Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. для студентов 2 курса, обучающихся по направлению




Евстратов Н.П., Егорова С.В., 2011

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

 

Курс лекций

 

для студентов 2 курса, обучающихся по направлению

подготовки 560700 «Природообустройство»

(специальность 280402 «Природоохранное обустройство территорий»).

 

Брянск 2011

 

 

УДК 911(042.3)

ББК 26.82

Е26

 

Ландшафтоведение: Курс лекций для студентов вузов, обучающихся по направлению 280400 «Природообустройство» (специальность 280402 «Природоохранное обустройство территорий») / Брян. гос. инженер.-технол. акад.; Сост. Н.П. Евстратов, С.В.Егорова. – Брянск, 2011. – 110 с.: ил. – 7.

 

Изложены общая теория формирования и функционирования различных природных геосистем, включая ландшафты, их состав и свойства. Описаны создание и управление техноприродными системами, методы организации культурных ландшафтов.

Предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по направлению подготовки 560700 «Природообустройство» (специальность 280402 «Природоохранное обустройство территорий»).

Утверждены научно-методическим советом Брянской государственной инженерно-технологической академии (протокол № 7 от 31.03.2011 г.)

Рецензент: канд.с.-х. наук, доцент кафедры «Садово-парковое и ландшафтное строительство» И.Н.Глазун

© ГОУ ВПО «Брянская государственная

нженерно-технологическая академия», 2011

Дисциплина «Ландшафтоведение» относится к циклу общепрофессиональных и включена в Государственный образовательный стандарт подготовки специалистов по направлению «Природообустройство».

Ландшафтоведение как раздел физической географии является методологической основой для усовершенствования и обустройства ландшафтов, разработки методов и способов использования нетронутых или антропогенное измененных ландшафтов, их восстановления. Ландшафтоведение как наука не обходится без географического изучения природного устройства территории по компонентам (растительности, почвам, водам, литогенной основе, воздушной среде). Ландшафтоведение обладает необходимыми теоретическими и методологическими разработками, накопленным практическим опытом для решения проблем исследования территорий в целях их охраны и использования. Наиболее содержательную информацию о естественных ресурсах территории, ее специфике заключают в себе природно-территориальные комплексы – ландшафты. Последние также рассматривают в качестве своеобразного природно-ресурсного района. Главная цель рационального прирообустройства и природопользования заключается в конструировании культурных ландшафтов, т.е. в целенаправленном изменении природно-территориальных комплепксов на научной основе в интересах общества.

Независимо от практических целей изучение ландшафтов и других геосистем как фрагментов объективной реальности важно для познания организации природы Земли и общей картины состояния мира. Человечество живет в среде, где успехи и неудачи любой науки воздействуют на сложно организованную систему (географическую оболочку) и ее части (ландшафты).

Оценивая сложность ландшафтов, А.Г. Исаченко писал, что ландшафтоведение – это отнюдь не легкая наука, а значительно более трудная, чем любая из отраслевых дисциплин. Познание ландшафтов увеличивается и углубляется.

Авторы выражают благодарностьза помощь в пдготовке курса лекций доценту кафедры СПиЛС Глазуну И.Н.

Издание курса лекций осуществлено при поддержке Государственного предприятия «Брянсккоммунпроект» (директор – Почетный строитель РФ Л.Н. Терехова).

 

 

1 История развития физико-географических и

ландшафтоведческих идей

1.1 Основоположники физико-географических идей (В.В.Докучаев, Л.С. Берг, А.А. Григорьев)

 

Зарождение научной теории физической географии и ландшафтоведения относятся к последней трети XIX в. и связано с именами выдающегося естествоиспытателя В.В. Докучаева и его последователей – Г.Н. Высоцкого, Г.Ф. Морозова, Л.С. Берга, Б.Б. Полынова, А.А. Григорьева и др.

По привычным нам мотивам вначале принято выделять период античной географии (VIII-VII вв. до н.э. до середины V в. н.э.). Уже тогда Гекатей Милетский (546-480 гг. до н.э.) делил ойкумену на три части света – Европу, Азию и Ливию (Африку). Геродот (485-425 гг. до н.э.) выделил три широтных пояса: северный (Скифия), средний (побережье Средиземного моря) и южный (Египет, Эфиопия, Аравия). Эвдокс Книдский (406-355 гг. до н.э.) за границы поясов земли принимал «тропики» и «арктические круги», спроектированные на шарообразную поверхность земли. Ему принадлежит одна из первых попыток районирования суши, которую он разделил на «сфрагиды» - пространства, отличающиеся друг от друга некоторыми внешними чертами своей природы. Границы проводились по естественным рубежам – горным хребтам, морям, рекам.

Идея зональности земли в эпоху античной географии наибольшее развитие получила в работах Посидония (135-51 гг. до н.э.). На поверхности земли Посидоний выделил 13 поясов, привел по каждому поясу астрономические данные, указал на особенности гидрографической сети, растительности, этнические различия, привел данные о занятиях и обычаях населения (А.Б. Дитмар, 1973).

Затем следует география периода феодализма, которая знаменательна поздним средневековьем (XV в.). Это эпоха великих географических открытий. Значительных успехов достигло естествознание, астрономия (учение Н. Коперника, Г. Галилея), философия (Ф. Бекона) и др. науки.

С середины XVII века начинается капиталистический путь развития географии. Первую научную гипотезу о происхождении земли изложил немецкий философ И. Кант (1724-1804) в книге «Всеобщая естественная история и теория неба».

Развитие географической науки в России, систематическое и всестороннее изучение ее территории началось в эпоху Петра I. По указу Петра I в 1724 г. создается Российская Академия Наук. Виднейшим первым русским ученым географом того времени был В.Н. Татищев (1686-1750). Он пытался создать первое географическое описание России. Затем следуют С.П. Крашенников (1711-1755) «Описание земли Камчатки», И.Г. Гмелин (1709-1755) «Флора Сибири»; М.В. Ломоносов (1711-1765) возглавлявший много лет географический департамент АН. В XIX в. Большой вклад в развитие географии в России внес П.П. Семенов Тянь-Шанский (1827-1914) – исследователь Средней Азии, автор ряда крупных работ.

В решении проблемы физико-географического районирования особую роль сыграл великий русский естествоиспытатель В.В. Докучаев (1846-1903). Он продолжил в науке направление, намеченное А. Гумбольдтом (1769-1859) изучение природных явлений в их взаимосвязи – создал стройное учение о зональности природы в целом. Согласно В.В. Докучаеву, «тундра», «лес», «степь», «пустыня» и т.п. не просто типы растительности, а сложные природные комплексы, где тесно взаимодействуют климатические условия, почва, растительность, животный мир и др. природные факторы. Он отмечал, что зоны природы охватывают весь земной шар прерываясь лишь в пределах океанов, где выражены иные законы природы. Последователь В.В. Докучаева А.Н. Краснов (1862-1914) впервые выделил для всего земного шара ландшафтные области и полосы.

Взаимосвязь между живой и неживой природой в конкретных территориальных комплексах впервые исследовал Г.Н. Высоцкий (1865-1940) – ученик В.В. Докучаева, виднейший представитель его направления в географии. Большой вклад в развитие учения В.В. Докучаева внесли также Г.Ф. Морозов, Л.С. Берг и др. Знаменитые слова Г.Ф. Морозова (1867-1920) «Лес явление географическое» - основоположник научного лесоведения, большое внимание уделял естественноисторическому районированию территории, выделению и изучению ландшафтов.

Зональное физико-географическое районирование России было впервые осуществлено в 1913 г. Л.С. Бергом, предметом изучения физической географии являются ландшафты (благодаря ему понятие «ландшафт» и вошло в обиход физико-географов). Под естественным ландшафтом он понимал области, сходные по преобладающему типу рельефа, климата, растительности и почвенного покрова. Он отмечал, что природные зоны, выделенные В.В. Докучаевым, есть ландшафтные зоны.

Крупный вклад в развитие теории физической географии внес В.И. Вернадский (1863-1945). Его труд «Биосфера» (1926) положил начало представлений о сфере жизни, учение о круговороте, о роли живого вещества в развитии этих сфер стали основой учения о географической оболочке и новой науки – химии ландшафтов.

Учение о географической оболочке и едином физико-географическом процессе успешно развивалось А.А. Григорьевым (1883-1968), который важное место в изучении физико-географических процессов отводит количественным методам (в т.ч. методу балансов).

Существенный вклад в развитие теоретических проблем комплексной физической географии и ландшафтоведения внес Л.Г. Раменский (1884-1953). В учении о ландшафте он отстаивал региональное направление.

Согласно Л.Г. Раменскому, ландшафт состоит из урочищ (издавна известный народный термин им впервые был введен в географическую науку), а урочища – из эпифаций, характеризующихся одинаковыми условиями обитания и одним биоценозом. Он впервые весьма детально разработал учение о морфологической структуре ландшафта.

Большой вклад в решение проблем комплексной физической географии внесли А.А. Григорьев, С.В. Колесник, Н.А. Солнцев, А.Г. Исаченко, В.Н. Мильков, Г.Д. Рихтер, В.Н. Сукачев, Б.Б. Полынов, Д.Л. Арманд, К.И. Геренчук, В.И. Прокаев, Г.И. Юренков и многие другие ученые.

В последнее время характерно широкое развертывание полевых ландшафтных исследований и ландшафтных съемок.

В географическую науку широко внедряются новые методы исследований – такие, как использование аэрофотоснимков и космических снимков, современных методов математической статистики, кибернетики, физических и химических методов и др.

В зависимости от задач и целей, стоящих перед исследователем, географическую оболочку можно изучать в нескольких аспектах: а) как единое целое; б) по отдельным ее компонентам; в) по структурным частям – природно-территориальным комплексам (ПТК).

 

1.2 Ландшафтные школы Ф.Н. Милькова, Н.А. Солнцева и А.Г. Исаченко

 

Ф.Н. Мильков (1970) предметом ландшафтоведения считает ландшафтную сферу – один из четырех слоев географической оболочки земли, ее «биологический фокус» мощностью от 5-10 до 100-150 м в зависимости от географической широты. Этот «биологический фокус» на фоне трех основных слоев географической оболочки отличается максимальной интенсивностью взаимного обмена веществом и энергией. Именно ландшафтная сфера представляет собой зону непосредственного комплекса, прямого соприкосновения и активного взаимодействия литосферы, атмосферы и гидросферы.

Ф.Н. Мильков (1967) по существу «упраздняет» региональную физическую географию, как особую науку. Она заменена ландшафтоведением, которое должно заниматься изучением «биологического фокуса». Однако, рассматривая ландшафт как ПТК любого ранга и выделяя в качестве предмета ландшафтоведения, ландшафт, сферу мощностью от 5 до 150 м. Ф.Н. Мильков тем самым ограничивает вертикальное простирание таких крупных ландшафтов, как природная страна, физико-географическая зона, этим незначительным по мощности слоем. Природные страны выделяются на основе поструктурного единства, их «корни» уходят в недра земли. Пояса, которые в качестве единиц физико-географического районирования признаются Ф.Н. Мильковым, выделяются, прежде всего, на основе единства термического фактора, повторяемости определенных воздушных масс, мощность которых намного превышает параметры ландшафтной сферы (Ф.Н. Мильков в пределах географической оболочки выделяет четыре слоя: а) верхний воздушный; б) средний ландшафтный; в) внутриландшафтный, водный; г) нижний литосферный).

Наибольшее признание у физико-географов получили взгляды Н.А. Солнцева (1962) и др. исследователей, которые под ландшафтоведением понимают науку, занимающуюся изучением природно-территориальных комплексов ранга ландшафта (в региональном понимании этого термина) и их составных частей. Еще в 1947 г., развивая идеи Л.Г. Раменского, он обосновал региональное представление о ландшафте и его морфологии, согласно его определения, ландшафт – основная таксономическая единица в ряду природно-территориальных комплексов; это – генетически единая территориальная система, построенная из закономерно сочетающихся частей – урочищ и фаций.

По А.Г. Исаченко ландшафт кратко можно определить как генетически единую геосистему, однородную по зональным и азональным признакам и заключающую в себе специфический набор сопряженных локальных геосистем. А.Г. Исаченко вводит термин «геосистема». Он подчеркивает, что по Н.А. Солнцеву ландшафт есть закономерно построенная система локальных ПТК, и это очень важно. Однако, с другой стороны, всякий ландшафт одновременно является частью или элементом более сложных региональных единств, и его следует рассматривать как результат развития и дифференциации географической оболочки и ее высших структурных подразделений. А.Г. Исаченко признает, что ландшафт внутренне неоднороден и расчленяется на различные фации и урочища.

Из всего выше изложенного можно выделить то, что ландшафтные школы Н.А. Солнцева и А.Г. Исаченко придают большое значение природно-территориальным комплексам ранга «ландшафт» или системе локальных природно-территориальных комплексов. Этому направлению посвятил свое исследование Г.И. Юренков. Он пишет «природно-территориальные комплексы разного ранга, возникающие в результате развития и дифференциации географической оболочки под влиянием взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов, объективно существуют в природе. Их развитие даже при вмешательстве человека происходит по естественно историческим законам».

Ни частные отраслевые физико-географические науки, ни общая физическая география не занимается изучением природно-территориальных комплексов как целостных систем, историей их формирования, морфологической структуры, внутренних взаимосвязей между их компонентами и частями, обмена веществом и энергией, прогнозированием их развития с учетом сложного взаимодействия человеческого общества. Все эти вопросы находятся в компетенции региональной физической географии, синонимом которой многие физико-географы считают ландшафтоведение.

Исходя из этих представлений о природно-территориальных комплексах и ландшафте, мы будем заниматься изучением как природно-территориальных комплексов, так и частично ландшафтов. В практической деятельности придется иметь дело с обоими направлениями физической географии и надо свободно ориентироваться при решении природоохранных вопросов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.