Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое развитие

Лекция 5. Возрастные особенности развития организма ребенка

План:

1.Физическое развитие дошкольника

2.Развитие опорно-двигательного аппарата

3.Развитие центральной нервной системы

4.роазвитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем

Дети 5-7 лет относятся к старшему дошкольному возрасту. Этот возраст имеет свои особенности в физическом развитии, а также и в функциональном. Большое значение для дальнейшего развития детей имеет физическое воспитание. Возрастные особенности детей данной группы имеют достаточную двигательную базу для достижения хорошего физического развития, повышения уровня физической подготовленности и укрепления здоровья.

В этом возрасте дети овладевают различными движениями, приобретают теоретические знания основ физической культуры, умеют выполнять упражнения осознанно, действовать в коллективе, изменять и перестраивать двигательную деятельность в зависимости от условий и ситуаций. В процессе занятий, игр, гимнастики, ребенок проявляет волевые усилия, у него развиваются психические функции и творческие способности. Именно, в этом возрасте необходимо повысить роль педагогического воздействия в процессе физического воспитания. Знание физического развития, развития функциональных систем, в том числе двигательной способствует успешному обучению и воспитанию в ДОУ.

Организм ребенка отличается от организма взрослого выраженными особенностями строения и функций органов. Главное отличие заключается в том, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Не вдаваясь в детали, под ростом подразумеваются, главным образом, происходящие количественные изменения организма. Под развитием в первую очередь качественные изменения, такие как процесс дифференцировки органов и тканей. Постепенно нарастая, количественные изменения приводят к качественным, в чем собственно и проявляется единство и взаимозависимость роста и развития.

Основные показатели физического развития ребенка оцениваются путем сравнения величины его роста, массы тела с нормами, представленными в стандартных таблицах, которые периодически составляются на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности. Используются различные методы.

Наблюдение за ребенком позволяет проследить общие закономерности его роста и развития. Наибольшая активность процессов роста и увеличения массы тела приходится на ранний возраст. Чем старше ребенок, тем интенсивность их меньше, за исключением пубертатного периода. Рост и нарастание массы тела у детей идут неравномерно. В медицинской и антропологической литературе распространено положение о волнообразности этих процессов, выражающейся в том, что периоды «округления» сменяются периодами «вытягивания» -, т.е. усиленного роста. Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 1-4 и 8 –10 лет, периоды «вытягивания» -5-7 и 11-15 лет (Т.Салми,1960, А. Андронеску, 1970;). Кроме того, отмечаются сезонные колебания: весной и летом прирост длины тела ускоряется, нарастание массы замедляется, осенью усиливается прирост массы тела при более медленном увеличении длины, зимой длина и масса тела растут примерно одинаково. Указанные колебания в значительной мере связаны с характером питания и образом жизни ребенка в разное время года (Н.И. Полина, 1987).

Существуют закономерности градиентов роста, меняющие пропорции тела. Скорость роста увеличивается в цефало-каудальном направлении. Наиболее интенсивно растут кисти, стопы, голени и предплечья, менее – бедра, плечи, туловище, еще медленнее – голова (И.И. Саливон, Н.И. Полина, О.В.Марьина, 1989). Так, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних –в 4, туловища – в 3, высота головы – в 2 раза. В результате изменения пропорций тела перемещается средняя точка его длины. У недоношенного ребенка она определяется над пупком, у доношенного – почти на пупке, у 6-летнего – на середине между пупком и симфизом, у взрослого – на симфизе. В процессе роста ребенок из относительно большеголового, коротконогого, длиннотуловищного постепенно превращается в малоголового, динноногого, короткотуловищного. До периода полового созревания общее увеличение длины тела ребенка происходит в основном за счет роста ног, после него – преимущественно за счет увеличения длины туловища, причем в это время интенсивно утолщается кость и нарастает мышечная масса. Особенностью изменения пропорций тела ребенка является то, что при увеличении какого –либо сегмента соседние пропорционально сокращают свой рост.

К показателям физического развития относят: рост, массу, окружность головы, грудной клетки. Их называют антропометрическими показателями. Для каждого возрастного этапа характерна их определенная величина.

Рост определяется делением клеток, что вызывает увеличение их количества, объема клеток и межклеточного вещества. Интенсивность этих процессов зависит как от особенностей генотипа, так и воздействий окружающей среды

Возрастные изменения пропорций тела протекают неравномерно. У новорожденного длина головы составляет ¼ часть общего роста, у 2-х летнего – 1\5, у 6-летнего – 1\6, а у взрослого человека – ⅛ часть. Срединная точка у новорожденного лежит в области пупочного кольца и с возрастом смещается к середине между ним и лобковой костью. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 роста. К 7 годам ноги с 18 см удлиняются до 62-63 см. Длина рук возрастет до 52-54 см. Гораздо менее изменится длинна туловища, к 8 годам она становится равной 36.9 см. В то же время, многие показатели физического развития (компонентный состав тела, силовые, скоростно-силовые, гибкость, и др.) сравнительно легко изменяются в процессе физического воспитания.

К одним из основных разделов физического воспитания относятся проблемы роста и развития ребенка. Медицинские работники, педагоги, воспитатели, инструкторы по физической культуре в ДОУ должны четко знать о возрастных особенностях показателей детей и целенаправленно воздействовать с помощью физического воспитания на рост показателей физического развития и подготовленности дошкольников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система физического воспитания ребенка в советский период | Развитие опорно-двигательного аппарата
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.