Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Денежная система Беларуси

Денежная система и денежно-кредитная политика.

Денежная система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации де­нежного обращения. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Нацио­нальном банке Республики Беларусь» и последующими зако­нодательными актами, определившими ее правовые основы.

В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-де­нежных отношений: государство, экономические агенты (вклю­чая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и на­селение. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Рес­публики Беларусь в стране сформирована двухуровневая бан­ковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки и небанковские фи­нансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в насто­ящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г.

Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка лик­видности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны. Для контроля за динамикой денежной массы, Националь­ный банк активно использует разнообразные инструменты при­влечения ресурсов банков.

Главная цель деятельности Национального банка состоит в обеспечении стабильности национальной валюты и банковской системы. Промежуточными целями являются обеспечение допустимого роста денежной массы, определение лими­тов и направлений денежной эмиссии, а также управление уровнем цен де­нежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.

Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, не­посредственно выполняющих функции кредитно-расчетного об­служивания клиентуры на коммерческих принципах.

Шесть банков уполномочены Правительством Республики Беларусь обслуживать государственные программы и меропри­ятия.

Одним из обязательных условий формирования рыночной системы является глу­бинная перестройка денежного обращения и кредита. Ее сущность состоит в оптимальном сокращении централизованного перераспределения денежных ресурсов и переходе к их преиму­щественно горизонтальному движению на финансовом рынке.

Снижение процентных ставок по кредитам и обеспечение ус­ловий для хранения сбережений в национальной валюте спо­собствовали повышению доступности кредитов для экономики, содействовали трансформации сбережений в инвестиции, огра­ничению инфляционно-девальвационных процессов и выступа­ли стимулами экономического роста.

Действующая в РБ платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйствования в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической полити­ки страны, она одна из лучших в восточной Европе. В реальном режиме времени (RTGS) осущест­вляется около 93 % общей суммы платежей.

Несмотря на то, что в последние годы банковский сектор по темпам роста опережал реальный сектор экономики, в деятель­ности банков страны еще очень много проблем.

Одной из ключевых проблем является нехватка ресурсной базы банков. Причина - невысокий коэффициент монетизации, т.е. отношение числа денег к ВВП. Недостаточными темпами растут объемы депозитов субъектов хо­зяйствования и населе­ния. Отношение объема потребительских кредитов к ВВП значительно меньше, чем в других экономически развитых странах (40 %).

Результатом реформирования банковского сектора должно стать сущест­венное повышение его функциональной роли в экономике Бела­руси, а также приближение макроэкономических параметров банковской деятельности (активы банковской системы к ВВП 50—60 %, капитал банковской системы к ВВП — 5—6 %) уровню стран-лидеров в экономическом развитии.

4.2. Денежно-кредитная политика: основные направления и инструменты.

Денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, нало­говой и другими видами политики) и определяется приоритета­ми и целями правительства. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Субъектом ДКП является Национальный банк, а объектами — спрос и предложение на денежном рын­ке.

Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хозяйственную активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управле­ние государственным долгом регулирует распределение ссуд­ных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется также процентной политикой Национального банка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной став­ки, депозитной ставки), политикой резервирования (установле­нием Национальным банком норм обязательных резервов ком­мерческих банков), операциями на открытом рынке, рефинан­сированием банков и валютным регулированием.

Инструменты денежно-кредитной политики подразделяют­ся на прямые и косвенные. К первым относят целевое кредито­вание, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок. Важнейшими косвенными ин­струментами являются:

• регулирование официальной ставки рефинансирования;

• изменение нормы обязательного резервирования;

• рефинансирование коммерческих банков;

• операции на открытом рынке.

Как правило, на практике применяется комбинации пря­мых и косвенных методов с учетом специфики конкретного эта­па социально-экономического развития и реформирования эко­номики страны.

Национальным банком во взаимодействии с Правительством ежегодно разрабатываются Основные направ­ления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ко­торые утверждаются Президентом страны. Основными целевыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы.

Вместе с тем в области денежно-кредитного регулирования, работе банковской системы существует целый ряд проблем. Одной из главных является уве­личение объемов долгосрочного кредитования инвестиций, на­учных исследований и разработок и других направлений инно­вационного развития национальной экономики. Для этого необходим соответствующий рост кредитно-инвестиционного потенциала банков­ской системы.

Развитию банковского сектора в этой области препятствуют несовершенная структура кредитных портфелей банков и распыленность ресурсов, недостаточное привлечение иностранного капитала в уставные фонды, медленное укрупнение банков.

Перспективные цели денежно-кредитной политики:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование сво­бодных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствую­щих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

• поддержание обменного курса белорусского рубля на уров­не, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической дея­тельности страны;

• обеспечение эффективного надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе;

• увеличение уровня монетизации ВВП.

 

 

ЛЕКЦИЯ 15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антиинфляционная политика. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяе­мых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: 1) ком­плекс мер по ограничению издержек и | Социальный императив государственного регулирования экономического развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.