КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Структурные элементы этической деятельности (цели, мотивация,
ЗАДАЧИ Русские философы рассматривают человека не как раба божьего, выполняющего свой долг перед богом, а человека, как самостоятельную ценность, имеющего право на личное счастье, свободу поступков и совершенствование. В советский период взгляды общества на социальную работу (социальное обеспечение) существенно изменились. Считалось, что человек в достаточной мере социально защищён и такая её разновидность как благотворительность не требуется. А если все же есть такая категория людей, нуждающихся в помощи и поддержке, то её должно оказывать государство. Поэтому в этот период благотворительность трансформируется в шефскую помощь (дошкольные, школьные и др. учреждения) и распространяется частная благотворительность. В настоящее время профессиональная социальная работа в РБ переживает период становления. В современном обществе главной ценностью государства является человек, его права защищены государством, которое берет на себя ответственность за его благополучие, но в то же время государство поощряет благотворительную деятельность граждан и организаций, поскольку благо каждого человека – это забота и государства, и самого человека, и его окружения. 1в. Понятия терминов «этика», «профессиональная этика», «моральная норма», «этические отношения», «этическое сознание» и др. ЭТИКА (с греч. – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика - одна из древнейших дисциплин, которая возникла как часть философии для обозначения философского учения о морали (Аристотель), призванная на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Трудовая деятельность выступает как пример практической деятельности, т.е.речь должна идти уже о ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ – наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил поведения специалистов различных областей возникла в глубокой древности, в работе «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа» (г. Иллезей, 3тыс. до н.э.). Более целостные профессионально-этические комплексы появляются в XI – XII веках и связаны с ремесленным разделением труда и переходом к ремесленным цехам, поэтому они носят название цеховые уставы (в них отражены требования, регламентирующие отношение к труду, профессии, коллегам по цеху). Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности. Профессиональная этика лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, появляется первоначально как элемент обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики профессиональных групп. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов. Профессиональная этика не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной деятельности людей и представляет собой совокупность норм и правил поведения специалистов, которые могут меняться под воздействием внешних и внутренних факторов. Этика соц. работы основывается на МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ (от лат. – правило, образец) – одна из форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания. Сегодня для соц. работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого соц. работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению единых моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов. Поэтому основными задачами профессиональной этики можно назвать следующие: - воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и профессионала; - содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач; - не допущение противоречий между корпоративными интересами и целями (выражаются в повышении престижа и статуса профессии, получении субсидий на развитие профессиональной деятельности) и задачами профессиональной деятельности, интересами общества и каждого его члена. Сразу возникает две проблемы: - необходимость определения этических критериев ответственности соц. работника - проблемы коллективной ответственности Поэтому ОБЪЕКТОМ изучения этики соц. работы становится профессиональная мораль специалистов, а ПРЕДМЕТОМ – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников. ЦЕЛЬЮ этики соц. работы – является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности. – нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, - формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы. Основными КАТЕГОРИЯМИ этики социальной работы являются: Этические отношения – возникают в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей социального работника в следующих плоскостях: - соц. работник<=>клиент - соц. работник<=>соц. работник - соц. работник<=>соц. окружение - соц. работник<=>организация - соц. работник (как институт соц. работы)<=>государство Этические отношения существуют в виде требований, нравственных принципов, моральных качеств, самоконтроля. Этическое сознание – отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |