Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Структурные элементы этической деятельности (цели, мотивация,




ЗАДАЧИ

Русские философы рассматривают человека не как раба божьего, выполняющего свой долг перед богом, а человека, как самостоятельную ценность, имеющего право на личное счастье, свободу поступков и совершенствование.

В советский период взгляды общества на социальную работу (социальное обеспечение) существенно изменились. Считалось, что человек в достаточной мере социально защищён и такая её разновидность как благотворительность не требуется. А если все же есть такая категория людей, нуждающихся в помощи и поддержке, то её должно оказывать государство. Поэтому в этот период благотворительность трансформируется в шефскую помощь (дошкольные, школьные и др. учреждения) и распространяется частная благотворительность.

В настоящее время профессиональная социальная работа в РБ переживает период становления. В современном обществе главной ценностью государства является человек, его права защищены государством, которое берет на себя ответственность за его благополучие, но в то же время государство поощряет благотворительную деятельность граждан и организаций, поскольку благо каждого человека – это забота и государства, и самого человека, и его окружения.

1в. Понятия терминов «этика», «профессиональная этика», «моральная норма»,

«этические отношения», «этическое сознание» и др.

ЭТИКА (с греч. – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе.

Этика - одна из древнейших дисциплин, которая возникла как часть философии для обозначения философского учения о морали (Аристотель), призванная на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности.

Трудовая деятельность выступает как пример практической деятельности, т.е.речь должна идти уже о ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ – наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил поведения специалистов различных областей возникла в глубокой древности, в работе «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа» (г. Иллезей, 3тыс. до н.э.). Более целостные профессионально-этические комплексы появляются в XI – XII веках и связаны с ремесленным разделением труда и переходом к ремесленным цехам, поэтому они носят название цеховые уставы (в них отражены требования, регламентирующие отношение к труду, профессии, коллегам по цеху).

Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности. Профессиональная этика лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, появляется первоначально как элемент обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики профессиональных групп. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов.

Профессиональная этика не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной деятельности людей и представляет собой совокупность норм и правил поведения специалистов, которые могут меняться под воздействием внешних и внутренних факторов.

Этика соц. работы основывается на МОРАЛЬНЫХ НОРМАХ (от лат. – правило, образец) – одна из форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания.

Сегодня для соц. работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого соц. работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению единых моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.

Поэтому основными задачами профессиональной этики можно назвать следующие:

- воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и профессионала;

- содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач;

- не допущение противоречий между корпоративными интересами и целями (выражаются в повышении престижа и статуса профессии, получении субсидий на развитие профессиональной деятельности) и задачами профессиональной деятельности, интересами общества и каждого его члена.

Сразу возникает две проблемы:

- необходимость определения этических критериев ответственности соц. работника

- проблемы коллективной ответственности

Поэтому ОБЪЕКТОМ изучения этики соц. работы становится профессиональная мораль специалистов, а ПРЕДМЕТОМ – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

ЦЕЛЬЮ этики соц. работы – является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности.

– нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений,

- формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.

Основными КАТЕГОРИЯМИ этики социальной работы являются:

Этические отношения – возникают в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей социального работника в следующих плоскостях:

- соц. работник<=>клиент

- соц. работник<=>соц. работник

- соц. работник<=>соц. окружение

- соц. работник<=>организация

- соц. работник (как институт соц. работы)<=>государство

Этические отношения существуют в виде требований, нравственных принципов, моральных качеств, самоконтроля.

Этическое сознание – отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений.

 

На сам. Раб. – понятия «этические действия», «профессиональный долг»  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.