Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок принятия Конституции РФ

- опред-ся Указом Президента РФ – Б.Н. Ельциным от 15 окт. 1993 г. № 1633 «О проведении всенарод.голосования по проекту К-ции РФ»: процедура принятия регламентировалась Положением о всенарод.голосовании по проекту К-ции РФ – это

- сов-ть прав.норм, связанных с проведением референдума:

а) закреплялись его п-пы: как проводится, кому принадлежит право участия и кто не м.б. субъектом голосования (ст. 2 П-я: р-м – всеобщий и равный, проводился путем тайного голосования, право участия – у достигших 18 лет, лишеы – недееспособные и заключенные);

б) порядок проведения р-ма:

- организация и проведение – на избиркомы с наделением их соответ.полномочий;

- опред-е порядков и сроков проведения агитации (ст. 14: право граждан и обществ.объединений вести агитацию «за» или «против» проекта К-ции);

- установ-е образца бюллетеня для р-ма и поред-е его результатов.

Систему избиркомов возглавлял Центризбирком с глав.фукнкциями:

- давать разъяснения о порядке применения П-я;

- рассм-ть заявления и жалобы на решения и действия избиркомов и принимать по ним решения;

- издавать интсрукции по? организации р-ма;

- осущ-ть контроль за законностью проведения р-ма;

- распред-ть целевое использование ср-в;

- заниматься? матер.-технич.обеспечения р-ма;

- устан-ть результаты р-ма в целом по России и публиковать их в печати.

Участковые избиркомы осущ-ли непосред.рук-во голосованием, опред-ли его результаты по участкам, составляли протокол (общ.число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их выданное в день голосования кол-во, число действит.голосов и т.д.) и затем сообщали сведения в окружной избирком: протокол с теми же сведениями – в Центризбирком: подсчет голосов на всей тер-рии РФ и опубликовала сведения в печ.

5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституц-х поправок:

В силу самой природы К-ции ей присуще качество стабильности. Принятие новой К-ции всегда вызывается существенными переменами в жизни общества → изменения в ней тоже требуют серьезного обоснования → в большинстве стран мира действует усложненный порядок изменения К-ции.

Совет. к-ции закрепляли достаточно простой порядок своего изменения, устанавливая для этого квалифиц. большинство голосов депутатов выс. представит. органа: К-ция РСФСР 1978 г.: для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не мене 2/3 от общ. числа депутатов РФ, и только если изменения касались федератив. ус-ва, требовалось согласование с субъектами Федерации в лице их Советов народ. депутатов; порядок принятия нов. К-ции не устанавливался, указывая лишь на то, что это относится к исключ. компетенции Съезда нар. депутатов РФ → такой упрощ. порядок изменения в сов-ти с полит. факторами нарушал стабильность К-ции (за корот. период - около 350 изменений).

Учтя предшеств. опыт, а также нормативные установления к-ций зарубеж. демократ. гос-в и укрепляя конституц. стабильность, К-ция 1993 г. внесла в данный процесс существ. преобразования:

- опред-ла 3 варианта изменения К-ции: ввела понятия «пересмотр» К-ции и «поправки» к ней; понятие «изменение» - положений ст. 65 К-ции, опред-щей состав субъектов РФ;

- в РФ порядок изменения действующей и принятия нов.К-ции регламентируют: гл. 9 К-ции - «Конституц. поправки и пересмотр К-ции», ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нов.субъекта РФ», ФЗ от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к К-ции РФ», регламенты палат ФС;

- в К-ции 93 г. отсутствует положение о том, что право ее принятия относится к компетенции к.-л. гос.органа и указывается, что принятие и изменение К-ции РФ составляет предмет исключ. компетенции Федерации (ст. 71) = принята концепция установления К-ции учредительной, а не законод. властью: принятие нов. К-ции отнесено к полномочиям Конституц. Собрания;

- К-ция в ст. 134 впервые устанавила перечень субъектов, кот. м. инициировать процесс пересмотра К-ции и внесения в нее поправок: Президент РФ, СФ, ГД, Прав-во, законодат. органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД; правом так.инициативы не обладает И.О. Президента РФ (ст. 92 К-ции); граждане м. осущ-ть подоб.инициативу через своих представителей в СФ и ГД, через Президента РФ и Пр-во, осущ-яя свое конституц.право (ст. 33) обращаться индивидуально и коллективно в гос.органы;

данная инициатива гос.органов оформляется в виде соответ.актов (постановления ГД или Пр-ва и т.д.), кот. принимаются с соблюдением установленных процедур и правил;

инициатива групп депутатов ФС оформляется в виде законопроекта или предложения о конституц.пересмотре, кот. подписываются не менее чем 1/5 членов СФ или депутатов ГД;

- Необход.условия внесения законопроекта:

- представление текста законопроекта;

- обоснование необходимости его принятия, включая развернутую ха-ку законопроекта, его целей, основ.положений, а также прогноза соц.-эконом., полит. и иных последствий его принятия;

- перечень законов и иных НПА, подлежащих отмене, изменению, дополнению;

- предложения о разработке и принятия нов.НПА, необходимых для реализации предполагаемого изменения;

- фин.-экономич.обоснование, если реализация изменений потребует доп.матер.затрат.

 

- Пересмотр: главы К-ции, выражающие ее концептуальную сущность, не м.б. пересмотрены ФС (гл. 1,2 и 9: «Основы конституц. строя», «Права и свободы ч. и гражданина», «Конституц. поправки и пересмотр К-ции»), что направлено на повышение стабильности К-ции; предложения о пересмотре статей данных глав требуют значит. поддержки обеих палат: число голосов от общ. числа членов СФ и ГД д. составлять 3/5; но и тогда пересмотр этих глав не доп-ся, а лишь созывается Конституц. Собрание, кот. либо подтверждает незыблемость данной К-ции, либо разрабатывает проект новой К-ции (ст. 135);

Нов. К-ция принимается либо 2/3 голосов от общ. числа членов КС-ия, либо всенарод. голосованием; при проведении референдума К-ция считается принятой, если за нее проголосовало более ½ зарегестрированных избирателей. Порядок образования Конституц. Собрания опред-я согласно К-ции ФКЗ-м о Конст.Собрании, кот.пока еще не принят;

- Поправки согласно ст. 136 К-ции доп-ся только к гл. 3-8;

прав. актом, которым вносится поправка, явл-ся Закон РФ о поправке к К-ции РФ (согласно толкованию ст. 136 К-ции в постановлении КС от 31 октября 1995 г.);

- необходимость внесения поправки в указ.главы не влечет за собой постановки? о пересмотре К-ции в целом;

- внесение поправок регул-ся ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к К-ции РФ», кот. детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами ФС, принятия закона о поправке к К-ции РФ, одобрения последнего зак. органами субъектов РФ, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст К-ции:

поправки к К-ции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, т.е. требуют одобрения не менее ¾ голосов от общ. числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общ. числа депутатов ГД; но для вступления поправок в силу необходимо их одобрение органами зак. вл. не менее чем 2/3 субъектов РФ в срок не позднее 1 года со дня его принятия (если закон не получит одобрения зак. органов 2/3 субъектов РФ, повтор. внесение предложений о данной поправке доп-ся не ранее чем через 1 год), результаты рассмотрения устанавливает СФ и оформляет в виде постановления; при этом Президент РФ, зак.орган субъекта РФ в те. 7 дней со дня принятия постановления СФ вправе его обжаловать в ВС РФ; одобренный зак.органами не менее чем 2/3 субъектов РФ закон о поправке в теч. 7 дней со дня установления результатов его рассмотрения направл-ся Председателем СФ Президенту РФ для подписания и офиц.опубликования (в 14 днев.срок); закон вступает в силу со дня его офиц.опубликования, если самим законом не установлена иная дата его вступления в силу; принятая поправка подлежит внесению Президентом РФ в текст К-ции РФ в месяч.срок со дня вступления в силу закона о поправке с указанием даты втсупления попраки в силу.

Изменение: Положения К-ции 1993 г. о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65, опред-ей состав РФ → на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нов. субъекта, об изменении конституц.-прав. статуса субъекта вносятся соответ. изменения в ст. 65; при изменении наименования субъекта РФ, что относится к его собств. компетенции, нов. наименование также подлежит включению в ст. 65 К-ции без особ. процедур указом Президента РФ, что определено в постановлении КС по делу о толковании ст. 137 К-ции (таких изменений в ст. 65 б. внесено несколько - они касались изменения наименований республик Калмыкии, Ингушетии, Северной Осетии и т.д.

=> Что касается пересмотра К-ции, т. е. принятия новой, то на данном этапе такая необходимость не назрела. К-ция не исчерпала свой потенциал и сод-т все необход. предпосылки для дальнейшего развития и реформирования рос. гос-ти. Не б. внесена в К-цию и ни одна поправка, хотя предложений об этом высказывается множество (особенно со стороны депутатов ГД).

 

6. Толкование Конституции:

К-ция 1993 г., в отличие от предшествующих, ввела ин-т толкования К-ции - официального, имеющего юр. силу и обязательного для всех правоприменяющих субъектов.

В преж. К-ции Р. - лишь положение о толковании законов, что б. отнесено к компетенции Верховного Совета РФ; однако в практике применялось толкование некот. КПН, и при этом руководствовались презумпцией, что толковать К-цию м. только орган, к компетенции кот. относится ее принятие - Съезд народ. депутатов: принял 2 постановления по этому поводу: о толковании понятия «общее число депутатов» и о толковании ст. 183 (общ. число депутатов по К-ции - 1068 человек, а фактически б. избрано меньше, что в условиях противоборства фракций, когда решения зачастую принимались с перевесом в несколько голосов, неопределенность понятия «общ. число депутатов» создавала значит. трудности в работе → съезд постановил толковать это понятие как «общее число избранных депутатов» и т.д.).

Ц. Т-я - юридически точно опред-ть, как понимать норму К-ции.

К-ция 93 г. в ч. 5 ст. 125, закрепила функцию толкования К-ции за КС, т.е. путем квалифиц. юр. экспертизы текста норм тем органом, кот. осущ-т суд.вл. посредством конституц. судопроизводства.

К-ция четко определила, по чьей инициативе КС м. давать Т-е К-ции: Президент РФ, СФ, ГД, Пр-во РФ, органы зак.вл. субъектов РФ.

Так, КС рассмотрел ряд дел о Т-и положений К-ции 1993 г.: по запросу ГД дело о Т-и сод-ся в К-ции понятия «общее число депутатов ГД», по запросу СФ — дело о Т-и ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции (по 1 делу: постановил трактовать понятие «общ. число депутатов ГД» как конституционно определенный ее состав в 450 депутатов; по 2 делу - что предусмотренный в ст. 105 14-дневный срок одобрения СФ закона применительно к законам, указанным в ст. 106 К-ции (речь о ФЗ), д. пониматься как предельный срок начала рассмотрения закона); также КС давал Т-е ст. 105, 106, 136, 137, п. «б» ст. 84, ч. 1,2,4 ст. 99, ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111, ст. 125,126 и др.

Суть процедуры Т-я:

а) официальное Т-е К-ции: КС путем системного анализа выявляет конституц.-прав. смысл КПН, исходя при этом из признания самодостаточности К-ции;

при этом по постановлениям КС о Т-и м.высказываться и особ. мнения судей, что подчеркивает сложность процесса Т-я и воз-ть различ. понимания нормы отдельными судьями;

но КС обязан разрешить люб.прав.ситуацию с полной опред-ю; его решения окончательны и не подлежат обжалованию;

б) казуальное Т-е КПН КС при рассмотрении дел о соответствии К-ции ФЗ и иных НПА как федеральных, так и субъектов РФ.

Общее в видах Т-я: в ходе обоих видов, КС выявляет конституц.-прав. смысл КПН.

Отличия видов Т-я:

1) круг субъектов, кот. м. инициировать ОТ-е значительно уже: в него не входят ВС, ВАС и 1/5 членов СФ или депутатов ГД, кот. названы в числе субъектов, имеющих полномочия обращаться в КС с запросом о проверке соответствия К-ции указанных в ч. 2 ст. 125 НПА;

2) отл-ся по процедуре рассмотрения КС-м: дела об ОТ-и К-ции рассм-т только в пленарном заседании КС (а не в его палатах). Акты Т-я К-ции оформляются постановлениями КС (на 2007 г. – 12).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура и форма Конституции РФ | Способы и гарантии реализации Конституции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.