок принятия, отмены и опубликования);

- установленный в ней нормы служат формой воплощения гос.воли, народ.воли (в ней опред-ся те цели, кот-ые ставит перед собой общество, а также принципы организации последнего и его жизнедеятельности);

- явл-ся актом наивыс. прав. и обществ.значения (ее нормы кас-ся кажд.гражданина, всех соц.субъектов)

→ К-ция РФ устан-т нормы, составляющие ядро отрасли КП, основу конституц.-прав.регулирования общ.отношений, входящих в ее предмет;

 

- общепризнанные принципы и нормы международ.права и международ.дог-ры РФ, кот-ые согласно ч. 4 ст. 15 К-ции РФ явл-ся состав.частью прав.системы РФ;

сод-ся в межд.-прав.актах (декларациях, хартиях, конвенциях, пактах) и признаны мир.сообществом (очень много после 2МВ – Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражд.и полит.правах, Европ.конвенция прав человека, Хартия МСУ и т.д.);

если, международ.дог-ром РФ установлены иные нормы, чем предусмотренные рос.зак-вом, то применяются правила международ.дог-ра;

их наличие в прав.системе России обусловлена процессами глобализации, при этом они не теряют своего международ.-прав.х-ра и не превращ-ся напрямую в состав.часть нац.внутр.права РФ);

вкл-т те межд.принципы и нормы, кот-ые напрямую относятся к предмету КП: связанные с проблемами прав и свобод человека и гражданина, с гражданством, реш-м? о беженцах, устанав-м принципов отношений с ех.союз.республиками и т.д. (Дог-р о создании СНГ, Дог-р о создании Союз.гос-ва между РФ и Республикой Беларусь от 8 дек. 1999 г.);

* В ЕС на основании международ.лог-ров практически создано надконституционное/ коммунитарное право, такая тенденция сей наметилась в СНГ;

- ФКЗ и ФЗ, сод-щие КПН (закон – наиболее распр-ная форма установления КПН) и регулирующие наиб.важ.сферы общ.жизнедеятельности (во многих статьях К-ции указ-ся, по каким? д.применятся только форма закона, т.е. какие отношения м.регулир-ся только законом (напр-р, принимаются по предметам ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов, субъектов), также – ст. 20 (о см/к), 25, 29 (перечь изданий, состав-щих гос.тайну), 36 (условия и порядок пользования землей), 70, 81, 84 и др.).

ФКЗ в отличие от ФЗ не м.б. принят по любому актуальному?, тк согласно ст. 108 К-ции РФ ФКЗ принимаются только по?, непосред-но предусмотренным ею

о референдуме, «О Конституц.Суде РФ», о суд.системе РФ, о федеральных судах, о Пр-ве РФ, «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», о военном и чрезвыч.положениях, о гос.символике, о порядке принятия в РФ нов.субъекта (уже приняты), предстоит принять – о Конституц.собрании, созыв кот-го предусмотрен ч. 2 ст. 132 К-ции (если предложение о пересмотре положений глав 1 (основы конституц.строя), 2 (прав.статус человека) и 9 (МСУ) будет поддержано 3/5 голосов от общ.числа членов СФ и депутатов ГД, то в соотвествии с ФКЗ созывается КС-е), т.е. их перечень не явл-ся закрытым (напр-р, сей – объединение нескольких субъектов РФ в 1: 2007 г. – Пермской обл. и Коми0Пермяцкого авт.округа, кот-е регул-ся новоизданным ФКЗ);

Также ФКЗ по сравнению с ФЗ облад-т более высокой юр.силой (ч. 3 ст. 76 К-ции);

для ФКЗ предусмотрен усложненный порядок принятия палатами ФС (квалифиц.большинством в кажд.палате) =>

ФКЗ рег-т наиболее важные с т.зр. К-ции общ.отношения, а К-ции гарантирует их пролонгированную неизменность;

ФЗ – к источникам КП относятся только те из них, кот-ые регул-т конст.-прав.ин-ты (тематика обширна): о гражданстве, «Об обществ.объединениях», о пол.партиях, о СМИ, свободе совести и религ.объединениях, собраниях и митингах, о праве на свободу передвижения, выбора места жительства, гарантиях избират.прав, о формировании СФ, о выборах депутатов ГД, «О Президенте РФ», о статусе депутатов ГД и членов СФ, об общих принципах организации законод.и исп.органов гос.вл. субъектов РФ, о Счетной палате, Цент.банке, прокуратуре, гарантиях прав коренных народов, национально-культурной автономии, общ.принципах организации МСУ и др.;

При этом к КП относятся не все ФЗ, регулирующие права граждан, а только устанавливающие гарантии личных и политич.прав и свобод; ФЗ, обеспечивающие раелизацию экономич., соц., культур., экологич. и др. прав, входят в с-в др.отраслей права (граждан., труд., экологич-го, права соц.обеспечения и т.д.);

Принятие ФЗ предусматривается К-цией как на федер.уровне (ч. 1 ст. 77 – о общ.принципах организации законод.и исп.органов гос.вл. субъектов РФ), так и региональном – уровне субъектов (ч. 3 ст. 66 – по представлению зак.и исп.органов АО или обл. м.б. принят ФЗ об АО/обл.), а также м.приниматься ФЗ, непосредственно не предусмотренные К-цией РФ, но чья возможность принятия вытекает из тематики регулируемых ими?, если последняя находится в рамках определенных К-цией предметов ведения РФ или совмест.ведения РФ и ее субъектов (ФЗ «Об онов.гарантиях избират.прав и права на участие в референдуме граждан РФ»);

 

Особ.разновидность ФЗ – законы РФ о поправке к К-ции РФ:

- закон РФ о поправках к К-ции РФ, вносимых в порядке, предусмотренном ее ст. 136 (данный НПА непосред-но в К-ции не назван, тк он опред-н при толковании ст. 136 Конституц.Судом): ос-ть – времен.х-р собств.регулирующего воздействия, кот-ое поглощается внесением поправок в К-цию; до наст.времени еще не принимался;

- подзаконные НПА: указы Президента (особая важность в период до принятия К-ции 93 г. и в первое время ее действия, когда указы П. = ФЗ), постановления палат ФС, Правит-ва и иными федер.органами исп.вл. (пределы их нормотворчества определены К-цией и ФЗ);

- регламенты палат ФС – соб.вид источников КП, это НПА, опред-щий порядок деятельности коллегиального органа; различают р-ты представит.органов гос.вл. (Р-т ГД ФС РФ, Р-т СФ ФС РФ, р-т законодат.органа субъекта РФ), р-ты представит.органов МСУ,исп.органов гос.вл. (Р-т Пр-ва РФ, пр-ва субъекта РФ), р-ты исп.органов МСУ (Р-т мест.администрации), р-ты избиркомов (Р-т Цент.избират.комиссии, избиркома субъекта РФ);

близки к последним - положения о различ.внутр.органах, образуемых органами зак. и исп.вл. (Положение об Администрации Президента РФ, Положение о полпреде Президента РФ в федер.округе и т.д.);

- декларации (офиц.заявление): источник, достаточно близкий к К-ции по х-ру формулируемых в нем норм (преоблад-т нормы-принципы, обязательные для всего конституц.-прав.развития гос-ва: новые концепции, опред-щие развитие гос-ти; принципы внутр. и внеш.пк);

важны при изменении основ гос./конституц.строя, напр-р, как Д-ция «О гос.суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г., Д-ция прав и свобод человека и гражданина от 22 нояб. 1991 г.: сод-ся в них нормы стали основой для изменения действовавшей К-ции РСФСР 1978 г. и подготовки текста К-ции 1993 г. (в Д-ции от 12 июня: верховенство К-ции России, принцип разделения властей, Россия как правовое гос-во; в Д-ции прав… - перечень демократич.прав и свобод, ин-т праламентского уполномоченного по правам человека);

сей. – сохраняют юр.силу, но больше имеют историч.значение;

- решения суда: Конституц.Суда /КС, региональных конституц-х (уставных) судов по?, относящимся к предмету данной отрасли (суды не принимает НПА, кот-ые уже по опред-ю явл-ся источниками права, но…): устанавливаемые в его решениях прав.позиции о признании НПА или его части несоответствующим К-ции влекут прекращение действия данного акта или его отдельной нормы; КС дает офиц.толкование К-ции, выявляет конституц.-прав.смысл законов и иных НПА, а его решения явл-ся обязат-ми для всех субъектов правоприменит.деятельности = КС по роду своей деятельности вкл-н в правотворч.процесс;

Особ-ти как источников КП: сод-ся не в нормативных, а в правоприменительных актах, коими явл-ся суд.решения; это результат ворческого истолкования норм права; учитывается только законность, а не целесообразность избрания опред.схемы прав.регулирования; решения принимаются не инициативно (как у правотворческих органов), а только при наличии установленных законом поводов и оснований;

М.В.Баглай относит сюда и постановления Верховного суда РФ, имеющие отношение к конституц. правам и свободам (постановление "О некоторых вопросах применения судами К-ции РФ при осуществлении правосудия" от 31 окт. 1995 г.);

- обычаи, деловые обыкновения (неписаные правила, сложившиеся стихийно, но повторяющиеся в поведении людей как тардиции): так, ст. 1 ФЗ «О тер-риях природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДВ РФ» опред-т обычаи коренных малочисленных народов данных регионов как тардиционно сложившиеся правила поведения, имеющие прав.значение;

а из делов.обыкновений организации работы избиркомов вышли многие прпвила современного рос.избират.зак-ва;

 

2) источники, относ-щиеся к федер.уровню и уровню субъектов РФ:

- предусмотренные ч. 3 ст. 11 К-ции РФ дог-ры между органами гос.вл. РФ и органами гос.вл. субъектов РФ: изначально - Федератив.дог-р от 31 марта 1992 г., а затем дог-ры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами (1994 г. – с республикой Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкарией и др.); данные дог-ры б.призваны, исходя из ос-тей субъектов, конкретизировать установленное для них К-цией разграничение предметов ведения и полномочий;

Однако с 2000 г. действие большинства этих дог-ров б. прекращено по взаим.соглсию федер.органов гос.вл. и органов гос.вл.субъектов РФ, и сей диапазон их применения достаточно ограничен;

Помимо этого согласно ч. 4 ст. 66 К-ции РФ м.закл-ся дог-ры не только между фед.органами гос.вл. и органми субъектов РФ, но и между органами гос.вл. края, области и органами входящих в их состав авт.округов (дог-р 2004 г. между органами гос.вл. Тюменской обл. и органами гос.вл. Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого авт.округов: разграничение полномочий, решение? отношений между субъектами);

- решения референдумов, проводимых в соотвествии с федер.и регион.зак-вом (результаты референдумов по? образования нов.субъекта РФ, проведенных в Пермской обл. и Коми-Пермяцкой АОк; Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском АОк-гах послужили основанием образования нов.субъектов РФ – Пермского и Красноярского краев;

 

3) источники, действующие только на тер-рии субъектов РФ:

- К-ции республик и уставы др.субъектов РФ – основополаг.источники КП субъектов РФ (К-ции принимаются только в республиках, а уставы – в иных субъектах – АО/обл., краях, областях, ГФЗ), тк опред-т статус субъекта в с-ве РФ;

при этом согласно К-ции РФ по юр.силе и предмету регулирования К-ции республик и уставы равны, отличие –принятие К-ции республики на референдуме, а устава – только зак.органом субъекта;

сод-т нормы, закрепляющие прав.статус субъектов, основы их устройства, компетенцию, стр-ру органов гос.вл. и МСУ;

- законы, постановления и иные НПА, принимаемые регион.органами зак. и исп. вл.;

- НПА представит.органов МСУ, сод-щие КПН (напр-р, уставы/положения МО), кот-е согласно ФЗ «Об общ.принципах организации МСУ в РФ» принимаются только по? мест.значения и вкл-т в себя регулирование основ организации МСУ и его стр-ры

* В зарубежных странах источниками КП признают суд. прецеденты, обычаи и доктрины. В рос.конституц.-прав. теории и практике это пока не признается.

Перечисленные источники КП составляют позитивное КП. Кроме позитивного прав. регулирования, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Естественное право должно все больше пронизывать весь процесс применения позитивного права.

4. Система КП – внутр.стр-ра права (нормы-институты-отрасль), объективно отражающая реально сущ-ющие и развивающиеся общ.отношения;

О.Е. Кутафин: система КП складывается из последовательности КПин-тов (обусловлена теми связями, кот-ые сущ-т между ее нормами и опред-ют основы разделения этих норм и их интеграции в прав.институты), кот-ые бывают простые и сложные (ин-т конституц. статуса личности / ин-т "гос-во и личность", состоящий из более простых – ин-т гражданства, ин-т прав, свобод и обяз-тей человека и гражданина);

КПИ принято располагать по аналогии с последовательностью глав действующей К-ции - от норм, регулирующих общие принципы к более конкрет. нормам: КПИ, закрепляющие: основы конституц. строя РФ, взаимоотношения гос-ва и личности, федератив. ус-во РФ, система органов гос-ва и МСУ (М.В. Баглай относит сюда президент.вл, зак.вл., исп.вл.,суд.вл., порядок внесения поправок и пересмотр К-ции РФ).

Кажд.КПИ облад-т своей спецификой, кот-ая опред-ся:

- прав.воздействием на соответ.сферу общ.отношений (в формах закрепления, установления, допущения и т.д.);

- ос-тями механизма действия КПН, способами их реализации (действие нормы м. не порождать конрет.правоотношений или реализ-ся через конрет.правоотношения, или через правоотношения общ.х-ра);

- степенью конкрет.направ-ти конституц.-прав.регулировапния (нормы одних ин-тов устан-т лишь принципы прав.воздействия на обшир.соц.сферы; других – конкретно регул-т опред.общ.отношения);

- субъектным составом (нормы одних ин-тов адресованы к конкрет.субъектам либо опред.виду субъектов, других – ко всем субъектам права);

- способом прав.защиты действия КПН, формами и методами ответ-ти правообязанных субъектов (в одних ин-тах преоблад-т общ.мех-м охраны К-ции и конституц.строя, в др. – конрет.воздействие на субъекта, нарушающего КПН, путем отмены неправомер.актов и действий);

- спецификой форм выражения охватываемых дан.ин-том прав.норм (в одних ин-тах нормы имеют конституц.форму выражения, в др. – выражены в текущ.зак-ве);

- видовым х-ром норм соответствующего КПИ (в одних ин-тах преоблад-т нормы-принципы, цели, дефиниции, в других – нормы конрет.регулирующего действия);

- степенью и масштабами включенности др.отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании КПН (нормы некот-рых КПИ сод-т установления, кот-ые не м.б. реализованы только в рамках конституц.-прав.регулирования);

- целенаправленностью прав.регулирования (в последнем отраж-ся тот результат, кот-ый д.б. достигнут действием данной группы КПН – правовое гос-во, реализация прав и свобод человека в полной мере и т.д.);

- функциями, присущими кажд.конрет.КПИ (они опред-т его место в системе отрасли в целом, х-р связи отрасли и ин-та, его взаимодействие с др.КПИ);

- принципами, свойственными каждому КПИ (руковод.начала, кот-м подчинено совокуп.действие всех норм данного ин-та).

Наиболее круп.КПИ (сод-щие большое кол-во норм и закрепленные в целом ряде зак.актов), по мн. А.Е. Постникова, м. именоваться подотраслями КП (основы прав.статуса человека и гражданина, избират.право, основы организации гос.вл. и МСУ).

В системе КП КПН и КПИ образуют 2 подсистемы: федеральное КП и КП субъектов РФ, предметы регулирования кот-х разграничены.

Система КП п.в. обусловлена системой К-ции РФ, т.е. с-вом и последовательностью расположения в ней норм, посвященным опред.КПН и КПИ (нормы, регулирующие прав.статус человека – во ВТОРОЙ главе); однако система КП в целом не явл-ся точ.слепком с системы К-ции, тк первая постоянно развивается вслед за развитием общества, а вторая отлич-ся опред.консервативносттю для сохранения в нем стабильности (напр-р, в К-ции нет отдельной главы или статьи, посвященной избират.системе или избират.зак-ву, но сей на основе К-ции сформировалось избират.право как подотрасль КП).

Система КП складывается не случайно, а под воздействием общ.тенденций развития общества (демократии, гражд.общества и т.д.

А.Н. Кокотов: система КП вкл-т общую (сов-ть основ.общеконституц-х принципов, воздействующих на все рос.право: см. основ.КПИ) и особенную части: в рамках последней выделяется 2 группы норм: гос.право и гражданско-публичное право (см. на доклад)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и предмет КП | Место КП в системе права. Тенденции развития отрасли КП РФ на современном этапе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.