КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитательная функция директора школы
Директор школы — центральная фигура организации целостного учебно-воспитательного процесса, эффективно функционирующего общешкольного, единого для учащихся и учителей воспитательного коллектива. У него много различных функций: управленческая, хозяйственно-организаторская, контрольная, но главная среди них — воспитательная. В воспитательной функции директора школы центральное место занимает организация общешкольного воспитательного коллектива как основной содержательной формы целостности учебно-воспитательного процесса. К моральному облику директора школы предъявляются высокие требования. Ему необходимо обладать человеческими нравственными качествами и быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых в коллективе. Педагогическая деятельность директора немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного- климата в общешкольном воспитательном коллективе активно способствуют такие человеческие качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. И детей, и взрослых привлекают в руководителе целеустремленность, увлеченность, контактность, обостренное чувствование и понимание другого человека, порядочность, трудолюбие, настойчивость, наконец,— гражданское мужество в слове и деле. Систематическое идейно-нравственное самосовершенствование педагога-директора придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему скатываться на позиции формализма, бюрократизма и делячества. Возглавляя, организуя общешкольный воспитательный коллектив, опытные директора придерживаются соблюдения некоторых психологических правил, помогающих в решении педагогических проблем. Их суть в том, чтобы все члены коллектива были вовлечены в активную работу, заняты полезным делом, озабочены необходимостью творческого и инициативного исполнения долга, прямых повседневных обязанностей. Это не оставит времени для безделья, праздномыслия, интриг, отравления моральной атмосферы. Важно, чтобы о делах коллектива все его члены были правдиво 'и полно информированы. Открытость и гласность создают психологически устойчивое позитивное настроение, уверенность людей в своем положении, в уважении их человеческого достоинства. Директору необходимо быть выше собственных симпатий и антипатий, эмоциональных побуждений и руководствоваться только интересами дела, коллектива. Успех в отношениях приходит тогда, когда о людях, своих товарищах по работе он высказывается открыто, вслух, обосновывая справедливые суждения конкретными фактами и делами; когда умеет слушать людей, будь то учитель, или ребенок — первоклассник. Его авторитет возвышается, когда подкрепляется простотой, доступностью, общительностью, большой требовательностью к себе, большей ответственностью, лучшей работой и мудростью. Опытные директора никогда не пользуются административно-командными методами, не принимают общеинтересных, общеколлективных решений без опоры на общественное мнение,' без поддержки учительских и детских общественных организаций. Соблюдение этих социально-психологических правил создает благоприятный климат для включения детей и взрослых в многообразные воспитательные отношения, связи, зависимости, обеспечивающие нормальное функционирование коллектива. Реализация воспитательной функции директора школы начинается с постановки ведущих целей-перспектив и общей организации труда. Важнейшим видом труда для учащихся является учение. В этой области система целей-перспектив охватывает большой диапазон: от стремления ребят к успеху на уроке, в кружке, в секции до творческого самовыражения, самостоятельного решения учебных, трудовых,. игровых задач. Широк диапазон перспектив школьников в области общественно полезного, производительного труда. Трудовая деятельность связывается с возможностью сделать добро собственными руками, принести пользу обществу, людям, создать красоту вещей и окружающей действительности. Ребята стремятся также к личному успеху, закреплению полезных умений и навыков, а также и к заработку для коллектива и личного потребления. Особое место в системе детского труда, в выборе перспектив занимает творческая деятельность во внеучебной работе. В ней сосредоточиваются индивидуальные интересы детей, развиваются их способности, дарования. Постановка целей-перспектив в этой области всегда связывается с радостью творчества с возможностью проявить свою индивидуальность. Перспективы в различных видах деятельности обеспечивают тесное коллективное взаимодействие детей между собой. К постановке коллективных целей-перспектив директор школы привлекает педагогов, родителей, общественность, представителей трудовых.коллективов. Но прежде и больше всего возможность проявления инициативы в этом деле предоставляется самим детям. Поддержание сознания школьников в психологическом состоянии перспективной целеустремленности обеспечивается развитием демократических форм жизни: обсуждениями задач деятельности коллектива на собраниях; беседами с детьми о повседневных и жизненных целях; встречами с ветеранами войны и труда, интересными людьми; стенной печатью. Директор планирует и контролирует работу по постановке и реализации перспектив. Так, директор Сахновской школы А.А. Захаренко и учителя[5] постоянно поддерживают у учащихся близкие перспективы хорошей учебы, интересных занятий в кружке, участия в соревнованиях, походах, экскурсиях. В качестве средних перспектив ставятся: подготовка к празднику, к будущей поездке в летний лагерь, к участию в конкурсах. Коллектив школы видит и дальнюю перспективу в образе более счастливой жизни нашей страны. И.П. Иванов считает, что школьников надо настойчиво учить искать дела — перспективы в самой жизни, в опыте других коллективов. В качестве формы таких поисков его воспитанники, используя опыт, сделали разведку дел и друзей по общему делу[6]. Цели-перспективы помогают сделать труд детей осознанным, привлекательным, творческим, внешне и внутренне стимулированным. В распоряжении директора школы имеется несколько общих методов организации жизни и труда в коллективе: единые требования, соревнование, самообслуживание и самоуправление. Он возглавляет работу по созданию единых требований к учащимся и учителям. Требования.охва-ывают вопросы распорядка и поведения на уроках, переменах, в мастерских, во время занятий кружков и секций, на базовом предприятии, в УПК, в строительном отряде, в производственной бригаде и т. д. Вместе с общественными организациями учителей и учащихся директор организует широкое обслуживание проекта, который согласуется с правилами для учащихся, правилами техники безопасности и другими документами. После утверждения единых требований общественными ученическими организациями вместе с учителями директор и органы ученического самоуправления контролируют их выполнение. Общешкольное соревнование организуется по различным видам общественно полезного, организационного и производительного труда. Директор входит в общешкольный штаб, принимает участие в обсуждении хода и подведении итогов деятельности школьников, заботится о справедливом распределении мест, о предании гласности хода и результатов соревнования, следит за выполнением условий награждения победителей. Он обеспечивает равные возможности всем участникам борьбы, в которой победа достигалась бы только за счет лучшего труда, более добросовестного отношения к делу, творческого поиска, высокой производительности и помощи соперникам по соревнованию. В организации коллективного самообслуживания внимание директора сосредоточивается на побуждении каждого ребенка к достижению идеальной чистоты и красоты интерьера школы, на развитии в ребенке эстетического чувства, не позволяющего быть равнодушным к грязи и хаосу, стимулирующего к активной бытовой деятельности. Он добивается, чтобы самообслуживание не ограничивалось одной уборкой помещений, включало подготовку детьми кабинетов к занятиям, обеспечение материалами кружков, студий, секций, бы-. товую работу школьника дома. Воспитательная эффективность самообслуживания зависит от того, насколько оно организуется и контролируется самими детьми, органами самоуправления, насколько требовательно осуществляется учет и оценка самообслуживающего труда в ходе соревнования. Директор следит, чтобы самообслуживание не свелось к трудовой повинности, отработкам по заданиям и под контролем учителей. Директор выступает как организатор тесных связей детского воспитательного коллектива с трудовыми коллективами, благодаря чему школа становится частью социальной системы общества и усиливает свой воспитательный потенциал. Между школой и базовыми шефскими предприятиями, колхозами, совхозами устанавливаются как трудовые, материальные отношения, так и духовные: организуются совместные собрания и вечера, встречи и походы, митинги и обсуждения. Особое воспитательное значение приобретают контакты с учреждениями культуры, прежде всего с детскими музыкальными, художественными школами, с детскими, юношескими спортивными школами, внешкольными учреждениями. Директор школы, особенно с продленным днем, получает уникальную возможность обогатить и развить жизнь детского воспитательного коллектива за счет создания учебно-воспитательного комплекса, объединения материальной базы и коллектива своей школы с материальной базой и коллективом школ культуры и физвоспитания. Так, в ряде школ Белгородской области, благодаря учебно-воспитательным комплексам, введены обязательные занятия хореографией и музыкой, а также — добровольные (по интересам) — другими видами искусства и спорта. Это активно влияет на способности детей, их духовное, общекультурное, интеллектуальное и физическое развитие. В Ростовской области школьники ряда районов посещают центры эстетического воспитания, созданные на базе музыкальных школ и школ искусства, клубов и других учреждений культуры. Таким же центрам эстетического воспитания в ряде регионов стали клубы, музеи, театры, учебно-производственные комбинаты. Директора играют активную роль в установлении контактов между школьными воспитательными коллективами. По инициативе ученических организаций проводятся совместные смотры технического и художественного творчества, походы по местам боевой и трудовой славы, организуются благотворительная помощь населению, спортивные игры и соревнования, создаются производственные бригады и строительные отряды. Директор обеспечивает связи школы с различными обществами: Российским и детским фондом, Фондом культуры, спортивными обществами, обществами книголюбов, филателистов, рыболовов, техников и рационализаторов, охраны природы и др. Он имеет широкий выбор контактов с коллективами вузов, техникумов и ПТУ, близлежащих предприятий, научных учреждений, с воинскими частями, театрами, творческими союзами, музеями, библиотеками, артелями народных художественных промыслов. Особое место в общественных связях детских коллективов занимает взаимодействие между школами государств Содружества и зарубежных стран. Одной из главных забот директора является самоуправление в общешкольном воспитательном коллектива. Сложность заключается в том, что самоуправление школьников не предполагает предоставление их самим себе. Дети по-настоящему чувствуют самостоятельность, ощущая поддержку, взаимодействуя с педагогами. Директор для детей не начальник, пользующийся командно-административными методами, а старший товарищ, более опытный и специально-подготовленный человек, носитель идеалов гуманизма. Он обсуждает с детьми ведущие цели-перспективы и вырабатывает наиболее рациональные пути их осуществления. Работает вместе с ученическим комитетом: подтверждает, обсуждает, критикует решения и планы работы его комиссий, непосредственно участвует вместе с органами самоуправления в организации и осуществлении наиболее крупных и ответственных событий, дел, мероприятий. Вместе с председателем учкома, его членами он проводит общешкольные линейки, высказывает свое мнение при подведении итогов соревнования:, обсуждает результаты дежурства, привлекает представителей общественных организаций, учкома для работы в самоуправлении школой, проводит объединенные заседания педагогического совета и учкома в целях обсуждения таких общих вопросов, как состояние порядка и дисциплины в школе, условия и эффективность общественно полезного и учебного труда, материальная база и оформление школы, шефская работа. Директор, как и все педагоги школы, принимает участие в учебе актива ученического самоуправления, контролирует процесс его обновления и смены, использует органы ученического самоуправления как для решения практических вопросов организации жизни, так и для развития индивидуально-личностных свойств, социальной активности, организаторских, общественных навыков у всех детей. Таково главное содержание воспитательной функции директора школы, которой подчинены все остальные функции и в свете которой эти остальные приобретают педагогический смысл. Первым помощником директора школы в организации жизни воспитательного коллектива, заместителем по положению, является организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В его деятельности вычленяются три функции. Первая — диагностическая. Организатор анализирует и обобщает ход воспитательной работы в школе. Особое внимание уделяется диагностике общего состояния системы деятельности детского коллектива и качества воспитательного влияния на детей. Собирается информация о выполнении планов воспитательной работы, о степени вовлеченности в активную жизнь всех школьников, о настроениях ребят, их особенностях, интересах и увлечениях. Организатор внимательно изучает состояние общественного мнения в коллективе, насколько правдиво и искренне проявляют себя ребята в школьных делах и отношениях, как у них складываются взаимоотношения между собой, с учителями и родителями. Эта информация о реальном ходе целостного воспитательного процесса необходима организатору для повышения эффективности своей методической работы с учителями, классными руководителями, воспитателями групп продленного дня. В рамках диагностической функции организатор изучает работу всех воспитателей, обсуждает качество организуемых дел и их воспитательную результативность. Учет и контроль за ходом воспитательной работы осуществляются в содержательно-методическом плане. Центральная функция — организаторская. В нее входит планирование всей внеурочной воспитательной работы школы. Организатор планирует исходя из направлений, связанных с учебой, познавательной деятельностью школьников, с общественно полезным трудом, техническим и художественным творчеством, физкультурно-спортивной работой. В соответствии с направлениями, возможностями учителей и воспитателей организатор расставляет кадры, обеспечивает материальную базу, определяет режим работы кружков, секций, студий, время и место осуществления крупных мероприятий. Он взаимодействует с детскими общественными организациями, ученическим самоуправлением, одновременно обучая их и стимулируя активную самодеятельность. Перед детьми организатор выступает как старший товарищ, советчик, авторитетный педагог, справедливый, увлеченный и требовательный, творческий человек, ведущий детей дорогами содержательной и интересной жизни. Координирующая функция организатора заключается в налаживании связей и взаимодействия между учителями, классными руководителями, воспитателями. Он оказывает и методическую помощь, знакомит с литературой и передовым опытом, добивается единства взглядов и действий всех педагогов, включая весь технический персонал школы, руководителей производительного труда старшеклассников. Большое значение имеет координация действий воспитателей школы с родителями как в плане просвещения родителей, так и в плане привлечения их к воспитательной работе в школе. Объектом координирующей деятельности организатора является налаживание взаимодействия между детскими организациями, классными коллективами, кружками и студиями, производственными бригадами, спортивными и самодеятельными объединениями. Он устраивает встречи, совместные собрания, мероприятия, позволяющие обмениваться опытом, духовно обогащаться, укреплять дружбу. В зону координации организатора входит и налаживание взаимодействия с внешкольными учреждениями: Домами и Дворцами школьников, школами системы Министерства культуры, объединениями по месту жительства, трудовыми коллективами, комиссиями Советов народных депутатов, детскими комнатами милиции. В результате организационно оформляется и закрепляется целостность учебно-воспитательного процесса. Директор школы и организатор внеклассной и внешкольной работы, взаимодействуя и дополняя друг друга, решают стратегические и тактические задачи организации и жизнедеятельности детского воспитательного коллектива.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |