Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси





Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим мето­дом государственного управления экономикой Беларуси в переходный к рыночным отношениям период.

С по­мощью планирования государство поддерживает социально-экономическую систему в состоянии динамического равнове­сия. С одной стороны планирование - это норма, метод, инструмент принятия уп­равленческих решений, а также интегрирующая деятельность, объ­единяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и другие дисциплины. С другой стороны планирование - это наука управления, формирующая специфическую теорию, технологию и институ­циональные структуры, обеспечивающие необходимое воздей­ствие на объекты государственного регулирования экономики.

Разрушение централизованной экономики подразумевает изменение содержания и организации планирования: жесткое директивное пла­нирование заменяется направляющим, регулирующим и дру­гими его видами, в наибольшей степени соответствующими ры­ночным отношениям.

Основным инструментом становится индикативное планирование, которое пришло на смену директивному и рационально сочетает в себе рыночный механизмсаморегулирования, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие государства на социально-экономические процессы.

Индикативное планирование призвано выполнять три важ­ные функции:

1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволяет им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действо­вать сообразно с ними;

3) согласительную — позволяет правительству и негосудар­ственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

Переход к индикативному планированию предполагает эф­фективное использование лучших достижений централизован­ного планирования: методологию и методы разработки комплексных программ, социально-экономических, научно-технических и экологических прогнозов; систему планов раз­личного временного горизонта; методы целеполагания, сцена­риев, вариантности и комплексности; систему взаимоувязан­ных балансовых расчетов; разработку экономических и соци­альных нормативов, позволяющих оценить динамику эффек­тивности производства, структурных сдвигов, изменения макропропорций.

Разработанные в республике Комплексная программа научно-технического прогресса, Основные направления социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также ежегодно составляемые прогнозы социально-экономического развития страны - пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию социально-экономических процессов, разработке экономической политики и стратегии государства.



Индикативный план должен включать результаты исследо­ваний всего многообразия актуальных проблем как на длитель­ную, так и на ближайшую перспективы. Это — разработка стра­тегии социально-экономического развития государства, вклю­чая выбор перспективной модели экономики, разгосударствле­ние и приватизацию, развитие предпринимательства, формиро­вание рынка и его инфраструктуры, демонополизацию эконо­мики, выбор приоритетов и направлений инновационной, ин­вестиционно-структурной и внешнеэкономической политики, определение макропропорций и системы государственных регу­ляторов, создание системы социальной защиты и гарантий для населения, формирование правовой базы.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.