КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование. Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распостранение различных информационных потоков
Связь Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распостранение различных информационных потоков. Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь. С 1991г. доля отрасли в структуре валового внутреннего продукта страны увеличилась с 1,0 до 1,8 %. Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание). Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — регулярная доставка письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с использованием транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов и около 4 тыс. отделений связи. Благодаря принятию кардинальных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий, осуществить бесперебойное предоставление клиентуре традиционных социально значимых услуг почтовой связи. В 2001 — 2004 гг. в отрасли наметилась тенденция к повышению эффективностп, развитию новых почтовых услуг, в том числе с использованием телекоммуникационных связей, внедрению широкого спектра нетрадиционных услуг, новейших технических средств и технологий. Получила широкое развитие Служба ускоренной почты (международная и внутренняя); объемы ее отправлений за последние 5 лет увеличились в десятки раз. Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество. Телефонная связь. Общепризнанным показателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100 жителей или на 100 семей. В Беларуси он достиг наибольшего среди стран СНГ значения — 86 аппаратов на 100 семей, значительно опередив Россию и Украину. Устойчиво растет объем междугородных телефонных разговоров. Число междугородных переговоров на одного жителя республики превышает аналогичный показатель по странам СНГ. Телеграфная связь предназначена для передачи на расстояние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототелеграмм. Телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другими видами электронной связи, количетво отправленных телеграмм после 1991г. сократилось почти в 10 раз. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь, предназначенная для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БелСел», которое в 2003 г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma-2000. С 1999 г. в республике запущена сотовая телефонная связь по цифровой технологии, соответствующая международному стандарту GSM (Global for Mobile Communications). На телекоммуникационном рынке Беларуси ее операторами являются предприятия СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). В стране распространен еще один вид мобильной связи - пейджинговая, сеть которой расширяется. В отличие от сотовой эта связь осуществляется через посредника — оператора, принимающего по телефону информацию от одного абонента и передающего ее на пейджер другому абоненту. Данный вид связи обеспечивают около 10 пейджинговых компаний. Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных видов услуг, предоставляемых предприятиями связи. Для модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.
ЛЕКЦИЯ 10. Комплекс социально-культурных отраслей. Социально-потребительский комплекс. 1.Комплекс социально-культурных отраслей (социальнокультурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия — социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.). Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастают. Так, за 1991—2009 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 11,0 %, а удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возросла с 15 до 21,9 %. Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. Комплекс включает государственные учреждения и предприятия, ведомственную сеть социально-культурных учреждений, организации частного сектора (сфера культуры и развлечений). В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами республики. До конца 80-х гг. XX в. практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений был государственный бюджет. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получили название бюджетных. Все их расходы определяются на основе специального планового документа — сметы, а порядок планирования называется сметным. Чтобы противодействовать уменьшению объемов социальных услуг необходимо и в дальнейшем оказывать бюджетную поддержку социальным объектам как в случаях сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в ведение местных органов власти. Образование — крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса - это система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе — среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования. Удельный вес образования в структуре ВВП увеличился с 2,5 % в 1990 г. до 4,1 % в 2009 г. По этому показателю образование занимает первое место среди отраслей социально-культурного комплекса. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское. Дополнительное образование может проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Управление образованием осуществляют Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Основным источником финансирования учреждений образования является государственный бюджет. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП характеризуется следующими цифрами: 1990 г. — 4,3 %; 1995 г. — 5,5; 2000 г. — 6,2; 2009 г. — 10 %. Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования. Происходит развитие новых форм дошкольного образования, укрепление материальной базы детских дошкольных учреждений, переход к полному охвату детей дошкольным образованием и воспитанием, начиная с пятилетнего возраста. К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования, относятся: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учебно-педагогический комплекс. Получение общего среднего образования осуществляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Первоочередными задачами средней общеобразовательной школы являются: дальнейшее совершенствование материально-технической базы; переход на односменный режим работы; сокращение наполняемости классов с целью повышения качества обучения. Основная цель профессионально-технического образования заключается в подготовке молодежи к профессиональной деятельности, а также приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих. Среднее специальное образование направлено на получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена. Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое — обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; второе — интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки. В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений: • техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования; - колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим; - высшие колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям — высшего образования первой ступени; - высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи — получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования. Средние специальные учебные заведения подчинены 14 республиканским органам государственного управления, а также местным органам управления. Наибольшее их количество находится в ведении Министерства образования — 31 %, Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 14, Министерства культуры — 10, Министерства здравоохранения — 8, Министерства спорта и туризма — 5 % общей численности. Структура высшего образования включает две ступени, в том числе магистратуру. К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж. Прием в государственные вузы в 2004 г. составил 97,8 тыс. чел., что в 2,2 раза больше, чем в 1990 г. По численности студентов вузов на 10 тыс. населения, которая была равна 445 человек Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира. Государственными программами предусматривается качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, привлечение дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению. 1.2.Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. В структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,2 %; здесь сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения; 4,5 % инвестиций в основной капитал. Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей. По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась на 51-м месте по общим достижениям системы здравоохранения среди 191 государства. Здравоохранение как отрасль развивается по следующим направлениям: • лечебно-профилактическая помощь; • охрана здоровья матери и ребенка; • санаторно-курортное лечение; • санитарно-эпидемиологическая служба; • лекарственное обеспечение населения; • медицинская экспертиза; • медицинская наука и образование. Новая медико-экономическая модель должна обеспечить оптимальное сочетание бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Развитие отрасли в перспективный период направлено на обеспечение каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования отрасли к 2020 г. до 10 % к ВВП. При этом государственные минимальные стандарты должны быть приведены в соответствие с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |