Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетическое воспитание в процессе обучения


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется прежде всего в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда, физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности. Литература как обобщающий, собирательный учебный предмет включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе — литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка (музыка и пение) как интегративный предмет обеспечивает восприятие и изучение школьниками музыкальных произведений; истории, теории музыки и музыковедения, а также приобретение простейших навыков исполнительства: пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет знакомит учащихся с художественными произведениями; элементами искусствознания, теорией изобразительной деятельности; способствует формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Основным содержательным элементом литературы как учебного предмета являются произведения художественного слова. На за- • нятиях по литературе ребенок совершенствует навыки чтения, учится анализу эстетического освоения литературных произведений, усваивает их идейно-нравственное содержание. Одновременно он развивает свои психические силы: воображение, чувства, мышление, речь. Главная цель изучения литературы — идейно-нравственное и .эстетическое воспитание детской личности. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели. История литературы, литературоведение существенно расширяют кругозор школьников, обогащают эрудицию, учат ориентироваться в современном литературном процессе. Детское литературно-художественное творчество занимает в учебных программах скромное место. Но и оно, развивая творческие способности школьников, помогает решать главную педагогическую задачу.



Восприятие и постижение художественного литературного произведения доставляют юному читателю эстетическое наслаждение, влияют на его духовный мир, формирование потребностей, мотивов поведения; способствуют развитию мыслительных процессов, расширяют кругозор, углубляют знания. Роль литературы в современной духовно-ценностной ориентации людей особенно велика. Педагогам важно знать, какие произведения попадают в круг детского чтения, какова их идейно-художественная ценность, нравственная направленность. Познание жизни с помощью, высокохудожественных произведений русской и мировой классики помогает школьникам глубже проникнуть в процесс демократического обновления общества, получить социальную ориентировку, сформировать свое идейно-эстетическое отношение к изменениям в обществе.

«Музыка и пение» как предмет художественного цикла включает в себя собственно музыку, искусство хорового исполнения; элементы теории и истории музыки; музыковедение. На уроках учащиеся слушают, воспринимают и анализируют звучащую музыку, разучивают и исполняют хоровые произведения, усваивают нотную грамоту и элементы музыковедения, овладевают навыками игры на простейших музыкальных инструментах, развивают свои способности к музыкальной импровизации. Основой предмета «музыка» являются хоровое пение, слушание музыки и элементы нотной грамоты. Этим достигается оптимальное сочетание всех основных элементов школьного музыкального образования. Осуществляется воздействие музыки на нравственную, эстетическую и умственную сферы детской личности; обучение школьников основным видам музыкальной деятельности; единство их воспитания, обучения, развития и образования. Такой комплексный подход обусловлен ценностными ориентациями, нравственными и эстетическими воспитательными задачами. Содержание разучиваемых песен, пафос их музыкального звучания имеет народную и классическую основу, яркую общественно ценную направленность. К принципам отбора музыкальных произведений для занятий с учащимися относятся: идейность, народность, художественность, разнообразие жанров музыки, привлекательность и доступность для детей выраженных в произведении мыслей и чувств. Музыкальное воспитание способствует формированию у школьников музыкальной культуры, художественно-оценочного отношения к музыке, звучащей вокруг. Наряду с положительным влиянием существует реальная опасность музыкального «оглушения» учащихся. Не имея достаточного жизненного опыта, ребенок беззащитен перед переменчивой музыкальной модой, особенно образца массовой культуры. Это требует, особенно в работе с подростками, юношами, девушками, усиления мировоззренческих, идеологических аспектов в анализе музыки, интенсивного развития их музыкальных вкусов, использования в ходе обучения лучших образцов различных музыкальных жанров. На всех этапах работы с детьми упор следует делать на хоровом пении, а также на накапливании знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

«Изобразительное искусство» как обобщающий предмет художественного цикла включает в себя собственно изобразительное искусство как часть духовной культуры, искусствознание, изобразитель-. ную грамоту, развитие способности к творческому самовыражению.

В содержание предмета «изобразительное искусство» включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства; освоение изобразительной грамоты и развитие художественно-творческого отношения к действительности: детское художественное мышление и творчество. Изобразительное искусство отображает жизнь, запечатлевает в ярких художественных образах ее наиболее типичные и выдающиеся явления.. Художественное полотно заставляет переживать глубокие эстетические чувства прекрасного и трагического, возвышенного и комического. Оно духовно обогащает ребенка, учит проникновению в эстетическую, нравственную и социальную сущность реальной действительности.



Изобразительная деятельность выполняет функцию своеобразного языка, передающего информацию с помощью наглядных образов. На занятиях по рисованию школьники овладевают навыками грамотного изображения, познают законы художественно-изобразительного 'творчества, развивают свои творческие духовные силы. Они приобретают умение подходить с художественно-творческой мерой к любому делу, оценивать сделанное с позиций общественных идеалов, видеть единство художественной формы и идейного содержания. Творческая изобразительная деятельность развивает умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Она формирует эстетическое чувство, духовную потребность, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Ребенок в большей или меньшей степени становится художником с развитым зрительным анализатором и свойствами, умением творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Чтобы учащиеся могли полнее удовлетворить свои индивидуальные запросы, интересы и потребности, расширить и углубить свое художественное образование, в школе предусмотрены факультативные занятия, кружки, студии, объединения по литературе, музыке, изобразительному искусству, театру и кино.

 

Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе

 

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного-творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условности, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления, стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию.

Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест; Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, кинолюбителей, художественного слова, живописи, графики, скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии. Основные задачи кружковых занятий: научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студиях пробуждают у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащают духовный мир учащихся, формируют их чувства, мысли, вкусы, идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача — духовное обогагцение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные, художественные студии.

В творческих фондах — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей -— активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыковедов; устраивают передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей, например:

«Художники — малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди», «Тема труда в изобразительном искусстве»; проводят праздники детской книги, театра и кино.

Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются Недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детского рисунка. Из материалов таких выставок в Армении и Грузии возникли музеи детского рисунка. Смотры и фестивали детской художественной самодеятельности охватывают всю страну. В Российской Федерации систематически проводится общереспубликанский литературный праздник.

Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воспитания. Сущность, задачи, система эстетического | Критерии эстетической воспитанности

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.