Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика педагогического процесса





 

Основной клеткой педагогического процесса является педагогическая ситуация. Использование педагогом содержания, форм и методов воспитательной работы автоматически не гарантирует высокого качества воспитания и обучения. Эффект возникает в случае творческого создания воспитателем педагогических ситуаций, из системы которых и образуется педагогический процесс. Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и детей, детей друг с другом, ребенка с явлениями окружающего мира. Она приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека: формированию у него мировоззрения, общественно ценных материальных и духовных потребностей, ценностных ориентации, мотивов, стимулов, навыков и привычек поведения, качеств и черт характера. Педагогическая-ситуация всегда представляет собой активное взаимодействие и единство всех основных компонентов педагогического процесса: педагога, ребенка, конкретно-исторического содержания, организационно-управленческих структур, педагогизированной среды. В отличие от жизненной воспитательной ситуации, которая по содержанию и результатам не всегда отвечает педагогическим целям, педагогическая ситуация всегда позитивно воспитательна. Она может быть неоднозначной по степени воспитательной эффективности. По содержанию она бывает обучающей; политически, экологически, нравственно, юридически, эстетически воспитывающей; развлекательной; технически или художественно-творческой; физкультурно- и спортивно-игровой и т. п. В каждой педагогической ситуации как в капле воды отражается состояние педагогического процесса. В ней проявляются законы воспитания и принципы педагогической деятельности. В рамках педагогических ситуаций разрешаются основные воспитательно-педагогические противоречия.

Педагогические противоречия возникают в виде образующегося несоответствия между устаревающими педагогическими представлениями, концепциями, практической организацией формирования личности и новыми, развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к растущему человеку. Своевременное выявление и разрешение наметившегося противоречия есть главная движущая сила совершенствования педагогического процесса. Все педагогические противоречия могут быть поделены на две группы: социально-педагогические противоречия между педагогическим и ведущими социальными (экономическим, политическим, духовно-нравственными, бытовым, культурным) процессами, а также собственно педагогические, внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса.



Экономические, политические, культурные, социальные процессы играют ведущую роль по отношению к педагогическому. Противоречия между ними отражаются в общественном сознании как отставание педагогики от требований жизни. Они обнаруживаются, например, в отставании политехнической и трудовой подготовки учащихся средней школы от требований научно-технического процесса и производства; в проявлениях у школьников мещанской, эгоистической, потребительской психологии и социального паразитизма в противоположность коллективистской морали, социально ценной активности, трудолюбию и духовности. Несвоевременное преодоление этих противоречий неизбежно ведет к ослаблению воспитательной эффективности педагогического процесса, формированию у отдельных школьников асоциальных устремлений. Активное участие всего общества в познании, осознании и разрешении противоречий между педагогическим и другими общественными процессами обеспечивает совершенствование воспитания и обучения подрастающего поколения.

Внутренние противоречия педагогического процесса являются движущей силой и источником совершенствования воспитательных отношений педагогов и детей. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные противоречия возникают и существуют независимо от воли и сознания отдельных людей.

Главным внутренним объективным противоречием педагогического процесса и развития личности в детском возрасте является постоянно возникающее несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребенка и преобразующими ее проявления жизненными условиями. Вся научно-педагогическая организация детской жизни и деятельности может быть рассмотрена и правильно понята только как осознанная и целенаправленная работа по разрешению противоречия между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Так, нравственное воспитание разрешает противоречие между общественным и личным. Тесно связанное с ним половое воспитание направлено на преодоление противоречия между инстинктом и лично-общественными нормами интимных человеческих отношений. Трудовое воспитание снимает противоречие между стремлением ребенка к активной деятельности, его творческими способностями и общественной необходимостью труда.

С главным объективным противоречием педагогического процесса тесно связаны производные: между общественными требованиями к личности ребенка и его собственными интересами; между коллективом и личностью; между новыми явлениями природы, событиями в жизни общества, с которыми соприкасается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания, между бурным ростом научных знаний и ограниченностью возможностей учебно-воспитательного процесса в их переработке и передаче детям. Можно сделать вывод, что научная организация педагогического процесса представляет собой эффективный путь разрешения объективных педагогических противоречий, способ его совершенствования, повышения качества воспитания и обучения.

Субъективные противоречия возникают в результате отставания педагогической науки, ее теорий, концепций, систем, представлений 6т меняющихся условий и требований общественной жизни к образованию, воспитанности человека. Их обострение, появление кризисных педагогических ситуаций — результат субъективной ошибочной деятельности педагогов. К таким противоречиям относятся: несоответствие между целостной интеллектуально-эмоциональной, деятельной природой ребенка, требующей целостного развития, и односторонней интеллектуализацией, формализацией педагогического процесса; несоответствие между ростом духовного мира, потребления духовных ценностей детьми и устаревшей системой художественно-эстетического развития; несоответствие между огромным значением практического личного опыта в нравственном становлении детской личности и установкой на словесное нравственное просвещение как главный способ нравственного воспитания; несоответствие между возрастающей ролью учебных предметов гуманитарно-художественного цикла в формировании граждански-активной личности и ограниченностью их места в учебном плане, слабостью материального и кадрового обеспечения; несоответствие между единым базовым общим средним образованием и возрастающей необходимостью развития творческой индивидуальности каждого ребенка; несоответствие между огромным воспитательным потенциалом содержания обучения, воспитания школьников и слабой воспитательной эффективностью педагогического процесса. В своевременном осознании и устранении субъективно порожденных несоответствий заключается главное условие совершенствования педагогического процесса.



Научная организация педагогического процесса неразрывно связана с познанием действия и проявления в нем важнейших категорий диалектики.

В педагогическом процессе, включающем в себя многообразные виды детской деятельности и взаимодействия, педагогические воздействия должны быть соразмерны с возможностями детей, индивидуализированы, должны учитывать состояние воспитанника и коллектива. Эффективность педагогического процесса зависит от оптимальной меры воспитательных воздействий в нем. Например, большое количество нравственно-просветительных мероприятий для подростков не гарантирует эффективности их морального воспитания. Ежедневное участие в труде, хотя и развивает привычку трудиться, не влечет за собой автоматического формирования трудолюбия. Механическое повторение изучаемого материала не ведет к его осмыс ленному усвоению. В каждом случае необходима определенная мера сочетания практических дел и просветительных мероприятий, трудовых упражнений и творческой активности воспитанников. Мера педагогического воздействия и взаимодействия воздействий лежит в основе эффективности организуемых педагогом воспитательных влияний.

В педагогическом процессе своеобразно действует диалектический закон взаимосвязи количества и качества. Личностные качества представляют собой проявление устойчивых психических свойств ребенка. К явлениям качественного порядка в личности относятся также: мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, сознательность, потребности, эмоциональные состояния, привычные действия. Все это образуется в детях в результате их многоразовой включенности в реальную жизненную деятельность, в практические отношения с миром. Сформировавшиеся личностно-психологичес-кие качества побуждают ребенка к их постоянному проявлению в деятельности, отношениях, общении. Многократно повторяющиеся педагогические воздействия через систему отношений переходят в качество, в положительные черты личности. А качества и свойства личности имеют тенденцию выражаться в неограниченном количестве социально направленных навыков, привычек, форм поведения.

В педагогических ситуациях обнаруживается действие диалектического закона отрицания отрицания. Процесс формирования личности может быть изучен и правильно понят как постепенное накопление отдельных навыков, привычек, свойств, необходимых для образования новых свойств и интегративных качеств. Возникшие качества личности, вобрав в себя все ранее накопленное в психике и нервной системе, становятся в свою очередь исходным материалом для образования еще более сложных и важных качеств личности. Отважные поступки формируют смелость как качество личности. Частое проявление смелости отрицает импульсивную отвагу, ведет к образованию мужества. Так, постепенно, путем накопления отдельных черт, свойств, их интеграции, отрицания устаревающего и возникновения нового происходит формирование сложных нравственно-психологических образований личности и ее мировоззрения.

Примером действия закона отрицания отрицания являются и процессы формирования учебных навыков. Для отработки навыка грамотного письма школьники вначале изучают грамматические правила. Когда правила из стадии простого их осознания в результате многочисленных упражнений трансформируются в действующий навык, появляется новое качество, вбирающее в себя осознанные правила и вместе с тем отрицающее необходимость дальнейшего сохранения их в памяти. Когда же отдельные навыки выстраиваются в систему .привычных действий, сам единичный навык грамотного написания того или иного слова, расстановки знаков препинания уступает место общему умению грамотного письма. Система навыков не требует осознания в процессе деятельности каждого из них.

Подобные процессы происходят и в воспитании. Многократно повторенные ребенком поступки, основанные на знании правил поведения, педагогических требованиях и направленные на удовлетворение жизненной потребности, порождают интегративные черты и качества личности. Своим появлением эти качества отрицают необходимость удерживания в памяти правил и норм поведения.

Для научного определения педагогических мер влияния на организацию взаимодействия с детьми большое значение имеет изучение действительного и мнимого в педагогических явлениях. Педагог, исходящий в выборе способов взаимодействия с детьми из чисто внешних проявлений ребенка без учета подлинной сущности воспитанника, его переживаний и мотивов поступка, принимающий мнимое за действительное, может непоправимо нарушить педагогический контакт. В результате подобных ошибок возникает опасность обострения отношений, отрицательных черт характера школьника, возникновения конфликта. Самому педагогу необходимо также понимание того, что умение казаться «педагогичным» демонстрировать виртуозное владение техникой взаимодействия и воздействия не может заменить для детей действительную человеческую личность и яркую индивидуальность. Педагогу важно выработать в себе неповторимый сплав подлинных особенностей своей личности и .педагогического мастерства.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Автоматизация процесса назначения IP-адресов
  2. Автоматизированные системы управления технологическими процессами
  3. Анализ эволюции инфекционных болезней с позиций изменения взаимодействия движущих сил эпизоотического процесса (на популяционном уровне)
  4. Б. Стадия опухолевого процесса.
  5. Билет 20. Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
  6. Взаимодействие с процессами в рамках платформы .NET
  7. Влияние труда на жизнедеятельность человека и современного общества. Элементы трудового процесса
  8. Влияние факторов окружающей среды на течение инфекционного процесса.
  9. Вопрос 1. Особенности организации производственного процесса в пространстве. Взаимосвязь управленческой и организационной структуры предприятия.
  10. Вопрос 2 Характеристика производственного процесса
  11. Вопрос 2. Основные психолого-педагогические условия эффективности образовательного процесса.
  12. Восприимчивое животное как движущая сила эпизоотического процесса

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.