Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Среднего общего образования




Исторические и современные тенденции развития

Общего образования

 

 

Одно из ведущих противоречий современного мира непосредственно касается образования. С одной стороны, в обществе существует понимание необходимости повышения компетентности, статуса и престижа образованности, того, что самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека. Благодаря компетентности кадров становится возможным внедрение достижений научно-технического прогресса в экономику, обеспечивается рост производительности труда и благосостояния общества. Экономически дорогая научно-практическая подготовка специалистов входит как органическая и неотъемлемая часть в стоимость производительных сил. С помощью образования в человека закладывается и духовно-ценностная программа: система мировоззренческих, гражданских, нравственных, правовых, эстетических представлений, составляющих основу его духовной жизни.

С другой стороны, противоречие обусловлено и усугубляется тем, что продолжает господствовать приоритет инвестиций в промышлен-но-строительные сферы, школа резко снижает качество общеобразовательной подготовки, падает интерес школьников к знаниям и труду, растет отсев учащихся, множатся ряды малограмотных и социально индифферентных, инфантильных молодых людей.

Противоречие обусловлено историческими объективными тенденциями. Образование как общественно-историческое явление возникло из практико-прагматической потребности людей в знаниях, способствующих жизнеобеспечению. По мере их накопления и углубления, роста образованности общества ученые стали размышлять о вселенной, о человеке, о связанности и целостном взаимодействии людей и природы. Эти две тенденции, практическая и философская, определили первоначальные направления развития образования в различных культурах и цивилизациях. Социальные коррективы в характер образования были внесены классовым расслоением общества: господствующие классы присвоили себе монополию на знания. Остальные слои населения получали их лишь по мере необходимости для подготовки производительных сил.

Постепенно в сфере образования все более обособлялись друг от друга такие направления, как практико-прагматическое, меркантильное, гуманитарное, духовно-религиозное, философское. В соответствии с ними возникли реальные учебные заведения в виде кастовых, жреческих, цеховых, гильдийских школ, а по мере развития цивилизации — технических и коммерческих училищ, реальных прогимназий и гимназий, технических колледжей и лицеев, профессионально-технических и ремесленных училищ, техникумов и профессиональных курсов, высших специальных учебных заведений. Параллельно получали право на жизнь школы, создаваемые отдельными философами, монастырские церковные школы, гуманитарные лицеи, классические гимназии, колледжи и коллежи, богословские и философские факультеты. Часть учебных заведений сориентированы на внешнее приспособление детей к реальной действительности, на удовлетворение материальных потребностей общества и человека. В этой системе образования внутренний духовный мир, душа ребенка подвержены спонтанному саморазвитию и стихийному воздействию среды. Гуманитарное образование проецируется во внутренний мир личности, формирует ее духовность. Человек раздвоился: одних детей общество предназначило для обслуживания тела, других — для совершенствования духа. Личность утратила свою природную целостность, отдалилась от своего природного предназначения — всестороннего и полноценного раскрытия всех своих природных и духовных задатков. Она стала частичной и ущербной.

В эпоху Ренессанса и в XVIII—XIX веках в связи с развитием буржуазных отношений, поисками путей возвращения человека к самому себе, борьбой за свободу, равенство, братство стали возникать концепции формирования целостной личности, предприниматься практические попытки их реализации. Об этом свидетельствует и «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку из обеспеченной семьи предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития. И теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы. И идея И.Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения его в активную жизнедеятельность. Все эти прогрессивные идеи, в снятом виде, были использованы, явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающих образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Так, на социально-классовой основе, в условиях элитарной школы, осуществлялась и осуществляется сегодня идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность. Тенденция развития содержания среднего общего образования в советской школе с самого зарождения определялась партийными решениями и установками, требовавшими, с учетом мирового опыта, создания учебно-воспитательного учреждения по развитию человеческой личности, свободной от классовых предрассудков, способной как к духовному самосовершенствованию, так и к овладению нужными обществу профессиями. И хотя в зависимости от складывающейся в мире и стране экономической, политической, военной конъюнктуры школа реформировалась, кренилась то в направлении преимущественного овладения общеобразовательными знаниями, то в пользу приобретения общетрудовых, политехнических умений и навыков, стратегическая цель общечеловеческого образования оставалась неизменной. С такой ориентировкой среднего образования связаны наивысшие успехи, показанные за всю историю советского общества как в интеллектуальном развитии подрастающего поколения, так и в эффективной отдаче образования в области науки, техники, в производстве.

В застойные годы прогрессивные тенденции развития среднего образования стали затухать. В школу проникли метастазы экономического и политического кризиса в виде остаточного финансирования; падения престижа образованности; практической невостребованноcти знаний; распада идеалов, общественной морали и дисциплины; бюрократизации и формализации системы управления. Поэтому и подлинная суть организационно-содержательной перестройки образования состоит прежде всего в возрождении и развитии всех прогрессивных традиций мировой, русской и советской системы образования; в решении фундаментальной проблемы возвращения человека, потерявшегося в административнотбюрократических зависимостях, во всей его целостности и нравственной чистоте к самому себе. Суть перестройки школы в том, чтобы продолжить в новых условиях демократии и гласности движение к формированию духовно богатого, открытого для добра, честного, деятельного, свободного, цельного, гармоничного человека.

Человек в современном мире живет и действует в нескольких жизненно важных для него сферах. К первой группе относятся: космическая, производственно-экономическая, экологическая, которые условно объединяются в сферу рационального взаимодействия человека с природой и которые в совокупности В.И. Вернадский обозначил емким словом ноосфера. Узнавая о космосе, его связях с земными процессами, о производственной и природоохранительной деятельности человека, воспитанник постепенно осознает себя в качестве разумного существа вселенной. Как субъект.общественной жизни он стремится обеспечить и продлить существование человеческих поколений, добиться гармонии взаимодействия между космосом, озживаемой человеком планетой и самим собой, достичь экологического равновесия.

Вторая группа сфер взаимодействия людей включает в себя все системы общественных отношений — производственных, правовых, нравственных, регулируемых общественным сознанием. Познавая социосферу, ребенок, молодой человек осознает себя в качестве об-шественного существа, ответственного перед людьми, обществом, своей совестью. Он стремится достичь для себя комфортного положения в общественных, экономических, национальных, правовых, нравственных, имущественных, межличностных отношениях.

Третья группа сфер образуется в самом человеке. В нее входят: сфера разума, рационального регулирования поведения; сфера подсознательных, интуитивных механизмов мышления; сфера бессознательного, эмоционально-иррационального регулирования поведения, врожденных механизмов реагирования; сфера спонтанного проявления заложенных природой сущностных сил, дарований, способностей, механизмов приспособления к жизни. Эти механизмы внутренней психической деятельности человека можно обобщенно назвать психосферой. Познавая самого себя, ребенок, подросток, юноша осознает свою индивидуальность, личностные особенности, свойства и качества, сущностные силы, таланты и способности. Он мобилизует волю, необходимую для самореализации. Осознание процессов психосферы открывает молодому человеку путь к саморегуляции, достижению гармонии в самом себе.

Итак, осмысление подрастающим поколением основ трех областей знания — ноосферы, социосферы и психосферы — дает возможность гармонизировать его отношения с миром планеты Земля и космосом, с обществом и с самим собой.

Таким образом, современное среднее общее образование, направленное на воспитание гуманного человека, призвано объединить, интегрировать материал, необходимый для будущей специальной подготовки человека, способного активно действовать в обществе, и одновременно человека, стремящегося к духовной внутренней жизни, к управлению своим поведением.

Эту задачу способна решать средняя школа, единая по международному базовому компоненту образования и вместе с тем разнообразная по формам и обогащению индивидуальности. Это должна быть школа обще-всеобщая и дифференцированно-индивидуализированная, общеобразовательная и политехническая, трудовая, обеспечивающая первичные профессиональные навыки в процессе производительного труда, но не профессиональная, духовно-гуманистическая, общечеловеческая и вместе с тем национальная.

Общим для всех ее типов является психологическая общедоступность всем детям разных слоев населения основного научного и культурного содержания. Базовый компонент— содержание образования дает каждому ребенку возможность понимания мира, общества и себя, а также выбора и освоения любой профессии, поступления в любой вуз. Школа призвана также обеспечить детям возможность понимания основ духовных ценностей в обществе, выбора мировоззрения, оценки совершающихся событий, усвоения права, морали. Она в одинаковой мере всем дает политехническое обучение, вовлекает в производительный труд, делает возможным компьютерное образование. Всем и каждому гарантируется развитие его личности и индивидуальности, сочетающей свои интересы с интересами коллектива и общества. Школа должна быть стандартизированной по количеству и. качеству материальной обеспеченности, по техническим средствам обучения и оборудованию.

Вместе с тем современная школа — та, которая становится все более разнообразной, преображенной. Она приобретает свои индивидуальные черты за счет национальной специфики, усиления внимания к изучению родного языка, литературы, истории культуры, интернациональных связей. Ее своеобразие проявляется в возникновении гимназий и лицеев, школ с углубляющейся дифференциацией, профильностью, в распространении школ — учебно-воспитательных комплексов, школ с углубленным изучением языков или отдельных предметов. Школы отличаются также по содержанию и формам соединения обучения и воспитания с производительным трудом, по видам связи с общественными неформальными организациями, учреждениями науки, культуры и спорта. Важно только не переступить черту, за которой дифференциация и профильность в средней общеобразовательной школе становятся необратимыми, подменяют и вытесняют общее развитие, ведут к однобокости и односторонности содержания образования.

Таким образом, в понимании сущности, содержания, назначения современного общего среднего образования четко обнаружилась новая тенденция: от обыденного, практико-прагматического толкования'проблем образования к их гуманистическому осмыслению, формированию детской личности как целостного и гармоничного человеческого существа, в единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.

 

Сущность и источники содержания образования

 

Содержание общего среднего образования представляет собой сумму знаний, умений и навыков, в основном соответствующую современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общие основы наук, общественных отношений, производства. Эти общие основы обеспечивают подрастающему поколению возможность сознательного отношения к миру, участия в труде и общественной жизни, выбора профессии, развития сущностных человеческих сил, осуществления непрерывного образования, самостоятельного приращения знаний в меняющейся обстановке общественного прогресса и научно-технической революции.

Существует несколько основных, диалектически и органично взаимосвязанных источников содержания образования, материал которых подвергается психолого-педагогической переработке, после чего становится предметом изучения в школе. Это: наука, производство материальных благ и культура; опыт общественных отношений; духовные ценности, содержание различных форм общественного со-. знания. Сначала содержание среднего образования комплектуется с учетом социальных, конкретно-исторических требований. Например, по мере развития производства на научной основе, усложнения производственных отношений, расширения охвата образованием самых различных слоев населения в содержание образования стали включаться политехнические знания. В условиях научно-технической революции свое законное место в системе общего образования занимает компьютеризация.

Содержание социального опыта подвергается также педагогической переработке, прежде чем стать предметом изучения в школе. Весь научный, производственный, культурный, обществоведческий опыт в реальной жизни существует как целостность. Но целое познается через отдельное и особенное. Поэтому весь изучаемый школьниками опыт на начальных этапах обучения оформляется в.виде отдельных учебных предметов. На заключительном этапе учащимся необходимы синтетические, обобщенные, интегративные общеобразовательные курсы, показывающие мир таким, каков он есть в действительности, в его взаимосвязях и опосредованиях. Синтетические курсы снимают условное дробление наук, показывают мир в единстве и противоречиях, обращают мышление учащихся к диалектике.

Содержание образования приводится также в соответствие с психологическими требованиями. Созревание психики школьников — сложный и длительный процесс, противоречиво единый с процессом усвоения ими содержания образования. Преодоление препятствий и трудностей на пути усвоения учебного материала влечет за собой ускорение психического созревания детей. Поэтому отбор содержания образования производится одновременно с позиций его ценности и нужности для активного участия в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности.

Наконец, при формировании содержания общего среднего образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. Помимо усвоения обязательных общеобразовательных предметов школьнику должна быть предоставлена возможность избрать для себя один или несколько родственных курсов, к которым он проявляет повышенный интерес. Это способствует углубленному познанию и развитию профессиональной направленности учащихся старших классов.

Таковы основные общенаучные требования к отбору содержания общего среднего образования для изучения в школе. В конкретно-исторических условиях разрабатывались классово-обусловленные подходы к формированию содержания образования. Например, теория формального образования, отдававшая предпочтение интеллектуальному формальному развитию ребенка перед усвоением реальных знаний. Ей противостояла теория материального образования, сосредоточивавшая внимание на усвоении фактического материала. По сей день имеют хождение во всем мире различные педоцентри-ческие концепции, исходящие в определении содержания общего среднего образования из направленности детских интересов и конкретно проявляющихся способностей. Прагматические подходы к отбору образовательного материала характеризуются попытками приспособления ребенка к социальным условиям путем обучения достижению жизненного успеха. Учебная работа в этом случае сводится к овладению навыками практического «деления» в соответствии с проявляющимися природными возможностями.

В условиях перемен в нашем обществе педагогика формирует такое содержание образования, которое одновременно отвечает интересам всего общества и вместе с тем направлено на интенсивное развитие способностей и дарований каждой отдельной личности.

 

 

Принципы формирования содержания общего




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.