Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и определения. Информационные технологии и системы – быстро развивающиеся направления науки и техники, что приводит к формированию новых терминов и определений




 

Информационные технологии и системы – быстро развивающиеся направления науки и техники, что приводит к формированию новых терминов и определений, а также отсутствию устоявшейся терминологии.

Под системой управления понимается система взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного действия управляющих органов на управляемый объект. Совокупность объекта управления и системы управления образует информационную систему.

К группе основных понятий, необходимых для полноты описания используемых в информационных технологиях терминах, следует отнести:

- факт (factum – сделанное) – действительное, невымышленное происшествие, событие, явление, твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения; действительность, реальность, то, что объективно существует.

- знания – совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности;

- познания – сумма определенных знаний, сведений в какой-либо области (областях);

- сведения – общие или очень неглубокие знания, представления о чем-либо;

- данные – знания, представленные в конкретных формах, которые адекватны возможным способам её обработки. Данные включают только ту часть знаний, которые формализованы в такой степени, что над ними могут осуществляться процедуры формализованной обработки с помощью различных технических средств.

В технической литературе под информацией понимают сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанные на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом. В более общей трактовке информация может быть определена как продукт обработки данных адекватными методами.

Характерные черты информации:

1. Динамический характер. Информация не является статичным объектом – она динамически меняется и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Всё прочее время она пребывает в состоянии данных. Таким образом, информация существует только в момент протекания информационного процесса, все остальное время она содержится в виде данных.

2. Требование адекватности методов. Одни и те же данные могут в момент потребления поставлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов. Например, для человека, не владеющего китайским языком, письмо, полученное из Пекина, дает только ту информацию, которую можно получить методом наблюдения (кол-во страниц, цвет, сорт бумаги). Все это информация, но это не вся информация, заключенная в письме. Использование более адекватных методов даст иную информацию.

3. Диалектический характер взаимодействия данных и методов. Обратим внимание на то, что данные являются объективными, поскольку это результат регистрации объективно-существующих сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или полях. В то же время, методы являются субъективными. В основе искусственных методов лежат алгоритмы (упорядоченные последовательности команд), составленные и подготовленные людьми (субъектами). В основе естественных методов лежат биологические свойства субъектов информационного процесса. Таким образом, информация возникает и существует в момент диалектического взаимодействия объективных данных и субъективных методов.

Свойства информации:

- объективность и субъективность – понятие объективности информации относительно. В первую очередь если учитывать использование субъективных методов. Более объективной считается та информация, в которую методы вносят наименьший субъективных элемент. Так, например, принято считать, что в результате наблюдения фотоснимка природного объекта или явления образуется более объективная информация, чем в результате наблюдения рисунка того же объекта, выполненного человеком. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых дисциплинах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события или получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц). В не меньшей степени объективность информации учитывают в исторических дисциплинах. Одни и те же события, зафиксированные в исторических документах разных стран и народов, выглядят совершенно по-разному. У историков имеются свои методы для тестирования объективности исторических данных и создания новых, более достоверных данных путем сопоставления, фильтрации и селекции исходных данных. Обратим внимание, что речь здесь идет не о повышении объективности данных, а о повышении их достоверности.

- полнота – во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

- достоверность – данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» - всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой, при увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации следует использовать больше данных, либо более сложные методы.

- адекватность – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

- доступность – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.

- актуальность – степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

Поскольку роль информации в последние годы возросла, то она стала рассматриваться как один из видов ресурсов при реализации целевых программ наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т.д., а также ресурсов, потребляемых в общественной практике. Включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина информационный ресурс, поскольку нет однозначного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую нет. В состав информационных ресурсов включается либо вся (любая) информация, либо её подмножества. Для выделения этих подмножеств разные авторы используют различные, несовместимые друг с другом критерии, например: классы информации и/или виды документов, и/или виды носителей (способы фиксации), и/или организационные структуры и другие.

Под информационными ресурсами следует понимать всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей её передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Отметим, ресурсом является вся накопленная информация, в том числе и информация недостоверная, представленная сомнительными фактами, ложными положениями, неэффективными подходами, а также устаревшая информация; несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам; информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований в процессе частных «теоретических» построений; заведомая «дезинформация», поступившая в информационные потоки, и сбалансированная информация.

В зависимости от носителей информации информационные ресурсу подразделяются на 5 основных классов:

1. Документы всех видов, на любых видах носителей.

2. Персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники.

3. Организационные единицы – научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

4. Промышленные образцы (любые материальные объекты, созданные в процессе производства), рецептуры и технологии, программные продукты, которые являются овеществлённым результатом научной и производственной деятельности людей.

5. Научный инструментарий (в том числе автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний).

 

1.3. Информационная система: структура, функции, классификация

 

На сегодняшний день существуют различные способы классификации информационных систем:

- по типу пограммно-аппаратных средств;

- по назначению;

- по областям применения;

- по типу принимаемого решения;

- по способу создания.

 

1. По типу программно-аппаратных средств все системы делятся на два больших класса: клиент-сервер и мэйнфреймы. Из числа клиент-серверных архитектур выделяют системы, основанные на применении файл-серверов и серверов СУБД. В свою очередь, системы, использующие серверы СУБД, подразделяются: по архитектуре программного обеспечения – на двух- и трехуровневые; по принципам организации хранения информации – на централизованные и распределённые.

2. Примерами классификации систем по назначению могут служить системы военного назначения, экономические системы, информационно-поисковые системы и др.

3. Примерами систем по областям выступают медицинские системы, экологические и др.

4. по типу принимаемого решения системы делятся на несколько видов:

- информационно-справочные системы, предоставляющие пользователю простейшую справочную информацию;

- информационно-советующие системы, предоставляющие пользователю различные варианты решения с их оценками. Такие системы больше известны как системы поддержки принятия решения, или экспертные системы;

- информационно-управляющие системы. Выходным результатом подобных систем является воздействие на объект управления. Среди наиболее известных представителей таких систем – станки с числовым программным управлением, роботы, автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП).

5. По способу создания системы делятся на заказные и адаптируемые. Под заказными, или уникальными, системами обычно понимают системы, создаваемые для конкретного предприятия, не имеющие аналогов и не подлежащие тиражированию. Подобные системы управления внедряются на предприятиях с уникальными характеристиками либо для решения крайне ограниченного круга специальных задач, в основном в органах государственного управления, образования, здравоохранения, военных организациях. Заказные системы, как правило, либо вообще не имеют прототипов, либо использование прототипа требует значительных его изменений, имеющих характер.

В технологическом смысле адаптируемые системы подразумевают переход от базовой системы, отображающей типовые свойства системы, к окончательному решению, приспособленному для данной отрасли или предприятия. Требования к адаптации и сложность их реализации существенно зависят от проблемной области, масштабов системы, степени соотношения между формализованным и неформализованным содержанием при решении задач управления.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных её частей, называемых подсистемами. Подсистема – часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы независимо от сферы применения можно рассматривать как совокупность подсистем. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия решений.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и её объёмы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести её детальный анализ, обеспечивает исключение дублирующей и неиспользуемой информации и классификацию и рациональное представление информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.