Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование. Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распостранение различных информационных потоков

Связь

Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распостранение различных информационных потоков.

Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь. С 1991г. доля отрасли в структуре валового внутреннего продукта страны увеличилась с 1,0 до 1,8 %.

Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и элек­трическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и ра­диовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществ­ляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — регулярная достав­ка письменной корреспонденции, периодических изданий, де­нежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с использованием транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предо­ставляют 118 городских и районных узлов и около 4 тыс. отде­лений связи.

Благодаря принятию кардинальных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий, осуществить бесперебойное предоставление клиентуре традиционных социально значимых услуг почтовой связи. В 2001 — 2004 гг. в отрасли наметилась тенденция к повышению эффективностп, развитию новых почтовых услуг, в том числе с ис­пользованием телекоммуникационных связей, внедрению широкого спектра нетрадиционных услуг, новейших технических средств и технологий. Получила широкое развитие Служба ус­коренной почты (международная и внутренняя); объемы ее от­правлений за последние 5 лет увеличились в десятки раз.

Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет по­ложительные тенденции. Из года в год растут плотность, протя­женность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

Телефонная связь. Общепризнанным показателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100 жителей или на 100 семей. В Беларуси он достиг наибольшего среди стран СНГ значения — 86 аппаратов на 100 семей, значительно опередив Россию и Украину. Устойчиво растет объем междугородных телефонных разговоров. Число междугородных переговоров на одного жителя республики превышает аналогичный показатель по странам СНГ.

Телеграфная связь предназначена для передачи на расстоя­ние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототеле­грамм.

Телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другими видами электронной связи, количетво отправленных телеграмм после 1991г. сократилось почти в 10 раз. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь, предназначенная для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналого­вая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БелСел», которое в 2003 г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma-2000.

С 1999 г. в республике запущена сотовая телефонная связь по цифровой технологии, соответствующая международному стандарту GSM (Global for Mobile Communications). На телеком­муникационном рынке Беларуси ее операторами являются предприятия СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).

В стране распространен еще один вид мобильной связи - пейджинговая, сеть которой расширяется. В отличие от сотовой эта связь осуществляется через посредника — оператора, принимающего по телефону информацию от одного абонента и передающего ее на пейджер другому абоненту. Данный вид связи обеспечивают около 10 пейджинговых компаний.

Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная уско­ренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных видов услуг, предоставляемых предприятиями связи.

Для модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внут­ризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение про­граммно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от анало­го-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство се­тей радиовещания и цифрового телевидения.

 

 

ЛЕКЦИЯ 10. Комплекс социально-культурных отраслей. Социально-потребительский комплекс.

1.Комплекс социально-культурных отраслей (социальнокультурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия — социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.).

Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастают. Так, за 1991—2009 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 11,0 %, а удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возросла с 15 до 21,9 %.

Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан.

Комплекс включает государственные учреждения и предприятия, ведомственную сеть социально-культурных учреждений, организации частного сектора (сфера культуры и раз­влечений).

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами республики.

До конца 80-х гг. XX в. практически единственным источником финан­сирования социально-культурных учреждений был государст­венный бюджет. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получи­ли название бюджетных. Все их расходы определяются на осно­ве специального планового документа — сметы, а порядок пла­нирования называется сметным.

Чтобы противодействовать уменьшению объемов социальных услуг необходимо и в дальнейшем оказывать бюджетную поддержку социальным объектам как в случаях сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в ведение местных органов власти.

Образование — крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса - это система организа­ций и учреждений, осуществляющих образовательную дея­тельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образо­вания, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе — среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования.

Удельный вес образования в структуре ВВП увеличился с 2,5 % в 1990 г. до 4,1 % в 2009 г. По этому показателю образование занимает первое место среди отраслей социально-культурного комплекса.

Образование делится на основное и дополнительное.

Основное образование включает: дошкольное, общее базо­вое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее спе­циальное, высшее и послевузовское.

Дополнительное образование может проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управление образованием осуществляют Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Основным источником финансирования учреждений обра­зования является государственный бюджет. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП характеризуется следующими цифрами: 1990 г. — 4,3 %; 1995 г. — 5,5; 2000 г. — 6,2; 2009 г. — 10 %.

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования.

Происходит развитие новых форм дошкольного образова­ния, укрепление материальной базы детских дошкольных уч­реждений, переход к полному охвату детей дошкольным обра­зованием и воспитанием, начиная с пятилетнего возраста.

К учреждениям, обеспечивающим получение общего сред­него образования, относятся: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учеб­но-педагогический комплекс. Получение общего среднего образования осущест­вляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Первоочередными задачами средней общеобразовательной школы являются: дальнейшее совершенствование материально-технической базы; переход на односменный режим работы; сокращение наполняемости классов с целью повышения качества обучения.

Основная цель профессионально-технического образования заключается в подготовке молодежи к профессиональной дея­тельности, а также приобретении про­фессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование направлено на получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифици­рованными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое — обеспечивающее получение специаль­ной теоретической и практической подготовки; второе — интег­рированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.

В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:

техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования;

- колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим;

- высшие колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям — высшего образования первой ступени;

- высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи — получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования.


Средние специальные учебные заведения подчинены 14 республиканским органам государственного управления, а также местным органам управления. Наибольшее их количество находится в ведении Министерства образования — 31 %, Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 14, Министерства культуры — 10, Министерства здравоохранения — 8, Министерства спорта и туризма — 5 % общей численности.

Структура высшего образования включает две ступени, в том числе магистратуру.

К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж.

Прием в государственные вузы в 2004 г. составил 97,8 тыс. чел., что в 2,2 раза больше, чем в 1990 г. По численности студентов вузов на 10 тыс. населения, которая была равна 445 человек Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира.

Государственными программами предусматривается качественное обновление, развитие инфор­мационных образовательных технологий и методик обучения, привлечение дополнительных источников финан­сирования и укрепление материально-технической базы отрас­ли, расширение рынка образовательных услуг населению.

1.2.Здравоохранение представляет собой систему государствен­ных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.


В структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,2 %; здесь сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения; 4,5 % инвестиций в основной капитал.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руко­водит всеми подведомственными ему медицинскими, санитар­но-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими уч­реждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и обществен­ных организаций, выдает лицензии и контролирует деятель­ность частных медицинских учреждений и врачей.

По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась на 51-м месте по общим достижениям системы здравоохранения среди 191 государства.

Здравоохранение как отрасль развивается по следующим направлениям:

• лечебно-профилактическая помощь;

• охрана здоровья матери и ребенка;

• санаторно-курортное лечение;

• санитарно-эпидемиологическая служба;

• лекарственное обеспечение населения;

• медицинская экспертиза;

• медицинская наука и образование.

Новая медико-экономическая модель должна обеспечить оп­тимальное сочетание бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Развитие отрасли в перспективный период направлено на обеспечение каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования отрасли к 2020 г. до 10 % к ВВП. При этом государственные минимальные стандарты должны быть приведены в соответствие с нормативами бюджетной обес­печенности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Транспорт | Физическая культура и спорт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.