Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный потенциал

Научный и научно-технический потенциалы

Научный, научно-технический и инновационный потенциалы

Научный потенциал определяется как совокуп­ность ресурсов и условий осуществления научных исследова­ний (фундаментальных и ориентированных фундаментальных). Экономическую отдачу от вложений в научные исследования и разработки можно полу­чить при уровне наукоемкости ВВП не менее 1,5—2,0 %.

Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продол­жалась до 2003 г., когда его значение составило 0,63 %, т.е. значительно ниже критического. В 2010 г. значение показателя стабилизировалось, но осталось ниже 1 %.

 

В 1990 г. Беларусь, будучи в составе бывшего СССР и зани­мая 0,9 % территории с населением 3,6 %, имела 4,6 % науч­ных организаций и около 3,5 % научных работников Советско­го Союза; показатель наукоемкости валового внутреннего про­дукта составлял 2,27 %.

Перенос центра тяжести экономических преобразований на изменение отношений собственности и фи­нансовую сферу привел к тому, что научно-технологи­ческий фактор был практически полностью исключен из процес­са реформирования экономики стран СНГ. Результатом такой политики стало резкое обострение технологического кризиса, падение производства, потеря внутренних и внешних рынков, растущая технологическая зависимость от зарубежных стран.

В Республике Беларусь научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных (по сравнению с другими странами СНГ) условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Все основные технологии, реализованные промышленностью Беларуси в послевоенный период, в том числе и связанные с разви­тием специфичных для нее отраслей (например калийной про­мышленности), разрабатывались вне республики либо с незначительным ее участием. В то же время в отдельных отрасли экономики страны практически отсутствовала собственная ис­следовательская база (станкостроение, компьютерные системы проектирования и подготовки производства — CALS в запад­ных странах и др.).

Институционально-правовую базу функционирования нау­ки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах госу­дарственной научно-технической политики» (1993 г.), «О науч­ной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Бе­ларусь, постановления правительства и другие нормативно-правовые акты в данной сфере. Они определяют правовые осно­вы и гарантии осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные поня­тия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики.

Научно-технический потенциал — это совокупность ресур­сов и условий осуществления прикладных научных исследова­ний и разработок.

Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения ре­зультатов научных исследований и разработок.

Научный, научно-технический и инноваци­онный потенциалы являются взаимосвязанными и дополняю­щими друг друга звеньями единого научно-инновационного цикла: зарождение идеи — фундаментальные исследования — прикладные исследования — опытно-конструкторские и опытно-технологические разработ­ки — опытный образец — промышленные испытания — освое­ние в производстве — серийный выпуск — коммерческая реа­лизация — практическая эксплуатация продукции.

Главным звеном данного цикла являются научно-техничес­кие разработки и их результат. От научного уровня, новизны, патентной чистоты и защищенности разработок зависит эффективность, успешность собственно инновационной (внедренческой) стадии цикла.

В орга­низационную систему научной деятельности, а также в систему органов государственного управления, обеспечивающих реали­зацию научно-технической политики: Государственный коми­тет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией страны, осуществляю­щей организацию, проведение и координацию фундаменталь­ных и прикладных научных исследований и разработок.

Государственный комитет по науке и технологиям проводит государственную политику и реализует функции государствен­ного регулирования в сфере научной и инновационной деятель­ности, осуществляет охрану прав на объекты интеллектуаль­ной собственности.

Ответственность за осуществление социально-экономичес­ких и государственных целевых программ возложена на Мини­стерство экономики, отраслевые министерства и концерны.

Кроме того, Министерство образования, государственные коми­теты, отраслевые министерства обеспечивают организацию и координацию научных исследований и научно-технической де­ятельности в отраслях, планирование и подготовку кадров выс­шей квалификации, которую в стране курирует ВАК.

Принципы формирования научно-технической политики государства определены в Законе Республики Беларусь «Об осно­вах государственной научно-технической политики».

Ключевыми макропараметрами научного потенциала явля­ются показатели наукоемкости ВВП, среднегодовая числен­ность работников отрасли «Наука и научное обслуживание», их доля в общей численности занятых в народном хозяйстве, ко­личество научных организаций. Эти параметры используются и для международных сопоставлений.

На­учный и научно-технический потенциалы страны понесли серь­езные потери и находятся в сложном положении. С 1990 по 2004 г. численность работников, выполнявших НИОКР, в Бела­руси сократилась в 3,7 раза. В 2004 г. этот показатель уменьшился на 1230 чел., тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3—5 % в год. В настоя­щее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США — 52, Израиле — 38, России — 32, ФРГ — 29, Франции — 26, Южной Корее — 24.

Организационная структура потенциала. По состоянию на 2010 г., в республике 300 организаций и предприятий выпол­няли ИР, в которых было задействовано около 30 тыс. работни­ков. Традиционно научные организации распределяются по трем основным сферам, представляющим относительно обособлен­ные элементы в научной системе: академическую, вузовскую, отраслевую науку.

Наиболее мощной (и с высшим научным статусом) организа­цией является Национальная академия наук Беларуси, в кото­рой сосредоточены 90 научных организаций и свыше 11 тыс. работников, выполняющих ИР.

Вузовская наука представлена 35 университетами и други­ми вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики.

Отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленности, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенци­ал сосредоточен в системе Министерства промышленности — 45 организаций и свыше 5 тыс. работников, выполняющих ИР (2004 г.).

Научная и научно-техническая деятельность. Анализ итогов научно-технической деятельности в 2004 г. показывает, что ведущие позиции в научной сфере занимает НАН Беларуси — 30 % по количеству организаций, 39 % — по числу работников, выполняющих НИР, и 31 % — по объему выполненных работ; Министерство промышленности (соответ­ственно, 15 %, 17,6 и 18,7 %), Министерство образования (14,6 %, 10 и 14,7 %) и Государственный военно-промышлен­ный комитет (ВПК) (3,7 %, 9,8 и 14 %). В совокупности они вы­полнили 78,4 % научно-технических работ в стране.

Научные кадры. Ключевой характеристикой научных кадров является так­же их качественный состав, его динамика. В 2009 г. в респуб­лике работали 739 доктора (в 2000 г. — 819, в 2005 г. - 780) и 3231 кандидат наук (в 2000 г. — 3847, в 2005 г. - 3255). Большинство из них занято в техничес­ких и естественных науках.

Если по числу исследователей (17 тысяч, среди которых 98 % имеют высшее образование) Беларусь уступает среди стран СНГ только России и Украине, то по числу докторов на­ук — России, Украине, Грузии и Казахстану, а по числу канди­датов наук — России, Украине, Грузии.

Не менее серьезной проблемой в формировании кадрового состава науки является нарушение рационального соотноше­ния возрастных категорий работников, занятых ИР. С 1993 по 2004 г. число исследователей в возрасте 31—39 лет уменьши­лось вдвое, а в возрасте 60 лет и старше возросло в 4,5 раза.

Увеличение доли исследователей в возрасте до 29 лет с 13,3 % в 1995 г. до 20 % в 2004 г. — явление позитивное, обус­ловленное прежде всего развитием аспирантуры, научных ис­следований в вузах.

Финансирование науки заключается в денежном покрытии ее затрат. Финансовые ресурсы науки определяются как за­траты на научные исследования и разработки (ИР).

В последние годы доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50 %, (в 2004 г. — 49,1 %), а в общих расходах республиканского бюджета — 2,0 %.

В ближайшие годы государство не сможет существенно уве­личить расходы на научные исследования, поэтому крайне ост­ро стоит проблема их рационального использования.

Остается неоптимальным соотношение затрат на исследования и затрат на разработки: в 2002 г. оно составило 1:1,2, в 2004 г. —-1: 0,98, тогда как в 1990 г. оно было 1: 2. Оп­тимальным, по зарубежным экспертным оценкам, считается соотношение 1: 10.

Для усиления инновационной направленности научного потенциала страны необхо­димо совершенствовать механизм коммерциализации результа­тов ИР.

Материально-техническая база науки (МТБ). Включает ос­новные фонды (здания, сооружения, специальное лабораторное и технологическое оборудование) научных, конструкторских ор­ганизаций и предприятий, объектов инфраструктуры. Ее ядром являются приборы и оборудование для научных целей.

Наметившаяся в 90-е гг. XX в. тенденция старения МТБ в целом и приборного парка в частности до настоящего времени не преодолена.

Результатами научно-инновационной деятельности являются: в области ФИ — новые знания (гипотезы, теории, методы); ПИ — способы и пути использования новых знаний для разработки технических ново­введений; ИР — новые материалы, продукты, устройства, тех­нологические процессы, системы и методы.

Фундаментальные научные исследования. По ряду направлений Беларусь не отстает от мировых тен­денций, она удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.

Только в последние годы белорусские ученые участвовали выполнении почти 400 совместных международных научных или научно-технических проектов.

Прикладные исследования и разработки. Ежегодно выполняются 30—35 государственных научно-технических программ (ГНТП). Результаты выполнения ГНТП последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, микро­электроники, создания искусственных алмазов, городского транспорта, техники для ликвидации чрезвычайных ситуаций, современных телевизоров, медицинской техники, лекарствен­ных препаратов, сенсорной техники и др.

Однако значительная часть завершенных в последние годы научно-технических раз­работок до настоящего времени остаются не востребованными производством, экономикой в целом.

Инновация считается состоявшейся, если она реализовалась на рынке продукции или услуг. Открытия, ноу-хау, изобрете­ния приобретают точную значимость и оценку (стоимость) лишь после прохождения инновационного этапа.

Успешность инновационных процессов или инновационной деятельности зависит от уровня развития адаптационной спо­собности экономики, мощности ее инновационного потенциала.

Ядром инновационной сферы является производственное предприятие. Инновационностъ экономики — это способность и стремле­ние предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов ИР, новых концепций, идей и изобрете­ний.

В Беларуси после 1991 г. удельный вес организа­ций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5—6 % (ранее он составлял 60—70 %) общего количества организаций. Произошли падение спроса на нацио­нальную наукоемкую продукцию, вытеснение ее с внутреннего рынка.

Создание и использование технологий. Ключевым факто­ром в обеспечении инновационности, восприимчивости пред­приятий к нововведениям является технологическая среда, оп­ределяющая способность производства осваи­вать инновации.

Из всех используемых на се­годняшний день передовых технологий около 80 % относятся к традиционным и соответствуют III и IV технологическим укладам. Патентоспособными можно считать лишь 3,6 % общего числа технологий.

Инновации в промышленности. По данным Министерства статистики и анализа1, в 2004 г. инновационно активными, т.е. осуществляющими технологические инновации в течение трех последних лет, определены 292 организации (в 2003 г. — 314), или около 13 % общего числа обследованных в промышленно­сти Беларуси.

Главным источником финансирования инноваций были соб­ственные средства предприятий (75 %), средства внебюджетных фондов (7,8 %), республиканского и местного бюджетов (4,9 %).

Внешнеторговый обмен наукоемкой продукцией. Основной макропоказатель технологического уровня и конкурентоспо­собности национальной экономики — доля высокотехнологиче­ской, наукоемкой продукции в экспорте страны. Доля Белару­си на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 3,7 % (доля США — 39 %, Японии — 30%, Германии — 16 %), вклад информационных технологий в ВВП — сотые доли про­цента (в США — 5,4 %, Японии — 3,2 %, России — 0,003 %).

Дальней­шее совершенствование технологической среды производствен­ной сферы должно идти по пути создания совокупности условий для прорыва к VI технологическому укладу.

Инновационное предпринимательство. В Беларуси оно реализуется преимущественно в виде малых инновационных предприятий. Они более гибки, инициативны, лучше приспособляемы к быстро меняющейся внешней среде, поэтому обеспечивают более эффективный трансфер технологий.

В настоящее время в стране действует система государствен­ной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 бизнес-инкубаторов, 4 научно-технологических парка, свыше 10 центров трансфера технологий и инновацион­ных центров. Создан Национальный центр транс­фера технологий для координации работ в данной сфере.

Успешное развитие инновационного предпринимательства невозможно без хорошо организованной системы финансирова­ния, в том числе такой его формы, как венчурная. Однако в Бе­ларуси она практически не применяется.

Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС). Знания в интересах собственного развития ни одна страна не в состоянии самостоятельно генери­ровать в полном объеме.

Средства, выделяемые на МНТС, составляют 3—4 % общего объема финансирования науки.

ВЫВОД: позитивные процессы в инновационной сфере идут пока медленно, кризисные явле­ния, возникшие в начале 90-х гг. XX в., не преодолены. Перспективные технологии не включаются в хозяйственный оборот, применение информационных техноло­гий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах.

Сложившаяся ситуация стала предметом озабоченности руководства страны, научного и бизнес-сообществ. Были предприняты шаги по созданию современной нормативно-правовой базы, насчитывающей более 20 нормативных актов, определяющих принципы, це­ли, направления и механизмы инновационной политики госу­дарства. Ключевые положения этих документов предусматри­вают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной иннова­ционной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

Стратегическими приоритетами НИС долж­ны стать информационно-коммуникационные технологии, ком­пьютерные сети, электронная технологическая среда «новой» и традиционной экономик.

На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены:

ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

новые материалы и новые источники энергии;

информационные и телекоммуникационные технологии;

технологии производства, переработки и хранения сель­скохозяйственной продукции;

промышленные биотехнологии;

экология и рациональное природопользование;

медицина и фармация.

Конечная цель НИС – реализация инновационных проектов, направленных на созда­ние высокотехнологических отраслей и производств как точек быстрого роста экономики.

Решение поставленных задачи потребует существенного увеличения финансовых вло­жений в сферу науки, которые к 2015 г. должны быть не ниже 2 % к ВВП. При этом доля внебюджетного финансирования должна составить не ме­нее 50 %.

 

 

ЛЕКЦИЯ 5. СИСТЕМА ПОТЕНЦИАЛОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ (окончание)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Демографический и трудовой потенциалы | Информационно-технологический потенциал
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.