Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Мир политики и экономические теории




Роль политики в обществе. Политическая система общества. Политический процесс. Внешняя и внутренняя политика государства. Глобальные институты в политическом мире. Политэкономический феномен поведения цивилизаций. Новейшие политэкономические теории.

Начиная изучение мира политики, приведем высказывание английского публициста и экономиста Джона Мейнарда Кейнса: «Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются, — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они правят миром».

По мере развития глобальной цивилизации, человеческие общества совершенствовались и переходили из одного вида в другой. Одновременно трансформировалась и политика как особая форма жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством. Наравне с совершенствованием видов обществ, особенно постиндустриального и информационного, изменялся теоретический фон политики, т.е. магистрального пути исторического развития с заменой традиционных ценностей на модернизационные.

«Современная эпоха открывает перед нами два качественно разных, но сходящихся в горизонте нашей эпохи предела модерна. Один их них связан с экологическими пределами роста и общим обострением глобальных проблем, другой — с самоотрицанием модерна в постмодерне, прямо подрывающем устои цивилизации со всеми ее культурными, моральными и даже функционально-технократическими нормами».

Политическая жизнь любого общества должна решать следующие проблемы: политическое господство и правление, господство и сотрудничество; конституционного оформления власти; механизмы правления; отношение людей к институтам власти; бесперебойность функционирования общества; процессы политической социализации. Сущность политики зависит от явлений и процессов, происходящих в государстве и мире, поэтому она подразделяется на несколько блоков

Итак, что же такое политика? Как определить этот важный феномен в жизни человеческого общества?

Политика — это искусство управления.

Политика — это установление взаимоотношений между социальными группами и государствами, определяющих содержание государственной деятельности.

Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти.

Политическая система общества состоит из социальных институтов государства, осуществляющих политические функции, и включает в себя собственно государство, партии, профсоюзы, организации и движения, преследующих политические цели. К политической системе относят и церковь.

Политическая система всегда связана с государственной властью и идеологией ее осуществления. Государство можно характеризовать как форму организации и осуществления политической власти в обществе. Поэтому каждый субъект политической системы имеет свою идеологию — доктрину политических действий. Политическая система формируется из определенных основных элементов: политических институтов, политических отношений, политических принципов и норм, политического сознания и культуры.

Основополагающими звеньями политических институтов являются партии и движения, объединяющие социальные группы людей с определенной идейной принадлежностью. Политико-идеологические доктрины приспосабливаются к процессам, доминирующим в сегодняшнем мире, поэтому доктрины у всех партий имеют представления об идеале общества фрагментарного характера и зачастую не отражают системного круговорота естественного порядка всеобщей природной деятельности [67].

Анархизм защищает идею свободного от государственной власти общества, построенного на принципах самоуправления, исключающих влияние социальной духовности, разума и интеллекта.

Либерализм рассматривает в качестве высших ценностей свободу личности в противоположность коллективным ценностям. Принципы индивидуальных прав и свободы ставятся выше государственных.

Консерватизм базируется на национальных традициях морали, ценностях нации и государства с поддержкой семьи и религии без революционных изменений.

Социал-демократизм связывает свои идеи с базовыми ценностями свободы и демократии, с социальной справедливостью, осознанием трудящимися своих интересов путем реформирования общества без революционных преобразований. Социальная демократия предполагает смешанную экономику — с наличием различных форм собственности, контроль общества над рыночными процессами, участие в управлении производством всех трудящихся.

Коммунистическая доктрина основана на борьбе классов, которая приведет к построению бесклассового общества и соответственно при отсутствии классовой эксплуатации. Экономика строится на общественном, а зачастую государственном, капитализме. Основа идеи — социальная солидарность, справедливость, равенство всех людей труда в соответствии с трудовым вкладом каждого.

Технократизм — это политико-идеологическое течение при вере в безупречные технические и меритократические рациональные возможности общества, т.е. власть наиболее одаренных.

Политический процесс — это последовательное изменение, движение, развитие политической жизни, имеющее определенную направленность в ответ на вызов общества.

Под влиянием политического процесса целенаправленно изменяется социально-политическая действительность (система общества, удержание и использование политической власти, обеспечение конституирования) с целью достижения совокупности результатов общественных отношений. Например, можно отметить следующие политические действия экономико-политического, структурообразующего, идеолого-политического, политико-правового и иного характера, которые направлены на удержание, изменение, формирование, функционирование политической системы в целом в интересах социума:

• проявление различными социальными субъектами своих потребностей, интересов и стремлений;

• представление политических интересов групп институтам, принимающим политические и управленческие решения;

• принятие решений и формирование политической воли;

• реализация политической воли посредством управленческой деятельности.

Политический процесс характеризуется стадиями функционирования, совокупностью политических решений, методами принятия решений, реализацией решений.

Стадии функционирования подразделяются на институционализацию и конституирование совместно со становлением конкретной политической системы, ее функционированием, развитием с модернизацией и реформированием, упадком системы, т.е. распадом и деградацией. Здесь явно наблюдаются естественность круговорота жизненного обмена.

Политическое решение, как и любое управленческое решение, в первую очередь направлено на реализацию интересов социальных групп или общества в целом. При рассмотрении алгоритма принятия проекта политических решений следует обратить особое внимание на формирование приоритетных целей и ценностей, а также на соизмерение результативности действий.

Сколь бы рьяно и воодушевленно мы ни пытались найти объективное решение, всегда следует исходить из того, какая системная основа в них закладывается. По современным понятиям такой системой является абстрагированный социоцентризм, который лишил глобальную цивилизацию стратегических целей, переведя их в тактические, и попутно лишил человека бессменных и вневременных ценностей. А такие ценности могут быть выявлены только из сути взаимодействия деятельности природного инструмента (человека, общества, цивилизации) по самоорганизации из его поведения в естественном порядке деятельности среды обитания. Из этого понятно, что аналогичные подходы должны получить отражение и в соизмерении эффективности результатов деятельности.

Методы принятия решений взаимосвязаны с избираемыми критериями по стадиям политического процесса, по его функционированию, по иерархиям структур власти, по целям и абстрагированию систем управления. Одна из особенностей политических решений — это необходимость тщательного обоснования целей и критериев. При абстрагированном социоцентризме цели и критерии выбираются исходя из ожидаемых результатов, которые человек желает получить для себя. Следовательно, входы и выходы замкнутой абстрагированной системы отражают внутренние процессы обмена и не учитывают процессы обмена среды ее обитания. Поэтому политическое вмешательство необходимо задолго до постановки общесистемных целей и предпочтений.

Однако такое вмешательство все еще имеет ограниченный характер, т.е. долговременные лаги стратегических решений, подменяя их на кратковременные лаги тактических решений. Это, в свою очередь, сжимает опыт предыстории и вызывает значительные ошибки при разработке стратегии.

Такие обстоятельства принуждают политиков (на это особенно показывают современные тенденции) применять вместо системного подхода весьма ограниченный «метод ветвей», который позволяет вносить только соответствующие поправки, а не управлять системой в целом. При этом порождаются такие типы реализации политических решений, как популизм (апелляция к общественному мнению), элитизм (изоляция масс от принятия решений), консерватизм (сохранение устойчивости государственных институтов), радикализм (сторонники решительных мер) и демократизм (взаимоответственные отношения между обществом и элитой).

Соизмерение результатов политических действий особенно сложный процесс, так как он в большинстве случаев при отсутствии взаимосвязи тактики и стратегии приводит к непредсказуемым выводам. Последние, в свою очередь, вызывают чередование политических процессов, а также открытых и скрытых (теневых), стабильных и нестабильных, эволюционных и революционных эксцессов общества, которые сопровождаются непрерывными кризисами правительства, парламента, доверия, социально-экономических отношений и т.п. А все это означает нестабильное состояние общества, возможность трагических и чреватых глобальными кризисами последствий для человеческой цивилизации.

Внутренняя политика государства представляет собой сложную, динамически изменяющуюся во времени систему. Ее обычно подразделяют на экономическую, социальную и духовную.

Экономическая политика представляет собой совокупность научных положений, целей, различных средств и практических мер, которыми регулируются экономические отношения между экономическими агентами, социальными группами, нациями в сфере экономики. Экономическая политика предопределяет благосостояние народов и величину их богатств.

Социальная политика — это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых регулируются отношения членов общества при обеспечении их жизнедеятельности. Поэтому она подразделяется на области здравоохранения, демографии, пенсионного обеспечения, социальной защиты, жилищной инфраструктуры.

Духовная политика охватывает все стороны формирования внутреннего состояния человека через культуру, образование, воспитание, религию, разум и интеллект.

Внутренняя политика, основанная на структурном и функциональном подходе, учитывает множественность проявлений, возникающих в обществе, разрабатывает рациональные методы проникновения в общественные процессы для мобилизации потенциальных возможностей и достижения поставленных целей.

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики государства, охватывает проблемы отношений с другими субъектами внешнего мира: странами, политическими и военными блоками, международными организациями и т.д. Внешняя политика имеет собственные специфические функции и специальные органы по их выполнению.

Глобальные институты в политическом мире. Институт — элемент социальной структуры, формы организации и регулирования общественной жизни в виде совокупности учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения.

К глобализации относят процессы по становлению и гармонизации многомерного и многоуровневого мира с наличием взаимосвязанных измерений в одних плоскостях и гетерогенных в других плоскостях. Считается, что взаимодействия в обмене по плоскостям происходят в семиотической системе — в системе символов и знаков. Поэтому архитектура мирового сообщества, например по М. Вальце, описывается двумя крайними состояниями и одним смешанным, находящимся между ними. На одном полюсе (краю) автор располагает такое состояние управления централизованным миром, которое обеспечивает всем гражданам одинаковые права и обязанности (униполярное государство), а на противоположном находится децентрализованный мир с наличием «международной анархии». В среднем состоянии образуется трехслойная модель, в которой «учитываются как стремление людей к порядку», так и наличие условий «для сохранения свободы многообразия выбора».

Первый слой заполняется альтернативными международными центрами управления, второй — сетью межгосударственных социальных структур, третий — ассоциациями гражданского общества.

В современном мире создан авторитетный Международный суд, а наряду со Всемирным банком и МВФ необходима всемогущая ВТО, обеспечивающая «выполнение экологических стандартов и торговых соглашений». В такой модели «весьма важную роль должны играть гражданские организации самого широкого спектра — по оказанию взаимопомощи, защите прав человека и национальных меньшинств, защите окружающей среды и трудовых ресурсов».

Глобальные международные организации — это:

• Организация Объединенных Наций, являющаяся регулятором социально-политической сферы, которая после модифицирования должна принять «Хартию взаимодействия стран и цивилизаций» с закрепленными общими правилами и обязанностями на основе этических ценностей;

• Совет по экономическим и социальным вопросам ООН, который корректирует экономическую сферу, Совет экономической безопасности СЭБ, Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Международная организация труда (МОТ), Фонд социального развития (ФСР), а также Международный валютный фонд (МВФ) с измененными функциями, Международный банк;

• межгосударственные союзы и неформальные организации (НФО), которые управляют сферой международных сообществ.

Некоторые политологи считают, что за экономическим объединением планеты (например, ЕС, АСИАН, СНГ и др.) последует политическая глобализация, которая завершится созданием мирового правительства. Вряд ли аргументацию таких идей можно признать исчерпывающей или даже сколько-нибудь достаточной. И все же в самом факте распространения глобализационных воззрений среди ученых и политиков следует видеть отражение многих явлений и подспудных черт и сторон меняющегося под напором интеграционных процессов мира, действительно становящегося все более целостным и взаимосвязанным».

Политическая экономия — наука, изучающая общественное производство, законы его функционирования и развития, основы экономических отношений, на базе которых строятся формы, задачи, содержание деятельности государства.

Исторически экономические отношения между глобальной цивилизацией и окружающей средой ее обитания, через поведение людей можно подразделить на три эпохи.

Первая эпоха, зарождения экономических теорий, начинается с доисторических времен, когда только формировались правила поведения людей в окружении природных процессов, которые человеку тогда было трудно объяснить в пределах системы космоцентризма.

Первопроходцем выработки методического системообразующего подхода следует считать религию. Мировоззрение и мироощущение, а соответственно и поведение основывались на сопричастности, соизмерении, адаптации, сопереживании в деятельности человека, ориентированной на сохранение квазиравновесия со средой его обитания. Будущее человека было напрямую взаимосвязано с действиями, которые он производил в дни своей жизни на Земле.

Религиозные правила поведения человека преследовали такие цели: во-первых, повышение духовности как способа углубления мировоззрения и мироощущений; во-вторых, усиления нравственности как условия соблюдения системы отношений с окружающим миром и достижения ценностей, определяющих и регулирующих поведение людей; в-третьих, укрепление веры как убежденности в будущее и устремления к ближнему («вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом); в-четвертых, внушение необходимости победы созидания над разрушением («не будь побежден злом, но побеждай зло добром»; «нужно жить не для себя и не для других, а с каждым и для каждого»).

Эти правила сохраняли равновесие между действиями людей, между результатами труда и потреблением, побуждали к разумности действий («нет души более досточестной, чем та, которая по естеству разумна»), воспитывали в человеке чувство единства мира.

Вторая эпоха, классических экономических теорий, связана с теориями экономистов-классиков об отчуждении от космоцентризма и сужении экономики до границ социоцентризма. Первым шагом отчуждения следует считать отказ от влияния «чистого продукта», и естественного порядка всеобщей деятельности среды обитания на искусственный порядок деятельности человека, т.е. на общество.

По мере развития промышленного производства его роль как культурного (искусственного) преобразователя природных ресурсов в формы, удобные для удовлетворения потребностей людей стала возрастать и угнетать присутствие естественного порядка в политэкономики.

С экономической точки зрения производственная функция всегда вызывала максимум споров среди экономистов. Большинство из них стояли и стоят на позиции деления производства на две составляющие: результирующую — положительную, которая характеризует объем производства по выпуску товаров и услуг, и затратную — отрицательное производство, требующее издержек для достижения полученных результатов, т.е. учитывающую все виды потребления. Не случайно одна из мер улучшения взаимоотношений человека и природы — разумное самоограничение при расходовании природных ресурсов.

Но споры усиливаются, когда встает вопрос, какие виды издержек необходимо учитывать, а какие нет. Здесь большинство остается в меньшинстве, так как подавляющая часть экономистов переходит на сторону, которая считает, что учитывать труд природы в издержках производства не обязательно. Поскольку мы оперируем трудом человека и создаем товарную составляющую для него, то достаточно учитывать только его труд. Тогда факт использования готового естественного продукта, полученного за счет естественных процессов (вода, воздух, уголь, нефть, металл и т.п.), после некоторых научных дискуссий стали относить к «даровым» элементам системы.

В конечном счете общество присваивает всю выгоду, которую несут свойства естественного продукта (долговечность, прочность, вязкость, сорбентность и т.п.), полученные в результате естественных процессов, на совершенствование которых была затрачена определенная работа самой природы по видоизменению энергии в пространстве и во времени. Но экономисты для этого случая нашли простое объяснение: «добавочный слой» ресурсов не должен оплачиваться.

Но то, что дается даром, принадлежит всем, как, например, воздух, солнечный свет или проточная вода, или, как говорил французский экономист Ф. Бастиа, «основная социальная гармония». Из двух элементов, входящих в состав каждого богатства (обременительного и дарового, или общего), первый имеет тенденцию постепенно утрачивать свое значение по сравнению со вторым. Все меньше и меньше стоит обработка новых земель, равно как и постройка новых машин. А часть естественной полезности, наоборот, ничуть не уменьшается.

Но так прекрасно описанная естественная полезность продуктов остается невостребованной по причине абстрагирования моделей экономической наукой. Экономисты считали, что «природа ничего не требует». Но сегодня с уверенностью можно сказать, что платить все же надо, и

Третья эпоха, новых политэкономических теорий, сопряжена с интеллектуальным синтезом различных экономических направлений, обеспечивающих встраивание социоцентризма в космоцентризм. На протяжении последних пятидесяти лет глобальная цивилизация встречается с отрицательными для жизни человека реакциями, которые исходят от окружающей среды обитания. Отчуждение от естественного порядка всеобщей деятельности природы и переход на искусственный порядок деятельности человека привели к разлому вдоль границ их соприкосновения.

Присвоение человеком права на распоряжение «чистым продуктом», к продуктивности которого он не имеет никакого отношения, лишило природные образования части свободной энергии, которая использовалась на структурирование (самоорганизацию) их внутренних структур. В результате процесс природной самоорганизации изменил свои параметры, вызвав изменение направленности состояний среды обитания глобальной цивилизации, которая стала неподготовленной для адаптации к новым условиям.

Появившийся разлом привел к ускоренной деградации внутреннего состояния системы: «человек — общество — природа», значительно сократив возможности к самосохранению. Поэтому наступила пора неофизиократии, т.е. надо принять новую социально-экономическую систему, которую можно выразить следующей формулой: Чистый продукт + Труд человека = Конечный продукт (богатство).

Для претворения в жизнь новой политэкономической системы возникают две проблемы: во-первых, необходима опережающая подготовка коллективного разума и интеллекта к тому, что переход к процессам самосохранения обязателен и жизненно необходим; во-вторых, следует образовать специальный орган, представляющий интересы в использовании «чистого продукта».

По первой проблеме можно отметить, что политэкономическая сила самосохранения глобальной цивилизации как экономическая теория предлагается читателю в последнем разделе книги.

В этой теории учитывается вся совокупность издержек по чистому продукту и труду человека. Если цены начнут отражать экологические издержки, продукция и фирмы, наносящие ущерб окружающей среде, лишатся конкурентного преимущества, которым они часто пользуются, а поскольку технологический прогресс в разведке и разработке ресурсов, скорее всего, продолжится, рыночные цены будут, как и прежде, говорить нашему обществу неправду о якобы еще более полном «роге изобилия» природных ресурсов. «А когда ресурсы (а вернее, поглощающая способность окружающей среды) будут исчерпаны и цены начнут рассказывать другую историю — о дефиците, может оказаться слишком поздно... Цены не отражают полных издержек производства. Еще меньше они отражают предполагаемую стоимость истощения ресурсов.

Но самой главной тенденцией наших дней стала необходимость срочной замены принципами нооглобализма традиционных- научных парадигм, которые характеризуются неспособностью поставить достоверный диагноз происходящим событиям, отсутствием надежных взаимосвязей между предысторией и предполагаемым движением в будущее, потерей уверенности в будущее. Такую ситуацию Э. Тоффлер назвал футурошоком, который, по его мнению, «капитуляция перед будущим, отказ от важнейшей функции науки — прогнозирования, поворот к религии, астрологии».

Таким образом, любая проблема в современном мире — экологическая, экономическая или социальная — приобретает политический характер. Но ведущую роль в политике играет теоретическая экономика, не случайно ее иначе называют политэкономикой. Однако следует признать, что политология менее консервативна, чем теоретическая экономика, а в наш исторический период политика начинает склоняться в область интеграции, геополитики и глобализации.

При этом, программы отдельных современных партий не отражают сущность самоорганизации природных систем, а основываются на принципах отдельных фрагментов спиральных преобразований природных ингредиентов. Наступает время перехода от партий фрагментарных интересов общества к партиям интересов его системной и гармоничной самоорганизации. Каждая партия, игнорируя системность в природе, отражает элемент целого и по его законам стремится организовать мир и системную деятельность человечества, т.е. партийная идеология вступает в противодействие с законами деятельности объективного мира.

Понятны противоречия и возрастающая дезорганизация между отдельными партиями. Партии будущего — это такие партии, идеология которых будет строиться на различном видении развития государства, но основанном на экогармоничном формировании общественных целостностей, находящихся в неравновесных отношениях с окружающей их средой, и на их дальнейшей самоорганизации.

Чтобы изменить политическую направленность развития цивилизаций, необходима новая политэкономическая сила, новая наука типа нооглобализма. Таким образом, назрела необходимость перехода от субъективного управления экономикой и политикой к объективному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.